МАКСИМ ИСПОВЕДНИК |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(греческое Махimos Homologetes, латинское Maximus Confessor)
(около 580, Константинополь, — 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613—614 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов (См. Монофелиты), которым покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, Неоплатонизма и особенно Ареопагитик (См. Ареопагитики), в распространении которых М. И. сыграл решающую роль. В центре философско-теологической концепции М. И. — проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение воссоединится с творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену (См. Иоанн Скот Эриугена), а также средневековую мистику (См. Мистика).
Соч. в кн.: Migne J. P., Patrologiae cursus completus, ser. graeca, t. 90 — 91, Parisius, 1860.
Лит.: Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника, К., 1917; Balthasar Н. U. von, Kosmische Liturgie. Das Weitbild Maximus’ des Bekenners, 2 Aufl., Einsiedein, 1961; Thunberg L., Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Cph., 1965.
С. С. Аверинцев.
|
Мультимедийная энциклопедия |
СВ. (ок. 580-662), родился в знатной семье в Константинополе.
Оставив должность личного секретаря императора Ираклия, Максим
поступил в монастырь в Хрисополе (Скутари), где впоследствии
стал настоятелем. Всю свою жизнь он был стойким защитником
верховенства папы Римского и главным противником монофелитов,
обеспечившим на Латеранском соборе в 649 осуждение Типоса,
монофелитского по духу указа, изданного императором Константом
II. За это он поплатился длительным заточением и жестокими
пытками. До нас дошли его многочисленные полемические,
экзегетические, аскетические и литургические сочинения. День
памяти святого 13 августа (в Русской православной церкви 21
января и 13 августа по старому стилю). |
Современная Энциклопедия |
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (около 580 - 662), византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, в 662 подвергнут мучениям (отсечению языка и правой руки), сослан. Комментатор "Ареопагитик". Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника - восстановить целостность своей природы и космоса. Оказал сильное влияние на средневековую мистику. |
Русская цивилизация |
преподобный (582-662), родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем имп. Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633, по просьбе будущего патр. Иерусалимского Софрония, прп. Максим отправился в Александрию, чтобы бороться с монофизитской ересью, охватившей весь христианский мир. Везде, где ему приходилось бывать: в Карфагене, Риме, Константинополе — он ревностно отстаивал Православие, наставляя заблуждавшихся и обличая уклонившихся. Способствовал прп. Максим и созыву Латеранского Собора, который осудил монофизитство и предал анафеме его защитников. Ярый поклонник монофизитов имп. Констанс II приказал схватить исповедника, ложно обвинив его в измене отечеству. Прп. Максиму отрезали язык, усекли правую руку и затем сослали в Колхиду. Но милосердный Господь вернул ему способность писать и говорить. По кончине прп. Максима над его могилой совершались чудеса и происходило множество исцелений. Он оставил большое богословское наследие: объяснение трудных мест Священного Писания, толкования молитв, схолии к сочинениям других отцов Церкви, объяснение богослужения, диспуты, трактаты и письма.
Память прп. Максиму отмечается 21 января/3 февраля и 13/26 августа (перенесение мощей). |
Орфографический словарь Лопатина |
Макс`им Испов`едник, Макс`им Испов`едник |
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней |
Максим Исповедник и последняя христологическая баталия
Максим (579/80—662) — это последний самобытный голос греческой Патристики. Среди его работ: "Недоуменное", переведенная на латинский Иоанном Скотом Эриугеной (где обсуждаются сложные пассажи из Дионисия и Григория Нисского), "Вопросы к Фалассию о св.Писании", "Главы о любви", "Мысли о постижении Бога и Христа", "Аскетическая книга", "Истолкование Отца нашего", "Спор с Пирром", "Мистагогия", "Теологические записи" и пр.
Эти произведения значимы и в философском смысле, и в мистикоаскетическом. Максим Исповедник соотносит природу с только мыслимым и ипостаси как конкретное и реальное. Ипостась означает у него не столько индивидуальность, сколько образ и реальную самобытность. Первый человек, по его мнению, был призван соединить в себе тварное бытие, рай со всей землей, превратив всю землю в рай. История мира для него есть история церкви как мистической основы мира. Его теологическое кредо могло бы быть, при известных условиях, опровержением лютеровского ante Litteram: "Кое-кто скажет равнодушно: у меня есть вера, и этого достаточно для спасения". Иаков же возражает: "...и демоны веруют и трепещут". "Вера без дел мертва, как и дела без веры", — заключает Максим.
Возможно, его наибольшим достижением была схватка с монофизитами и монофелитами на Халкедонском Соборе, его борьба с идеей, что Христос наделен одной энергией (монофизиты) и одной волей (монофелиты) божественной природы, что было одной из форм крипто-монофизитства. Максим противостоял такому толкованию со всей твердостью и упорством, настаивая, что у Христа две природы и две воли: божественная и человеческая. Как государственному изменнику ему отрезали язык, отсекли правую руку и сослали в страну лазов на (Кавказ) в 659 г., где через три года он умер. Еще через 18 лет на VI Константинопольском Соборе его тезис о "Христе как истинном человеке и истинном Боге" был утвержден официально. Потому и зовут его Исповедником, т.е. "Свидетелем" подлинной веры в Христа, называя "Неколебимым, ибо его устами глаголет Истина". |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(греч. , лат. Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, — 13.8.662, Лазика), визант. мыслитель и богослов. В молодости гос. деятель, с 613—14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении соч. которого М. И. сыграл решающую роль. В центре филос.-теологич. концепции М. И. — проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, рас-колотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космич. процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику.
Migne, PG, t. 90—91.
Епифанович С. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного М. И., К., 1917; В а l t h a s а г H. U. т.. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners, Einsiedeln, 196l2; fhunberg L., Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor., Cph., 1965. |
|
|