Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАДАЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Madach)
        Имре (21.1.1823, Альшострегова, — 4.10.1864, там же), венгерский поэт и драматург. Родился в дворянской семье. В Пештском университете изучал философию и право; служил адвокатом, затем судьей. Первый сборник стихов — «Цветы лиры» (1840). Сочувственно встретил Революцию 1848—1849 (стихотворный цикл «Лагерные картины»). После поражения революции скрывал у себя личного секретаря Л. Кошута, за что был приговорён к году тюремного заключения. В сатирической драме «Цивилизатор» (1860) он высмеял австрийских поработителей. В 1859—1860 М. написана философская драма в стихах «Трагедия человека» (опубликована 1861, русский перевод 1904), герои которой Адам и Ева, являясь в различных исторических воплощениях, олицетворяют трагическую безысходность судьбы человечества, однако конечный вывод драмы: истинная цель жизни — борьба. В драме — «Моисей» (1861) М. призывал народ отстаивать национальную свободу.
        
         Соч.: Osszes muvei, 1—2 kot., Bdpst 1942; Valogatott muvei, Bdpst, 1958.
         Лит.: WaIdapfel J., Gorkij es Madach, Bdpst, 1958: Soter I., Alom a tortenelemrol. Az Madach lmre es az ember tragediaja, Bdpst, 1969.
         Е. И. Малыхина.
Литературная энциклопедия
Эмерих [Imre Madcch, 1829—1864] — венгерский писатель, происходит из стародворянской семьи. Вовлеченный в политическое движение 40-х гг., М. сотрудничал в одной из умеренно-либеральных газет и хотя в революции 1848 активного участия не принимал, однако преследовался реакцией, наступившей после подавления революции, как и многие другие умеренно-либеральные националисты. М. враждебно относился к австрийскому абсолютизму, а вместе с тем и к развившемуся капитализму. В главном произведении М. «Az ember tragediaja» (Человеческая трагедия), написанном в 1857—1860, находит себе выражение чувство глубокого разочарования, вызванного крахом либеральных идей. Это историко-философское драматическое произведение Мадача (представляющее собой мозаичную компиляцию из отдельных мест родственных по теме классических произведений — гётевского «Фауста», байроновских «Манфреда» и «Каина», мильтоновского «Потерянного рая» и т. д.) изображает в 12 картинах историю человечества от его возникновения до превращения земного шара в ледяную глыбу. «Человек», символизируемый в образе райского Адама, в отдельных явлениях-сновидениях драмы принимает все новые и новые формы (египетского фараона, грека Мильтиада, римлянина Сергиола, крестоносца Танкреда, астронома Кеплера, героя Французской революции Дантона) и каждый раз борется за новые идеалы, но борьба его всегда оказывается тщетной. Все исторические эпизоды кончаются тем, что «презренная толпа» втаптывает в грязь идеи героев, мудрецов и вождей. Современность дана в образах лондонского уличного быта. Показываются темные стороны капиталистического строя (пауперизм, проституция и т. д.), но с феодально-реакционной точки зрения.
687 От утилитаризма и делячества эпохи свободной конкуренции «человек» бежит в будущее и появляется в фаланстере; в этой сцене Адам-Мадач в своей неизменной индивидуалистической позе подвергает дешевому и пошлому осмеянию идеи социализма. В конце-концов — в лице прозябающего на охладевшей земле эскимоса — «Человек» убеждается в тшете всего земного и после ряда сновидений, проснувшись в раю, хочет наложить на себя руки. Но узнав, что Ева стала матерью, он находит утешение в семье и боге. Эта насквозь реакционная философия жизни красной нитью проходит через всю драму, которую буржуазная официальная критика оценила как классический шедевр венгерской литературы. Эта драма переведена на многие языки, в том числе и на русский. Библиография: I. На русский яз. перев.: Человеческая трагедия, перев. В. А. Мазуркевич, «Всемирный вестник», 1904; То же, перев. Д. Крашенинникова, СПБ, 1905; То же, перев. Н. Холодковского, в изд. «Дешевой библиотеки» Суворина, СПБ, б. г.; Osszes muvei, Kiadta Gyulai P., 2 тт., 1880. II. Болдаков И. М., Ст. в «Русском обозрении», 1893, № 7. Ш. Цобель-Лани
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАДАЧ


будет выглядеть так: Что такое МАДАЧ