Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАКСИМ ГРЕК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(настоящие имя и фамилия — Михаил Триволис)
        (около 1475, Арта, Греция, — 1556, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской области), публицист, писатель, переводчик. Долгое время учился в Италии, где слушал проповеди Савонаролы. Около 10 лет жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича (См. Василий III Иванович) в 1518 прибыл в Русское государство для перевода церковных книг. В Москве принял деятельное участие в спорах между нестяжателями (См. Нестяжатели) и иосифлянами (См. Иосифляне). Широко образованный для своего времени, М. Г. собрал вокруг себя кружок, в котором обсуждались не только церковно-теоретические вопросы, но и проблемы, связанные с внутренней и внешней политикой великого князя. В состав этого кружка входили Берсень Беклемишев, Вассиан Косой и другие. М. Г., как и нестяжатели, выступил против монастырского землевладения и обогащения церкви. Будучи аскетом по убеждениям, М. Г. резко критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы местного управления — так называемых «кормлений». Сближение с оппозиционными церковными кругами привело к осуждению М. Г. на соборе 1525 и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь. После вторичного осуждения на соборе 1531 М. Г. был сослан в Тверской Отрочь монастырь. В 1551 был переведён в Троице-Сергиев монастырь. М. Г. оставил обширное литературное наследство (свыше 150 названий): проповеди, публицистические статьи, философские и богословские рассуждения, переводы и так далее. Перенося на русскую почву достижения византийского филологического образованности, главным образом в области филологического толкования и критики текста, М. Г. прославлял грамматическое искусство и написал ряд работ, содержащих сведения по фонетике, — «О греческих гласных и согласных, о слогах, о надстрочных знаках греческих и славянских», просодии — «О просодии», «О пришельцах-философах». «Толкования именам по алфавиту» послужили главным источником для позднейших русских азбуковников. М. Г. был признан выдающимся знатоком грамматики: в московском издании грамматики М. Смотрицкого (1648) помещены статьи, частью почерпнутые из сочинений М. Г., частью ошибочно ему приписанные.
        
         Соч.: Сочинения, 2 изд., ч. 1 — 3, Каз., 1894 — 97.
        
         Лит.: Казакова Н. А., Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в., Л., 1970; Иванов А. И., Литературное наследие Максима Грека, Л., 1969; Ягич И. В., Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке, в сборнике: Исследования по русскому языку, т. 1, СПБ, 1885; Ржига В. Ф., Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист, «Тр. Отдела древнерусской литературы института русской литературы АН СССР», 1934, т. 1; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М. — Л., 1947, с. 136 — 66; Клпбанов А. И., К изучению биографии и литературного наследия Максима Грека, «Византийский временник», 1958, т. 14; Denissoff Е., Maxime le Grec et l’Occident, P. — Louvain, 1943.
Современная Энциклопедия
МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (около 1470 - 1555), публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. По происхождению грек; в 1518 выехал в Москву. Сблизился с церковной оппозицией, был осужден на соборах 1525 и 1531. Нравственно-обличительные ("Стязание о известном иноческом жительстве", "Беседы ума с душой"), поучительные ("Главы поучительны начальствующим правоверно") и полемические (в том числе против католиков, магометан, иудеев, эллинов-язычников) статьи; философские и богословские рассуждения; переводы (в том числе отцов церкви), статьи по грамматике и лексикографии. Политический идеал - гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли ("самовластный дар"). Канонизирован Русской православной церковью.
Русская цивилизация
преподобный (ок. 1470-21.01.1556), в миру Михаил Триволис, родился в г. Арта в Албании. Происходя из семьи богатого греческого сановника, он смог получить блестящее образование в Париже, Венеции и Флоренции.
Михаил Триволис был близок с известным итальянским проповедником Д. Савонаролой. Видимо, под его влиянием он уезжает на Афон, где принимает монашеский постриг. В 1518 Максим Грек, как человек большой учености, был приглашен в Москву для написания и переводов церковных книг. Он публично выступил против развода вел. кн. Василия III с Соломонией, считая это неканоничным. Разгневанный князь и его бояре поспешили обвинить св. Максима в искажении свящ. текстов при переводах. Преподобный провел многие тяжкие годы в заключении в разных монастырях. Скончался он в Троице-Сергиевом монастыре, где в Духовской церкви этой обители почивают его мощи.
Максим Грек внес большой вклад в русскую культуру как богослов, философ, .филолог, писатель. Сохранились его труды: нравственно-обличительные («Стязание о известном иноческом жительстве», «Беседа ума с душой»), поучительные («Главы поучительные начальствующим правоверно»), полемические (против католиков, иудеев, язычников, магометан, лютеран, астрологов), философские и богословские трактаты, послания и переводы.
Память прп. Максиму отмечается 21 января/3 февраля.
Энциклопедия Отечеcтво
МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Три-волис) (ок. 1470-1555), публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. По происхождению грек. С 1518 в Москве. Сблизился с церковной оппозицией; осуждён на соборах 1525 и 1531. Нравственно-обличительные ("Стязание о известном иноческом жительстве", "Беседы ума с душой"), поучительные ("Главы поучительны начальствующим правоверно") и полемические (в т. ч. против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов) статьи; философские и богословские рассуждения; переводы (в т. ч. Священного Писания и Отцов Церкви); статьи по грамматике, лексикографии и ономастике; послания. Политический идеал -гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли ("самовластный дар"). Канонизирован Русской православной церковью (1988).
Орфографический словарь Лопатина
Макс`им Гр`ек, Макс`им Гр`ек
Философский энциклопедический словарь 2
        (наст. имя и фам. — Михаил Т p и-волне) (ок. 1475, Арта, Греция, — 1556, ТроицеСергиев монастырь, ныне Загорск Моск. обл.), писатель, переводчик, просветитель. Начальное классич. образование получил на родине в Греции, в 1492—1505 учился в итал. унтах, переводил греч. авторов для Пико делла Мирандолы, продолжил изучение классич. греч. литературы в монастыре на Афоне. В Россию был призван в 1518 Василием III для перевода греч. книг. Из-за расхождений с офиц. церковью после осуждения на соборах 1525 и 1531 26 лет провёл в заточении.
        В духе раннего Ренессанса М. Г. стремился соединить классич. наследие и светскую образованность с принципами христ. учения. Соглашаясь с тезисом Иоанна Дамаскина о подчинённом положении философии по отношению к богословию, М. Г., однако, признавал ценность философии для личности и общества, в первую очередь для укрепления добродетели. Вредными он считал лишь те «внешние» (т. е. светские) науки и филос. теории, которые вредят правильным нравам и религии (напр., философия Эпикура, якобы призывающая искать в жизни наслаждений:). Филос. взгляды М. Г. формировались под влиянием неоплатонизма: во Флоренции он слушал лекции Фичино о Платоне, крого и считал высшим среди философов. М. Г. признавал дуализм души, имеющей «ангельское» происхождение, и тела, в котором она насильственно заточена. Созерцание высшего начала возможно вследствие очищения ума и души (катарсис). У Псевдо-Дионисия Ареопагита заимствовал представление о вездесущности божества; высоко ценил Сократа и Аристотеля, хотя отвергал учение последнего о вечности материи; развивал идею «самовластия» человека, под которым понимал врождённую свободу выбора между добром и злом. В социальной области М. Г. выступал с проповедью нестяжательства, ратовал за отмену монастырской собственности. Впервые в рус. литературе он выдвинул идею просвещённого абсолютизма, предлагая двойное ограничение централизов. власти: внешнее, со стороны советников, и внутреннее, собств. нравств. сдержанностью и милосердием правителя. М. Г. выступил проводником идей итал. Ренессанса, возбудил в России интерес к самостоят. философствованию. Он способствовал общему просвещению, оставил ряд соч. по отд. вопросам рус. грамматики и в общем но теории грамматики, которую считал частью философии, заложив основы рус. грам-матич. науки. Широко известны были его труды по исправлению переводов богослужебных книг, соч. словарного и энциклопедич. характера, а также полемич. произв. против астрологии и суеверий.
        Соч., ч. 1—3, Каз., 1894—972.
        И в а н о в А. И., Лит. наследие М. Г., Л., 1969; К л и-б а н о в А. И., К изучению биографии и лит. наследия М. Г., «Визант. временник», 1958, т. 14; С и н и ц ы н а Н. В., М. Г. в России, М., 1977.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАКСИМ ГРЕК


будет выглядеть так: Что такое МАКСИМ ГРЕК