Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        направление в неокантианстве (См. Неокантианство) конца 19 — начала 20 веков в Германии. Основателями его явились профессора Марбургского университета Г. Коген и П. Наторп. Предшественником М. ш. был Ф. А. Ланге; к М. ш. принадлежали А. Бухенау, А. Гёрланд, В. Кинкель, первоначально также Э. Кассирер и Н. Гартман. В отличие от баденской школы неокантианства, в центре внимания которой были проблемы ценностей, М. ш. разрабатывала по преимуществу вопросы теории познания, логики и методологии.
         Лит. см. при статье Неокантианство.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - англ. Marburg"s school; нем. Marburger Schule. Направление в неокантианстве (Э. Кассирер, Г. Коген, П. Наторп), исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения И. Канта, отождествляющее предмет познания с понятием о нем. придающее большое значение универсальному характеру логического и матем. методов. В понимании общества М. ш. исходит из человека как юридического лица, проводит аналогию между математикой и логикой, с одной стороны, правом и этикой - с другой.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней
    См. <<Коген Герман>>, <<Наторп Пауль>>, <<Кассирер Эрнст>>.
Современная западная философия
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА, - см.: <<неокантианство>>.
Философский словарь
одно из направлений неокантианства. Гл. представителями этого направления были Коеен, П. Наторп, Кассирер, Р. Штам-млер. Отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учению М. ш., философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действительность, философы М. ш. стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология М. ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам. Гл. из этих принципов считался т. наз. принцип долженствования, к-рый был распространен представителями М. ш. и на область социологии. Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители М.ш. рассматривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый “этический идеал”. Представители М. ш. призывали “дополнить” марксизм кантианством. Социологические идеи М. ш. оказали влияние на “легальный марксизм” в России и стали основой ревизии марксизма теоретиками II Интернационала (Бернштеин, Каутский. М. Адлер и др.).
Философский энциклопедический словарь
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА – направление в неокантианстве, основанное Германом Когеном и П. Наторпом, примыкающее к кантонской теории трансцендентальной дедукции и развивающее логистику, постигающую созерцание и действительность посредством понятий или математических средств (логический идеализм). Ощущение является не самостоятельным фактором познания, а неизвестной величиной, лишь побуждающей к познанию. Бытие – это переплетение логических отношений (панлогизм). Категории суть условия познания; суждение истинно и соответствует действительности, если оно образуется в соответствии с этими категориями. Наряду с Когеном и Наторпом видные представители этого течения – Э. Кассирер, Ф. А. Ланге, Альберт Герланд (1869-1952), первоначально также Н. Гартман.
Философский энциклопедический словарь 2
        направление в неокантианстве, исходящее из «трансцендентальнологич.» истолкования учения Канта. Согласно М. ш., всеобщность и необходимость науч. знания объясняются саморазвёртыванием разума и не зависят от ощущения и «вещи в себе». Кантовский дуализм «преодолевается» с последовательно идеалистич. позиций: познание отрывается от психики, а предмет познания отождествляется с понятием о предмете, само же бытие истолковывается как совокупность чистых понятийных отношений. Осн. представители М. ш. Коген, Наторп и Кассирер определяют предмет познания «...не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как объект, формирующийся в прогрессирующем опыте...» (К а с-с и p е p Э., Познание и действительность, СПБ, 1912, с. 384) и «заданный» первоначалом (Ursprung) мышления и бытия. Соответственно, философия «имеет своею целью исключительно творч. работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом познании обосновывает» (Наторп П., Кант и Мар-бургская школа, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913, с. 99). Поскольку эти «объекты» суть объекты культуры в целом, мышление, данное в форме науки и ориентированное на неё, выступает законосообразным творцом культуры.
        Отказ от «вещи в себе» как источника чувств. знания приводит М. ш. к гипертрофированшо активности мышления. Пытаясь преодолеть вытекавший отсюда субъективизм, её представители прибегают к объективно-идеалистич. допущениям, постулируя в качестве предпосылок бытия, мышления и нравственности бога (Коген) или логос (Наторп). Философы М. ш. возводили к трансцендентальным основаниям не только познание, но культуру в целом, включая правовые, этич. и эстетич. её элементы. В понимании общества М. ш. исходит из человека как юридич. лица. Поскольку же высшим юридич. лицом является государство, человек подчиняется его законам. Отсюда аналогия между математикой и логикой, с одной стороны, юриспруденцией и этикой т- с другой. Юриспруденция (Rechtswissenschaft) — математика обществ. наук, тогда как этика — их логика (см. H. Cohen, Ethik des reinen Willens, В., 1904, S. 62—63). Идеи представителей М. га. служили основой ревизионистской концепции «этич. социализма», стремившейся дополнить марксизм этикой Канта.
        С а в а л ь с к и й В. А., Основы философии права в науч. идеализме. М. ш. философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др., т. 1, М., 1908; Вурж. философия кануна и начала империализма, М., 1917, гл. 2, § 2; Кант и кантианцы, М., 1978; D u s s o r t H., L'ecole de Marbourg, P., 1963;
        см. также лит. к статьям Неокантианство, Коген, Наторп, Кассирер.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА


будет выглядеть так: Что такое МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА