Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРК АВРЕЛИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Marcus Aurelius)
        римский император; см. Аврелий Марк.
Мультимедийная энциклопедия
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) побежденным врагам (121-180), римский император и философ. Родился в Риме, в семье имевшего испанские корни (и консулов в числе предков) Анния Вера, шурина будущего императора Антонина Пия, и Домиции Луциллы, семья которой вела в окрестностях Рима крупное черепичное производство. При рождении получил имя Марк Анний Вер. С малых лет пользовался благосклонностью императора Адриана, который лично заботился о его воспитании и готовил к занятию высшего поста в государстве. В 138 Адриан, которому оставалось жить всего несколько месяцев, усыновил Антонина Пия (т.е. официально назначил его своим преемником), с тем условием, чтобы тот сразу же усыновил Марка (после усыновления - Марк Элий Аврелий Вер) и Луция Цейония Коммода (130- 169, после усыновления - Луций Элий Аврелий Коммод), как следующих кандидатов на престол. В 145 Марк Аврелий женился на двоюродной сестре, дочери Антонина Пия Фаустине Младшей, которая родила ему по крайней мере 13 детей. Около 146-147 он охладел к риторике и, ознакомившись с учением Эпиктета, стал убежденным стоиком. О жизни Марка Аврелия в этот период, вплоть до 161, практически ничего не известно. После смерти Антонина Пия в 161 Марк Аврелий был провозглашен императором, но тут же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий Луцию (мы знаем его как императора под именем Луций Вер). Это был первый случай совместного принципата в Римской империи. Чтобы упрочить связь между императорами, дочь Марка Аврелия Анния Луцилла была помолвлена с Луцием Вером. Практически все правление Марка Аврелия, который по своей природе был не склонен к войнам, вылилось в череду военных конфликтов. Вначале империи угрожало восстание в Британии и нападение германского племени хаттов. Когда спокойствие на Западе было востановлено, парфяне захватили Армению и разгромили две римские армии. Туда направился Луций Вер, и благодаря решительности его военачальников Армению удалось отвоевать (163-164), а Месопотамия стала зависимой от Рима (165-166). Однако возвращавшиеся с победой войска занесли в империю смертоносную болезнь, эпидемия которой произвела ужасные опустошения среди населения. За мором последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения, в 166 германцы вторглись даже в северную Италию, но в 168 их удалось вытеснить из страны. В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем. В том же году имперские сокровища были проданы с торгов, и с 170 по 174 Марк Аврелий находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 Гай Авидий Кассий, талантливый полководец, имевший широчайшие полномочия на Востоке, объявил себя императором, воспользовавшись слухами о смерти Марка Аврелия. Мятеж был быстро подавлен, а Кассий убит, однако это вынудило императора покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями. К северу от Дуная были созданы ничейные области, куда римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи. Марк Аврелий, поспешивший на подавление выступления Кассия, продолжил свою поездку по Востоку, а в 176 отпраздновал в Риме, где не был 8 лет, свой триумф. Вероятно, тогда же была возведена триумфальная колонна Марка Аврелия (в 1589 на установленной заново колонне была водружена статуя апостола Павла), украшенная по всей высоте барельефами. В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем. Обстановка на дунайском рубеже вновь потребовала его присутствия. В 178 римляне одержали здесь важные, хотя и не окончательные победы, но внезапно Марк Аврелий умер (возможно, от чумы). За два дня до смерти он представил Коммода своим друзьям и войску как будущего императора. Весьма интересен характер, раскрывающийся перед нами в принадлежащих Марку Аврелию дневниковых записях на греческом языке (обычно публикуются под названием Размышления, но сам автор называл их К самому себе). Здесь нет оригинальных мыслей, проникнутые духом стоической философии записи интересны именно тем, что не предназначались для опубликования и являются свидетельством мироощущения незаурядного человека той эпохи. При Марке Аврелии христианство оставалось на положении запрещенной религии, и хотя сам император не предпринимал мер по его искоренению, имеющихся законов было достаточно для того, чтобы в разных частях империи происходили гонения и совершались казни христиан. Император поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы и потому усматривал в христианах и их учении угрозу для существующего порядка. Следуя собственному представлению об обязанностях императора, Марк Аврелий тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов. Это был последний из "пяти добрых императоров" в Риме. ЛИТЕРАТУРА Марк Аврелий Антонин. Размышления. М., 1985 Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991 Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    МАРК АВРЕЛИЙ (26.04.121 — 17.03.180) — рим. император с 161. Наследовав Антонину Пию, первонач. правил с Луцием Вером (ум. 169). В своих внутриполитич. начинаниях М. А., подобно своему предшественнику, опирался на сенаторское сословие. М. А. пришлось провести почти все свое правл. в войнах. С 162 по 166 он вел войну с парфянами, окончивш. восстановл. протектората над Арменией и захватом Месопотамии. С 166 по 180 продолжалась т.н. Маркоманская война. Постоян. войны и эпидемии привели к убыли и обнищанию населения. В 172 в Египте произошло восстание подневол. пастуш. крестьянства («буколов»). Последователь стоич. школы, М. А. в соч. «Наедине с собой» выражал стремление к моральному самоусовершенствованию и неверие в обществ. прогресс.
Античные писатели
    Марк Аврелий, Marcus Aurelius Antoninus, 121-180 гг. н. э., римский император и греческий философ. Происходил из состоятельного рода Анниев, с давних пор осевшего в Испании. Родился в Риме, вначале звался Марк Анний Катулл Север. После смерти отца (130 г.) был усыновлен дедом, Марком Аннием Вером. Учился живописи, философии, греческой и латинской грамматике, затем изучал риторику под руководством Фронтона и Герода Аттика. Под влиянием чтения лекций Эпиктета и трудов стоика Квинта Юния Рустика забросил риторику и полностью посвятил себя изучению стоической философии (146 г.). По приказу императора Адриана был вместе с Луцием Вером усыновлен Антонином Пием (138 г.); с этого времени он назывался Марк Элий Аврелий Вер. В 139 г. получил титул цезаря, в 145 г. женился на Фаустине Младшей, дочери Антонина Пия, после смерти которого принял власть (161 г.) и назвал соправителем Луция Вера. Во время своего правления М.А. вел многочисленные оборонительные войны. В 167-175 и 178-180 гг. лично возглавлял борьбу с германскими племенами маркоманов и квадов, а также сарматскими язигами. Вероятно, намеревался создать две новые привинции — Маркоманию и Сарматию, желая расширить границы империи до Карпат. Этим планам воспрепятствовал сначала бунт Авидия Кассия на Востоке (175 г.), а затем внезапная смерть М.А. в Виндобоне (совр. Вена). Как император М.А. заботился о развитии науки и философии — он основал в Афинах 4 кафедры философии (для академиков, перипатетиков, стоиков и эпикурейцев). М.А. враждебно относился к христианам. На годы его правления приходятся кровавые преследования (смерть апологета Юстина в Риме ок. 167 г. и Поликарпа из Смирны в 168 г.), усилившиеся в 177 г. (в основном в Лионе и Виенне в Галлии). — В последние годы жизни М.А. записал на греческом языке свои мысли и рассуждения, но он не имел намерения их опубликовать. Заметки, которым М.А. не дал никакого названия, были изданы только после смерти императора, по-видимому под заглавием Ta eis heauton (Для себя самого; в русской литературе было принято название Размышления). В кн. I Размышлений М.А. кратко характеризует родителей, родственников и учителей и рассказывает, чем он им обязан. Книги II-XII представляют собой собрание разрозненных афоризмов и свободных рассуждений, случайно связанных между собой. Они охватывают определенный круг вопросов: вселенная-бог, вселенная-человек, человеческая душа, человек-другие люди. Невозможно установить точную хронологию создания отдельных книг. Спорным является вопрос, создана ли первая книга раньше остальных. Ошибочно считалось, что М.А. пытался создать новый род литературы и найти собственные, абсолютно новые выразительные средства. Доказано, что Размышления не оригинальны ни с точки зрения содержания (М.А. идет следом за Посидонием, Сенекой и прежде всего за Эпиктетом), ни с точки зрения формы. Размышления М.А. написал простым разговорным языком той эпохи. Ими заинтересовался только император Юлиан Отступник, который взял М.А. за образец. После падения язычества интерес к произведению императора почти исчез, которое вновь получило громкую известность лишь в XVII и XVIII вв. в эпоху Просвещения (в основном в Англии, Франции и Германии). Часто к нему обращались люди, отвергнувшие христианство в поисках этических основ. Сохранилась латинская переписка М.А. с Фронтоном и разрозненные фрагменты речей.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Марк Аврелий
    Марк Аврелий родился в 121 г.н.э. Стал императором в 40 лет, в 180 г. умер. Его "Мемуары", переведенные на греческий язык, представляют собой серию максим, сентенций и наблюдений, сделанных во время тяжких военных походов, без намерения публикации.
    Первое, что впечатляет читателя "Мемуаров", это настойчивая тема бренности всего вещного, текучести всего мирского, монотонности жизни, ее бессмысленности и никчемности. Это ощущение явственно контрастирует с духом греческой классики и начального эллинизма. Античный мир рушился, христианство начинало завоевывать души. Самая грандиозная духовная революция лишала вещи их древнего, и казалось, вечного, смысла. В этой ситуации переоценки ценностей у человека рождалось чувство ничтожности всего того, что его окружало.
    Однако Марк Аврелий не усомнился в истине и глубине древнего стоицизма, показав, что все в жизни за оболочкой внешней никчемности имеет свой точный смысл. 1) На онтологическом и космологическом уровнях он принимает тезис пантеизма Единое=Все, откуда все проистекает и куда все впадает, тем самым он спасает все отдельное от суетности и бессмысленности. 2) То, что дает смысл жизни на уровне этическом и антропологическом, это моральный долг.
    Стоя, как мы знаем, различала в человеке тело и душу, подчеркивая превосходство последней. Тем не менее, это различение не было радикальным, ведь душа оставалась материальной, горячим дыханием, пневмой, т.е. в онтологическом смысле, телом. Марк Аврелий взламывает эту схему, усматривая три начала в человеке: 1) тело, т.е. плоть, 2) душу, т.е. пневму, 3) интеллект, или нус, nous. И, если прежние стоики главным началом - "гегемоном" - полагали высшую часть души, то Марк Аврелий видит интеллект, "нус" вне самой души, в качестве самостоятельной реальности. Ясно, что эта третья инстанция, нус, являет собой наше подлинное "я", надежное убежище от любой опасности, а также неиссякаемый источник все новых энергетических импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Никто не может остановить этого "гегемона" - интеллекта, нашего Демона: его нельзя умилостивить, нельзя уязвить, нельзя против его воли чего-то добиться.
    Уже древняя Стоя акцентировала внимание на том, что органически связует всех людей, но римский неостоицизм впервые во весь голос дал этой самой человеческой связи имя любви. "И еще, что велит рациональная душа, - говорит Марк Аврелий, - любить ближнего, это и истина, и смирение...".
    Религиозное чувство Марк Аврелий не скрывает: "благодарить Богов из самых сердечных глубин", "иметь всегда в мыслях Бога", "взывать к Богам", "жить с Богами". Новые интонации слышим мы в таких словах: "Боги, или они не могут ничего, или же могут что-то. Если не могут, когда ты взываешь к ним с мольбами, - почему? Если могут что-то, то почему бы не попросить их избавить нас от страхов и бесконечных желаний, жалоб, домогательств или избегания чего-либо? Почему же, если они могут оказать помощь людям, они не делают этого? Возможно ты скажешь: "Боги мне дали силу и умение сделать это самому". Так не лучше ли будет, если ты сам себе поможешь, свободно использовав то, что во власти твоей, вместо того, чтобы рабски пресмыкаться в трусливой опаске перед тем, что не от тебя зависит? И кто же тебе сказал, что Боги так завистливы, что не захотят поспособствовать тому, кто верит в свою силу? Начни, попроси их об этом и увидишь".
    Нет сомнения, что Марк Аврелий - триумфатор стоицизма, его апогей, ибо это был "император, суверен, всему миру известный, стоик-проповедник и подвижник" (М.Похленц). Вместе с тем, он был последним стоиком и закат школы был очевиден. К III веку стоицизм как самостоятельное философское течение исчезает.
Философский словарь
Антонин (121 — 180) — философ-стоик, римский император (161 — 180). Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произв. — “К самому себе”. Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии М. А. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у М. А. — первооснова всего сущего; это мировой разум, в к-ром растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через самоуглубление и познание фатальной необходимости, правящей миром. Философия М. А. оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.
Философский энциклопедический словарь 2
        Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180, Виндобона, ныне Вена), рим. философ-стоик, император (с ?61). Автор соч. «К самому себе» (на др.-Греч, яз.), содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики. Практицизм и скептицизм М. А. не позволили ему быть вполне Последоват. стоиком. Стоич. философия сочетается у М: А. с некоторыми идеямн эпикурейцев, перипатетиков и киников. Всё происходящее в мире М. А. рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим его в единое целое. У М.А. сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ. отношение к миру как к богу и требование активного co-трудничества каждого человека с мировыми силами. Как и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от человека, и собств. внутр. миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в котором всё происходит согласно естеств. закону, т. е. paзуму всеобщей природы. Во мн. записях, отступая от стоич. доктрины, М. А. рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеч. начало. В некоторых случаях разум признаётся божеств. истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у Посидония. М. А. не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто варьируемая у М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, некоторые платонич. и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим мес-там увещательной литературы.
        М в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, ?.,1914. Dalfen J., Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Munch., 1967.
        см. также лит. к ст. Стоицизм.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРК АВРЕЛИЙ


будет выглядеть так: Что такое МАРК АВРЕЛИЙ