Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАДЗИНИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Mazzini)
        Джузеппе (22.6.1805, Генуя, — 10.3.1872, Пиза), итальянский революционер, буржуазный демократ, один из вождей итальянского национально-освободительного движения, руководитель и идеолог его левого республиканско-демократического направления. Сын врача, в прошлом деятеля Лигурийской республики. Получил юридическое образование в Генуэзском университете. В 1827 М. вступил в общество карбонариев (См. Карбонарии). С этого времени вся жизнь М. была посвящена борьбе за национальное освобождение и объединение Италии. В 1830 М. был арестован и после 2,5-месячного тюремного заключения вынужден отправиться в изгнание. Крах карбонаризма побудил М. основать в 1831 в Марселе тайную патриотическую организацию «Молодая Италия». Её политическая программа предусматривала освобождение Италии от гнёта австрийской империи, ликвидацию абсолютистских режимов и светской власти пап и создание единого, суверенного итальянского государства в форме буржуазно-демократической республики, опирающейся на всеобщее избирательное право и политические свободы. Условием достижения этих целей М. считал общеитальянскую революцию и партизанскую войну «низов», руководимых буржуазными революционерами. М. ориентировался на народ как главную силу в национально-освободительной борьбе; однако он обходил вопрос о наделении крестьян землёй, опасаясь оттолкнуть от национального движения либеральное дворянство и землевладельческую буржуазию. Идея М. о том, что наиболее многочисленные и бедные классы следует привлечь к революции обещанием улучшить их материальное положение, со временем стала оттесняться его идеалистической этико-религиозной концепцией, представлявшей участие в освободительном движении как религиозный долг и священную миссию итальянского народа, доверенную ему богом (отсюда лозунг М. — «Бог и народ»). Благодаря активной пропаганде, развёрнутой «Молодей Италией», идеи М. получили распространение главным образом на севере и в центре страны, где была создана сеть тайных мадзинистских организаций. Однако подготовленные в 30—40-х годах М. и его последователями заговоры и восстания оканчивались неудачей вследствие оторванности от масс и произвольного выбора момента выступлений. Желая расширить массовую базу своей организации, М. попытался привлечь к борьбе за объединение страны рабочих. В 1840—41 в Лондоне им был основан (в рамках «Молодой Италии») «Союз итальянских рабочих», имевший отделения в ряде европейских стран. С целью сплочения демократических и республиканских сил Европы и распространения идеи солидарности европейских народов в борьбе с тиранией М. основал в 1834 в Швейцарии революционную организацию «Молодая Европа», а в 1846 — «Интернациональный союз народов». С началом Революции 1848—49 М. приехал в Милан, где основал газету «Италия дель пополо» («L’ltalia del Popolo» — «Италия народа»), призывавшую к борьбе за единство страны и к созыву общеитальянского Учредительного собрания. После падения революционного Милана М. как рядовой боец примкнул к отряду Гарибальди, отступившему в Швейцарию. В феврале 1849 в связи с новым революционным подъёмом М. отправился в Центральную Италию. С марта до июля М. возглавлял триумвират (правительство) Римской республики 1849, став одним из вдохновителей её героической борьбы против контрреволюционной интервенции. Падение революционного Рима заставило М. эмигрировать. Поражение Революции 1848—49 побудило ряд левых демократов выступить с критикой недостатков программы и методов М. Число его сторонников стало сокращаться, особенно после провала Миланского восстания 1853, организованного при поддержке М. Стремясь преодолеть усилившийся разброд среди демократов, М. основал в 1853 республиканскую «Партию действия». Во время войны 1859 против Австрии и нового революционного подъёма 1859—60 М. в противовес планам пьемонтских монархистов создать Северо-итальянское королевство призывал к расширению народного движения с целью освобождения и объединения всей Италии. Весной 1860 М. содействовал организации освободительной экспедиции Гарибальди на Юг; после вступления гарибальдийской армии в Неаполь М., прибывший туда в сентябре 1860, советовал Гарибальди двинуть революционные войска на освобождение Рима и добиваться созыва общеитальянского Учредительного собрания для решения вопроса о политическом устройстве воссоединённой Италии. Но этот план завершения объединения страны революционно-демократическим путём не был осуществлен. М. снова эмигрировал. В 60-е годы, борясь за воссоединение Рима и Венеции с образованным в 1861 итальянским государством, М. и его сторонники усиленно стремились использовать рабочих для разрешения этой задачи, старались возглавить руководство рабочими обществами и приобщить их к политической борьбе. Однако развитый М. план социального переустройства общества носил утопический характер. Искренне возмущаясь тяжёлым положением масс, предсказывая неизбежность «освобождения рабочих», М. надеялся ликвидировать социальное неравенство и систему наёмного труда путём создания потребительских и производств, ассоциаций, которые осуществят соединение капитала и труда в руках производителей. Он подчёркивал, что переход к справедливому строю должен совершиться мирным путём, «без внезапных и насильственных пертурбаций ранее приобретённой собственности». М. решительно отвергал закономерность классовой борьбы пролетариата против буржуазии; это явилось одной из причин отрицательного отношения М. к Парижской Коммуне и 1-му Интернационалу. Как неутомимый борец за единство и независимость Италии, как страстный поборник демократических и республиканских принципов, М. занимает почётное место в истории Италии.
         Соч.: Scritti editi ed inediti, v. 1—101, Imola, 1906—61; в русском переводе — Избранные мысли, М., 1905.
        
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 7—19, 21—22, 27—35 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 49; Герцен А. И., Собрание сочинений, т. 10—11, М., 1956—57 (см. Именной указатель); Грамши А., Избранные произведения, перевод с итальянского, т. 3, М., 1959; Кирова К. Э., Концепция итальянской революции в ранних работах Мадзини, в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; её же, Джузеппе Мадзини и утопический социализм (1830—1840), в сборнике: История социалистических учений, М., 1964; Цыпкина З. М., Герцен и деятели итальянского национально-освободительного движения (1848—1852), в сборнике: Объединение Италии, М., 1963; Манакорда Г., Итальянское рабочее движение по материалам съездов, перевод с итальянского, М., 1955; Gramsci A., Il Risorgimento, Torino, 1949; Berti G., I democratici e l’iniziativa meridionale nel Risorgimento, Mil., [1962]; его же, II pensiero sociale di Mazzini, «Nuova Rivista storica», 1964, № 1—2: Della Peruta F., I democratici e la rivoluzione italiana, Mil., 1958; G. Mazzini e la Republica Romana, Roma, 1949; Mastellone S., Mazzini e la Giovine Italia, v. 1—2. Pisa, 1960; Salvemini G., Scritti sul Risorgimento, Mil., 1961; Scirocco A., I democratici italiani da Sapri a Porta Pia, Napoli, 1969.
         В. С. Бондарчук.
        Дж. Мадзини.
Современная Энциклопедия
МАДЗИНИ (Mazzini) Джузеппе (1805 - 72), вождь республиканско-демократического крыла итальянского Рисорджименто. Основатель "Молодой Италии". Активный участник Революции 1848 - 49, глава правительства Римской республики 1849, в 1860 один из организаторов похода "Тысячи" (революционный отряд Дж. Гарибальди). Призывал к национальному освобождению Италии и ее объединению.
1000 кратких биографических данных
Джузеппе (1805 - 1872) - известный итальянский революционер; организатор и руководитель союза "Молодая Италия".
Литературная энциклопедия
(Маццини) Джузеппе [Guiseppe Mazzini, 1805—1872] — знаменитый итальянский революционер, политический оратор, публицист и критик. Один из главных деятелей итальянского национально-освободительного движения («Рисорджименто»), бывшего по преимуществу движением буржуазным (в нем объединились основные слои буржуазии и даже некоторые группы дворянства: неогвельфы). Задачей его являлась окончательная ликвидация остатков феодализма через объединение Италии и уничтожение государств на ее территории, задерживавших процесс капиталистической консолидации страны. Мадзини был руководителем наиболее левого республиканского крыла «Рисорджименто». Идеолог радикально-демократической мелкобуржуазной интеллигенции, М. первый «освежил затхлую атмосферу покаянных настроений и проповеди смирения бодрым словом, призывавшим к деятельности и подвигу» (Фриче). Великий агитатор и
688 организатор, Мадзини «занимает первое место среди тех, кто создал Италию» (Болтон-Кинг). Деятельность М. выходит далеко за пределы истории литературы; ее полная оценка, может быть дана только в общей политической истории Италии. Тем не менее великий революционер был и крупным писателем, который сражался за республику пером, как Гарибальди сражался за нее мечом. Его патетический стиль необычайно ярко выражает психику «апостола итальянской свободы». Своей богатой образностью и пламенной риторикой Мадзини напоминает манеру Виктора Гюго (см.), будучи в то же время лишен позерства, столь характерного для писаний последнего. Свою лит-ую деятельность М. начал в 1828 как лит-ый критик. М. был в то время горячим сторонником романтизма («К. Ботта и романтики»), восторженно приветствовал произведения Мандзони (см.) и его школы («О романе вообще и об „Обрученных“ в частности», «Мысли об исторической драме»). В 1830 Мадзини переживает перелом, целиком отдается политике и, укрепившись в убеждении, что «искусство — явление по преимуществу социальное», осуждает Гёте (за 1-ю ч. «Фауста») и Байрона (за «Манфреда») как представителей индивидуализма, порождающего в политике деспотизм. Продолжая разделять воззрения романтиков на морально-гражданские задачи художественного творчества и сочувствуя их религиозной настроенности (Мадзини верил в бога и в бессмертие души, как в «геометрическую формулу», и видел в деистической религии опору общественного строя), он развенчивает романтиков за индивидуализм, непротивленчество и оппортунизм, противопоставляет им Фосколо (см.) как поэта «революционной» школы и объявляет задачей литературы проповедь национализма и «призыв к беспрерывной борьбе» («Взгляд на итальянское литературное движение после 1830»). В 1831 Мадзини создает знаменитый журнал «Молодая Италия» (орган одноименного общества). Статьи М. насыщены теперь пламенной агитацией, обращенной к юношам, женщинам и даже священникам, которых он призывал отдаться делу освобождения отчизны, опираясь на народ, «этот первейший элемент всякой революции», «это великое единство, все охватывающее», «воплощение всех прав, всех сил и воль». Влияние идей М. испытали все писатели радикально-демократического направления — Гверацци, Никколини, Мамели, даже молодой Кардуччи (см.). Тем не менее «народничество» Мадзини при всей революционности имело ярко выраженную мелкобуржуазную сущность, обнаружившуюся в отношении М. к нарождающемуся рабочему движению. Его критика развивавшегося в Италии капитализма была не передовой, а реакционной, т. к. сочеталась с ненавистью к социализму, упраздняющему собственность и «лишающему труженика плодов его труда», борющемуся с религией, этой «вечной и прочной опорой наших прав и обязанностей»,
689 отвергающему отечество и национализм и сводящему все к классовой борьбе. В противовес учению Маркса М. намечает утопическую программу объединения рабочих в производительные ассоциации, имеющие целью не уничтожение собственности, а только устранение ее неравномерного распределения. Так, идейный вождь итальянской национальной революции оказался слеп к подлинному смыслу исторического процесса и не сумел рассмотреть великое будущее начинавшегося международного рабочего движения. Но это было естественным результатом буржуазного характера всего национально-освободительного движения. Библиография: I. Сокращ. издания вышли по-немецки (2 тт., Гамбург, 1868) и по-английски (6 тт., Лондон, 1864—1870); Переписка Мадзини в следующ. изд.: Parigi, 1895; Roma, 1905. Lettere inedite, Roma, 1885; Duecento lettere inedite, Torino, 1888; См. еще: Scritti e ricordi autobiografici di Mazzini, 1912; King H., Letters and recollections of Mazzini, 1912; Scritti editi e inediti, Edizione Nazionale, 46 vv., Imola, 1920—1926. II. Герцен А. И., Былое и думы, чч. 5 и 6, Сочин., под ред. М. К. Лемке, тт. XIII—XIV, П., 1919—1920 (прочие высказывания Герцена о Мадзини см. по именному указателю, приложенному к т. XXII, 1923); Толстой Л. Н., Письмо Мадзини о бессмертии; Кинг-Больтон, История объединения Италии, том I, М., 1901; Г-ская Н., Джузеппе Мадзини, «Русская мысль», 1906, VII; Гершензон М. О., Образы прошлого, М., 1912 (Герцен и Запад, стр. 175—282); Шрейдер И., Мадзини о национальном вопросе, «Голос минувшего», 1913, V; Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, ч. 1, М., 1916; Nencioni E., Seggi critici di letteratura italiana, gli scritti letterari di G. Mazzini, 1898; King В., Mazzini, 1902; Oxilia G. U., G. Mazzini uomo e letterato, 1902; Luzio A., Mazzini, Milano, 1905; Momigliano, G. Mazzini e le idealita moderne, Milano, 1905. Статья о литературной деятельности Мадзини: Tiritelli, Nuova Antologia, serie II, v. XVII, 1879; Sacerdote S., Rivista Europea, v. XXXII, 1883; Ricifari F., Concetto dell’arte e della critica letteraria nella mente di G. Mazzini, Catania, 1896; Peretti N., Gli scritti letterari di G. Mazzini, Torino, 1904. III. Canestrelli, Bibliografia degli scritti di G. Mazzini, Roma, 1893; Conti Giov., Mazzini G., I problemi dell’epoca: scritti politici e sociali. Prefazione di Arcangelo Ghisleri. Introduzione, note, bibliografia, Roma, 1920. C. Мокульский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАДЗИНИ


будет выглядеть так: Что такое МАДЗИНИ