Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАДХЬЯМИКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(санскр. — срединная)
        основное философское учение буддизма махаяны (См. Махаяна), возникшее в Индии во 2 веке н. э. и развивавшееся в Индии во 2—9 веках, а также в Китае (с 4 века), Тибете (с 9 века), Монголии и Японии. Основателем М., по преданию, считают Нагарджуну (См. Нагарджуна). В основе учения М. лежит идея о непредставимости истины в категориях бытия или небытия. Вместо этого вводится понятие «шуньяты» («пустотности», «нулевой» характеристики) как абсолютного состояния, с точки зрения которого всякая действительность не обладает никакой сущностью, являясь чистой формой или энергией. Гносеологическую позицию М. характеризует последовательный методологический критицизм. Диалектический метод М. применяется с целью демонстрации того, что всякое умственное представление оказывается иллюзией. В этике М., естественно вытекающей из её метафизических и гносеологических утверждений, проповедуется учение о «срединном пути» как оптимальном средстве религиозного спасения. Взгляды М. оказали влияние на развитие индийской математики (открытие нуля) и диалектической логики адвайта-веданты. За пределами Индии М. непосредственно способствовала возникновению Дзэн.
         Лит. см. при ст. Буддизм.
         А. М. Пятигорский.
Орфографический словарь Лопатина
мадхьям`ика, мадхьям`ика, -и
Философский энциклопедический словарь 2
        (санскр., от мадхья — средняя, срединная), шуньявада (санскр., от шунья — пустая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит. филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамитасутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), систематизирование учения было осуществлено во 2 в. н. э. Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (3 в.). В дальнейшем М. разделилась на М.прасангика (5—8 вв.), основанную Буддхапалитой и Дантапури и развитой особенно Чанд-ракирти (7 в.) и Шантидевой (8 в.) в Наланде (центре ср.-век. буддийской образованности и культуры), и М.сватантрика, основанную Бхававивекой (6 в.), которая в свою очередь разделилась на две школы (первая соединилась с вайбхашикой, вторая — с йогачарой). Гл. источники — «М.карика» Нагарджуны и комм. к ней «Прасаннапада» Чандракирти — пролегомены не только к М., но и ко всей махаяне.
        В основе М. лежит отрицание реальности бытия дхарм и, т. о., наиболее радикальное в буддизме отрицание реальности внеш. мира и одновременно, в отличие от др. школы махаяны, йогачары, — реальности внутр. мира. М. утверждает, что признание существования всего — одна крайность, непризнание — другая, истина — в середине, что и есть шунья, т. е. пустота. М. определяет эту позицию как утверждение срединной т. зр. истинного буддизма (мадхья). Поскольку нирвана в системе М. предстаёт как истинное понимание мира, состояние шуньи, то для М. характерно подчёркивание тождественности абсолюта и мира (нирваны и сансары).
        Особенностью школ махаяны, в частности М., является развитие собственно гносеологич. проблематики. Отрицая концептуальное, понятийное мышление, М. противопоставляет ему интуитивное прозрение (прадж-ня), определяющее состояние шуньи, в котором нет дуализма субъекта и объекта и, в отличие от йогачары, принципа субъективности вообще. Для доказательства непригодности понятийного мышления М. выработала своеобразный «диалектич.» метод, приводящий категории разума к противоречиям и утверждающий неразличимость мышления и бытия.
        М. оказала влияние на веданту (философию Шанка-ры) — в формулировании учения о майе, иллюзии эмпирич. бытия.
        Радхакришпая С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Schmidt K., Leer ist die Welt, Konstanz, 1953; M u r t i T. R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, L., I9602;
        см. также лит. к ст. Махаяна.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАДХЬЯМИКА


будет выглядеть так: Что такое МАДХЬЯМИКА