Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАНДЕЛЬШТАМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Мандельштам
        Леонид Исаакович [22.4 (4.5).1879, Могилёв, — 27.11.1944, Москва], советский физик, один из основателей школы советских радиофизиков, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1928). В 1897 поступил в Новороссийский университет в Одессе, но был исключен за участие в студенческих волнениях. Продолжал образование в Страсбурге, где специализировался у К. Ф. Брауна по электромагнитным колебаниям. В 1914 возвратился на родину. С 1922 консультант Центральной радиолаборатории в Ленинграде. С 1925 профессор Московского университета; здесь началась совместная работа М. с Г. С. Ландсбергом. Курсы лекций и семинары М. высоко подняли уровень преподавания физики в университете и явились школой, из которой вышли многие известные физики. С 1934 работал в Физическом институте АН СССР. Основные работы по оптике, теоретической физике, радиофизике, радиотехнике. В 1907 впервые доказал, что рассеяние света в оптически однородных средах обусловлено возникновением микронеоднородностей (флуктуаций плотности). В 1918 предсказал появление тонкой структуры у линии Релея (аналогичная теория была опубликована в 1922 Л. Бриллюэном, см. Мандельштама - Бриллюэна рассеяние). Это явление было экспериментально обнаружено в 1930 М. и Ландсбергом на кристаллах, а Е. Ф. Гроссом — на жидкостях. В 1928 М. и Ландсберг открыли явление изменения частоты при рассеянии света на кристаллах — Комбинационное рассеяние света (независимо от Ч. Рамана и К. С. Кришнана). Совместно с Н. Д. Папалекси М. выполнил основополагающие работы по нелинейной теории колебаний. Ими был предложен новый метод возбуждения электрических колебаний, а в 1931 впервые создан параметрический генератор переменного тока с периодически меняющейся индуктивностью. В 1938 М. и Папалекси разработали радиоинтерференционный метод точного измерения расстояний, широко применяемый в геодезии, гидрографии и др. Премия имени В. И. Ленина (1931). Государственная премия СССР (1942). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
         Соч.: Полное собрание трудов, т. 1—5, М., 1947—55; Лекции по теории колебаний, М., 1972; Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике, М., 1972.
        
         Лит.: Папалекси Н. Д., Краткий очерк жизни и научной деятельности Леонида Исааковича Мандельштама, «Успехи физических наук», 1945, т. 27, в. 2, с. 143—58; Леонид Исаакович Мандельштам, М., 1941 (Материалы к библиографии трудов учёных СССР. Серия физики, в. 1); «Известия АН СССР. Серия физическая», 1945, т. 9, в. 1—2.
        Л. И. Мандельштам.
II
Мандельштам
        Осип Эмильевич [3(15).1.1891 — 27.12.1938], русский советский поэт. Родился в Варшаве в семье купца. Учился на романо-германском отделении Петербургского университета. Начал печататься в 1910. Первая книга стихов — «Камень» (1913; 2-е, дополненное издание, 1916), вторая — «Tristia» (1922). В ранних его стихах ощутимо влияние поэзии символистов. С 1912 М. — один из создателей Акмеизма. Окружающему «хаосу» противостоит у него мир культурно-исторических явлений, образов литературы и искусства (особенно архитектуры), которые выражают идею духовной формирующей деятельности, бросающей вызов «стихиям». Слово для поэта является совокупностью накопленных и освященных культурной традицией смыслов (см. статьи М. «Слово и культура» и «О природе слова» в его сборнике «О поэзии», 1928). Личная, лирическая тема М. проявляется не прямо (реальная, предметная связь слов часто нарушена), а сквозь призму сложных словесных ассоциаций. Стихи М. пророчат катастрофу, гибель старой («христианско-эллинской», по его определению) культуры и её «последних» носителей.
         В послереволюционных стихах М. наряду с принятием революции в общедемократическом духе («1 января 1924») всё громче звучит личная тема «отщепенства», «больного сына века» и т. п., что приводит к постепенной социальной и литературной изоляции поэта. Попытки сближения с «веком» в стихах 30-х годов порождают новые для М. темы («Чернозём», «Стихи о неизвестном солдате»), однако поэтический язык М. делается всё более иррациональным, обнаруживаются признаки распада чёткой стиховой структуры. В прозе им написана книга автобиографических рассказов «Шум времени» (1925); повесть «Египетская марка» (1928) — о духовном кризисе интеллигента, жившего до революции на «культурную ренту»; литературно-критическое эссе «Разговор о Данте» (1933).
        
         Соч.: Стихотворения, М. — Л., 1928; Путешествие в Армению, «Звезда», 1933, № 5; [Неизданные стихотворения]: «Москва», 1964, № 8; «Простор», 1965, № 4; «Подъем», 1966, № 1; Разговор о Данте, М., 1967; Записные книжки, «Вопросы литературы», 1968, № 4; Стихотворения. [Вступительная статья Л. Л. Дымшица, составление и подготовка текста Н. И. Харджиева], Л., 1973.
        
         Лит.: Блок А., Собрание сочинений, т. 7, М. — Л., 1963, с. 371; Тынянов Ю., Промежуток, в его книге: Архаисты и новаторы, Л., 1929; с. 568—73; Берковский Н., О прозе Мандельштама, в его книге: Текущая литература, М., 1930; Дымшиц А., «Я в мир вхожу...» (Заметки о творчестве О. Мандельштама), «Вопросы литературы», 1972, № 3; Гинзбург Л. Я., Поэтика Осипа Мандельштама, «Известия АН СССР. Серия литературы и языка», 1972, т. XXXI, в. 4.
         Ал. Морозов.
        О. Э. Мандельштам.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
МАНДЕЛЬШТАМ Надежда Яковлевна (1899-1980), русская мемуаристка. Жена О. Э. Мандельштама. "Воспоминания" (1970) о трагической судьбе поэта, истории его преследования советской системой. "Вторая книга" (1972) - психологический и творческий портрет Мандельштама, роль самой Мандельштам в его жизни, литературное окружение в 20-х -начале 30-х гг., нравственный суд с
позиций христианской этики (порой жёсткий и пристрастный) над писателями - жертвами и пособниками тоталитарно-коммунистического режима.
2.
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938), русский поэт. Муж Н. Я. Мандельштам. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники "Камень" (1913)', "Tristia" (1922). В 1934 за стихотворение, направленное лично против И. В. Сталина, арестован и сослан на 3 года в Воронеж. Цикл "Воронежские тетради" (опубл. в 1966), с венчающей его космической ораторией "О неизвестном солдате", ознаменован проникновением в глубь новых будней - в обездуховленный материк времени. Книга "Разговор о Данте" (опубл. в 1967), автобиографичная проза, статьи о поэзии. В 1938 вновь арестован, погиб в пересыльном лагере.
3.
МАНДЕЛЬШТАМ, физики, отец и сын. Леонид Исаакович (1879-1944), один из основателей отечественной научной школы по радиофизике, академик АН СССР (1929). В 1926 предсказал (независимо от Л. Брил-люэна) изменение длины волны рассеянного света в результате его взаимодействия с упругими волнами в среде. В 1928 открыл (совместно с Г. С. Ландсбергом и независимо от Ч. Рамана и К. С. Кришнана) комбинационное рассеяние света. Разработал (совместно с М. А. Леонто-вичем) теорию рассеяния света. Совместно с Н. Д. Папалекси выполнил основополагающие исследования по нелинейным колебаниям, разработал теорию параметрического возбуждения электрических колебаний, предложил радиоинтерференционный метод. Премия им. В. И. Ленина (1931), Государственная премия СССР (1942). Сергей Леонидович (1910-90), член-корреспондент АН СССР (1979). Труды по атомной спектроскопии, спектральному анализу, спектроскопии плазмы (в т. ч. космической). Государственные премии СССР (1946, 1977).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
1. (Осип Эмильевич (1891-1938) - рус. поэт) Мандельштам Иосиф автор этих разных эпиграмм, - Никакой другой Иосиф не есть Осип Мандельштам. Шутл. ОМ925 (347.3); Ох, до сибирских мехов охоча была Каранович: Аж на Покровку она худого пустила жильца. - Бабушка, шубе не быть, - вскричал запыхавшийся внучек. - Как на духу, Мандельштам плюет на нашу доху. РП Шутл. ОМ931 (356.1); Это какая улица? Улица Мандельштама. Что за фамилия чортова - Как ее ни вывертывай, Криво звучит, а не прямо. Шутл. ОМ935 (213.1); И потому эта улица Или, верней, эта яма Так и зовется по имени Этого Мандельштама... Шутл. ib.; Девочку в деве щадя, с объясненьями юноша медлил И через семьдесят лет молвил старухе*: люблю. // Мальчика в муже щадя, негодуя, медлила дева И через семьдесят лет плюнула старцу в лицо. ((Найдено в архиве одной греческой старухи. Перевел с новогреческого О. Мандельштам) * В указанный момент юноше было 88 лет, а деве - 86 лет (прим. переводчика).) Рем. Шутл. ОМ937 (364.2); Что знает женщина одна о смертном часе? О. Мандельштам Эпгрф. Ахм940 (196.2); В Петербурге мы сойдемся снова. Словно солнце мы похоронили в нем. О. Мандельштам Эпгрф. Ахм940-60 (286); О. Мандельштаму Посв. Ахм957 (245.1); 2. см. ЭМИЛЬ; 3. (Надежда Яковлевна (1900-1980) - жена поэта О. Э. Мандельштама, автор воспоминаний о поэте; см. ЕВРОПА, ЕЛЕНА, ЛИЯ, ЩЕЛКУНЧИК)
Литературная энциклопедия
1. Иосиф Емельянович [1846—1911] — историк русской лит-ры, приват-доцент Петербургского, затем профессор Гельсингфорсского университетов. Р. в еврейской купеческой семье. Окончил Харьковский университет, где преподавал тогда А. А. Потебня. Под воздействием идей последнего сложились научные интересы и воззрения М., большая часть трудов к-рого посвящена сравнительной мифологии и фольклору. Кроме Потебни (см.) на М. повлияли представители культурно-исторического метода. Полемизируя со сторонниками «эстетического метода», Мандельштам писал: «рассматривать писателя как художника, а не как представителя известного общества, известного времени, значит впадать в односторонность... Нет художника вне времени и пространства... При внимательном изучении (даже великих) творцов обнаруживается связь их произведений с временем, и более правильная оценка их стала возможна только с той поры, как критики указали на связь их с обществом, в котором они жили, и с ближайшим кругом, в котором они вращались. Словесность в широком смысле есть результат развития народного самосознания» («Педагогич. музей», 1876, №№ 3 и 4). Отсюда следует вывод, что «история лит-ры есть выражение исторически развившегося народного самосознания». Исходя в основном из потебнианского тезиса об языке как существе поэтического создания, М. подвергает в важнейшей своей работе «О характере гоголевского стиля» (Гельсингфорс, 1902) кропотливому анализу гоголевский «стиль», разумея под последним один только язык писателя, за что критика справедливо упрекала М. в «лит-ой гистологии», в подмене изучения истории литературы изучением «микроструктуры» художественных произведений. В «исторической» части этой работы М. дальше общих утверждений о связи Гоголя «с обществом своей эпохи» не идет. Книга М. является одновременно предшественницей исследований формалистов и «стилевых» штудий В. Ф. Переверзева. Библиография: I. Фома Штитный как один из предшественников реформации, Харьков, 1871; Опыт объяснения обычаев (индо-европейских народов), созданных под влиянием мифа, ч. 1, СПБ, 1882 (диссертация); О характере гоголевского стиля, Гельсингфорс, 1902; Hufvudstomningarai den ryska litteraturen i XIX s., Valvoja, 1898. II. Сумцов Н. Ф., И. Е. Мандельштам, «Вестник Харьковского историко-филологического общества», вып. I, Харьков, 1911, стр. 39—42. III. Словарь членов Общества любителей российской словесности при Московском университете, М., 1911 (наиболее полный список трудов Мандельштама на русск. и шведск. яз.); Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, М., 1924, стр. 135 и 250—251. П. Берков
2. Осип Эмильевич [1891—] — поэт; один из главных деятелей акмеизма (см.). Р. в купеческой семье, окончил
757 Петербургский университет. Творчество М. представляет собой художественное выражение сознания крупной буржуазии в эпоху между двумя революциями. Среди акмеистов М. занимает особое место. Ахматова (см.) дала образцы лирики буржуазного ущерба. У Гумилева (см.) наиболее ярко выражены наступательно-хищнические тенденции русского империализма, но поднимающаяся новая волна рабочей революции в 1912—1914, а больше всего Октябрь 1917, окрасили это выражение чувством исторической обреченности. М. же выразил преимущественно страх своего класса перед какими бы то ни было социальными переменами, утверждение неподвижности бытия. Для поэзии М. характерна тяга к классическим образцам, велеречивая строгость, культ исторических мотивов (древний императорский Рим, Эллада, Палестина) и в то же время полный индиферентизм к современности. Даже ультрасовременный теннис осмысливается М. через «аттические» образы. Вневременность своей поэзии М. подчеркнуто декларирует: «Никогда ничей я не был современник». Для миросозерцания Мандельштама характерен крайний фатализм и холод внутреннего равнодушия ко всему происходящему. Действительность воспринимается им лишь с точки зрения иллюзорной неподвижности ее форм. Вещь как данность — одна из излюбленных его эстетических категорий. Закономерна тяга Мандельштама к законченно-уравновешенным образам, заимствованным из мира архитектурных и скульптурных представлений; они по своей неподвижной природе наиболее соответствуют «чистому покою», которого так упорно ищет М. Любовь М. к полновесным и полнозвучным словам кладет на всю его поэзию отпечаток художественного лаконизма. Классические метры Мандельштама, лишь в исключительных случаях нарушаемые ипостасами, служат средством ритмического выделения отдельных слов, приобретающих таким образом известную самодовлеющую ценность. Эту же функцию в его стиле несут полнозвучные точные рифмы. Искусство понимается М. как «ценности незыблемая ска?ла над скучными ошибками веков». Крайний буржуазный индивидуализм поэта развернут в ряде основных мотивов творчества. «Подлинное» искусство осознается М. как самоудовлетворенное одиночество. Предчувствие социальной катастрофы в предреволюционном творчестве Мандельштама выразилось в мотивах смертной скорби, в ощущении мира «болезненного и странного», от которого автор тщательно отгораживается стеной равнодушия, фатализма. Октябрьская революция не произвела никаких сдвигов в поэтическом творчестве М. Попрежнему для его стихов продолжает быть характерным классический холод исторических образов. Огромная сила инерции, сохранявшая сознание М. нарочито отгороженным от процессов, происходящих в действительности, — дала поэту возможность вплоть до 1925 сохранить позицию абсолютного
758 социального индиферентизма, этой специфической формы буржуазной вражды к социалистической революции. Для этого периода чрезвычайно характерно большое стихотворение «Нашедший подкову» [1923], где декларирован принцип инерции как «извечной» категории. Новизна происходящего подчеркнуто отрицается: «Все было встарь, все повторится снова, / И сладок нам лишь узнаванья миг». В этой формуле нашло себе законченное выражение идеалистическое существо творческого метода М., для которого всякая внешняя перемена осознается как обновленное «узнавание» неизменно существующего. Классовая логика этой творческой концепции сводится к довольно распространенному среди буржуазных идеологов и художников «приему» отрицания реальности перемен, вызванных Октябрем. Это лишь чрезвычайно «сублимированное» и зашифрованное идеологическое увековечение капитализма и его культуры. Однако пооктябрьская действительность, фаталистически «приемлемая» Мандельштамом как неизбежность, начинает все же вызывать в поэте враждебные реакции: «Разбит твой позвоночник, мой прекрасный, жалкий век». Наконец приходит и горькое признание своего социального умирания — «время срезает меня». 1925 знаменует для М. переход к прозе, долее сохранять в неприкосновенности иллюзорный мир классической гармонии стиха было для него невозможно. «Шум времени» — сборник воспоминаний о 90-х гг. прошлого столетия, о 1905, о Феодосии времени врангельщины. В нем М. с большой любовью повествует о либерально-буржуазной интеллигенции, отчетливо сознавая задним числом ничтожность и бесперспективность ее путей. «Мальчики тысяча девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в гусары, — то был вопрос влюбленности и чести». Лирическая повесть «Египетская марка» [1928] знаменует окончательно распад художественной системы М. Уход в бредовой иррационализм сочетается с вульгаризаторским снижением старых классических образов. Например образ разоренного буржуа-рантье развертывается как миф о старце Пергаменте, «стригущем купоны». Мотив боязни революции сочетается с признанием полного своего краха: «Все уменьшается, все тает. И Гёте тает. Небольшой нам отпущен срок». «Странно подумать, что наша жизнь — это повесть без фабулы и героя, сделанная из пустоты и стекла, из горячего лепета одних отступлений, из петербургского инфлуенцного бреда». Кроме стихов и прозы у М. есть книжка статей о поэзии, написанных в духе импрессионистического идеализма. Перу М. принадлежит статья «Утро акмеизма» — один из значительнейших теоретических манифестов школы (еженедельник «Сирена», Воронеж, 30/I—1919). В ней М. декларирует высшую по сравнению с бытием «действительность искусства». Одновременно акмеизм характеризуется здесь как «обуянный духом
759 строительства», провозглашается «реальность материала» искусства, отрицается символистская «надземность» его, провозглашается культ средневековья, где была «благородная смесь рассудочности и мистики и ощущение мира как живого равновесия». Все это еще раз указывает на буржуазный и контрреволюционный характер акмеизма, школы воинствующего буржуазного искусства в канун пролетарской революции. Библиография: I. Камень, 1-я кн. стихов, изд. «Акмэ», П., 1913; То же, изд. 2-е, Гиз, Москва, 1923; Tristia, изд. «Petropolis», Берлин, 1922; Вторая книга, изд. «Круг», Москва, 1923; Шум времени, изд. «Время», Ленинград, 1925; Примус (Стихи для детей), изд. «Время», Ленинград, 1925; Стихотворения, Гиз, Москва — Ленинград, 1928; Египетская марка, изд. «Прибой», Ленинград, 1928. II. Жирмунский В., На путях к классицизму, «Вестник литературы», 1921, IV—V; Эренбург И., Портреты русских поэтов, Берлин, 1922; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, Петроград, 1923; Тынянов Ю., Промежуток (О поэзии), «Русский современник», 1924, IV («Шум времени»); Степанов Н., «Звезда», 1928, VI («Стихотворения»); Рудерман М., «Новый мир», 1928, VIII («Стихотворения»). III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928. Ан. Тарасенков
3. Роза Семеновна [1875—] — библиограф. Р. в Ростове н/Д. До 1914 занималась педагог. работой, в 1918 специализировалась в области библиографии. С 1922 — научный сотрудник ГАХН, позднее — Государственной академии искусствознания. Участвовала в журн. «Вестник книги», «Современник», «Каторга и ссылка», «Вестник Коммунистической академии», «Печать и революция». Ее работы — «Художественная литература в оценке русской марксистской критики» (Саратов, 1921; ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, М., 1928; регистрация доведена до 1927) и «Марксистское искусствоведение» (М., 1929, ред. Н. К. Пиксанова) — являются первым опытом систематической регистрации русской лит-ой критики и искусствоведения одного направления. К существенным недочетам этих работ относится недостаточно четкий принцип отбора материала и установления марксистской квалификации того или иного автора: в список марксистов зачислялись явно буржуазные либералы (напр. Ляцкий). Указатель же «Марксистское искусствоведение» нуждается кроме того в коренной перестройке классификации. Важным начинанием была также регистрация литературно-художественной продукции пролетарских и крестьянских писателей первой четверти XX в., выполненная М. совместно с В. В. Львовым-Рогачевским в указателе «Рабоче-крестьянские писатели» (М., 1926). Библиография: I. Кроме упомянутых работ: Библиография А. Н. Радищева, «Вестник Коммунистической академии», кн. XIII—XV (1925 и 1926); Книги А. В. Луначарского, ред. Н. К. Пиксанова, Л., 1925; Революционное движение в России XVII—XX вв., Систематический указатель литературы, вышедшей в 1924, М., 1925 (совместно с Б. П. Козьминым); То же, за 1925, под ред. Б. П. Козьмина, М., 1927; То же, за 1926, под ред. Б. П. Козьмина, «Каторга и ссылка», 1928, VIII—IX; То же, за 1927—1928, там же, 1929, V—IX. III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928. Н. Ч.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАНДЕЛЬШТАМ


будет выглядеть так: Что такое МАНДЕЛЬШТАМ