ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ |
Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь |
Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) - деятель большевистской партии и советского государства, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киевской гимназии (1887-95) и Цюрих. университете (1895-98), где посещал, в частности, философский и биопсихологический семинар Р. Авенариуса; в конце 90-х гг. сблизился с группой "Освобождение труда"; один из пяти членов "литературной группы большевиков", соредактор газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1909 примкнул к группе "Вперед" (А.А. Богданов и др.) и оказался вне партии большевиков; в мае 1917 вошел в Петербург, группу "межрайонцев" (Л. Троцкий, В. Володарский, М. Мануильский, М. Урицкий и др.), вместе с которыми вновь был принят в большевистскую партию и стал активным участником Октябрьской революции; в 1917-29 - нарком просвещения, в 1929-33 - председатель ученого комитета при ЦИК СССР.
Культурологическая концепция Луначарского сформировалась еще в дооктябрьский период, когда он присоединился к группе Богданова, выдвинувшего, в числе прочего, идею "пролетарской культуры". В развернувшейся в 1913 в социал-демократической печати дискуссии по проблемам культуры Луначарский занял промежуточную, "центристскую" (между сторонниками и противниками идеи "пролетарской культуры") позицию, сохранив ее в общем до конца жизни.
Основные положения культурологической концепции Луначарского дооктябрьского периода: культура - понятие, противопоставляемое природе; это - все продукты человеческого труда; основа развития культуры - взаимодействие между человеком и природой; классовость - принцип культуры, кроме первобытной и будущей социалистической; нац. основа культуры, возможно, останется навсегда, но человечество неудержимо идет по пути интернационализации культуры; интернационализм не предполагает уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии, а лишь их гармонию; единые особые, внутренне связанные культуры вырастают на почве интереса общественных групп, но эволюция культуры к ее вершинам заключается в формировании творческих личностей; господствующие классы накладывают на культуру особый отпечаток, культура диктуется правящим классом, хотя не он непосредственно ее создает; материальная - созидается трудовыми классами, а тонкие формы духовной культуры - интеллигенцией; угнетенные классы до нек-рой степени приобщены к господствующей культуре, но уже при капитализме рабочий класс начинает ковать свою культуру в теоретической (марксизм), политической и экономической областях, в формах борьбы и организации, в формах быта; возникает также пролетарское социал-демократическое искусство в том же смысле, как искусство христианское, буддийское или эллино-греческое; культура угнетенных классов - это бедная, классовая, резко обособленная культура; классовая, пролетарская культура - органическая метаморфоза общечеловеческой культуры; история истинно человеческой, внеклассовой победоносной, светлой культуры начнется только с победы социализма. Эти общие положения культурологической концепции Луначарский вырабатывал и совершенствовал в своих многочисленных литературоведческих, литературно-критических, социально-политических и философских статьях.
В 20-е гг. у Луначарского во взглядах на культуру появились новые акценты: его высказывания о "Бесчеловечности" культуры вызвали критику сторонников чисто классовой культуры - и он стал отстаивать мысль об относительности "общечеловеческого" в культуре; ужесточилась критика современной буржуазной культуры как культуры якобы "изживающей себя"; умножились филиппики против "упаднического", "глупого", "развратного", "буржуазного искусства", "чесавшего пятки буржуазии"; буржуазный строй представлялся как строй варварский и менее культурный, чем, скажем, античный.
Луначарский доказывал, что все великое в нынешней культуре - антибуржуазно, что из наследия капитализма нельзя воспользоваться даже малой долей; настаивал на необходимости "лабораторного строительства" особой, самостоятельной, абсолютно пролетарской культуры, подчеркивал нетождественность пролетарской и социалистической культуры, которая в переходный период только зарождается и будет достраиваться новыми поколениями. В программу строительства новой культуры Луначарского входило также создание крестьянской литературы.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(псевдоним - Воинов) (1875-1933), русский писатель, публицист, издатель и
первый народный комиссар просвещения СССР (1917-1929). Родился 23 ноября
1875 в Полтаве в семье состоятельных чиновников; учился в киевской
гимназии, где увлекся революционными идеями. Вскоре ему пришлось бежать из
страны. В Цюрихе (1892-1894) изучал естественные науки и экономику; в
Париже (1894-1896) - эстетику, искусствоведение и литературу. Вернувшись в
Россию, с 1896 по 1904 был политическим агитатором, подвергался арестам и
тюремному заключению. За границей в 1904 редактировал вместе с Лениным
большевистские издания; в 1905 возвратился в Санкт-Петербург, был
арестован, бежал в Стокгольм.
Луначарский получил международную известность в 1908 за сочинение Религия
и социализм, где провозглашал, что "социалистическое учение есть подлинная
религия человечества". В Италии в 1910-1911 он организовывал специальные
школы по системе М.Монтессори, в Париже вплоть до Февральской революции
занимался журналистикой. По возвращении в Санкт-Петербург попал в тюрьму.
Освобожденный Октябрьской революцией, был назначен народным комиссаром
просвещения 7 ноября 1917. Луначарский организовал советскую систему
образования, внедряя прогрессивное обучение, и оказал действенное влияние
на советскую литературу, поддерживая авангардистов, однако настаивая на
сохранении всех ценностей прошлого. Его радикальные эксперименты в области
образования вызвали широкий отклик как в России, так и за ее пределами.
Упадок дисциплины в школах вызвал наконец неудовольствие Сталина, который
в 1929 отправил Луначарского в отставку, заменив его А.С.Бубновым.
Умер Луначарский 28 декабря 1933.
ЛИТЕРАТУРА
Луначарский А.В. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1963-1967
Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1967
Лебедев А.А. Эстетические взгляды Луначарского, 2-е изд. М., 1969
Трифонов Н.А. А.В.Луначарский и современная литература. М., 1974
О Луначарском. Исследования. Воспоминания. М., 1976
А.В.Луначарский. Исследования и материалы. М., 1978 |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) - деятель большевистской партии и советского государства, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киевской гимназии (1887-95) и Цюрих. университете (1895-98), где посещал, в частности, философский и биопсихологический семинар Р. Авенариуса; в конце 90-х гг. сблизился с группой "Освобождение труда"; один из пяти членов "литературной группы большевиков", соредактор газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1909 примкнул к группе "Вперед" (А.А. Богданов и др.) и оказался вне партии большевиков; в мае 1917 вошел в Петербург, группу "межрайонцев" (Л. Троцкий, В. Володарский, М. Мануильский, М. Урицкий и др.), вместе с которыми вновь был принят в большевистскую партию и стал активным участником Октябрьской революции; в 1917-29 - нарком просвещения, в 1929-33 - председатель ученого комитета при ЦИК СССР.
Культурологическая концепция Луначарского сформировалась еще в дооктябрьский период, когда он присоединился к группе Богданова, выдвинувшего, в числе прочего, идею "пролетарской культуры". В развернувшейся в 1913 в социал-демократической печати дискуссии по проблемам культуры Луначарский занял промежуточную, "центристскую" (между сторонниками и противниками идеи "пролетарской культуры") позицию, сохранив ее в общем до конца жизни.
Основные положения культурологической концепции Луначарского дооктябрьского периода: культура - понятие, противопоставляемое природе; это - все продукты человеческого труда; основа развития культуры - взаимодействие между человеком и природой; классовость - принцип культуры, кроме первобытной и будущей социалистической; нац. основа культуры, возможно, останется навсегда, но человечество неудержимо идет по пути интернационализации культуры; интернационализм не предполагает уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии, а лишь их гармонию; единые особые, внутренне связанные культуры вырастают на почве интереса общественных групп, но эволюция культуры к ее вершинам заключается в формировании творческих личностей; господствующие классы накладывают на культуру особый отпечаток, культура диктуется правящим классом, хотя не он непосредственно ее создает; материальная - созидается трудовыми классами, а тонкие формы духовной культуры - интеллигенцией; угнетенные классы до нек-рой степени приобщены к господствующей культуре, но уже при капитализме рабочий класс начинает ковать свою культуру в теоретической (марксизм), политической и экономической областях, в формах борьбы и организации, в формах быта; возникает также пролетарское социал-демократическое искусство в том же смысле, как искусство христианское, буддийское или эллино-греческое; культура угнетенных классов - это бедная, классовая, резко обособленная культура; классовая, пролетарская культура - органическая метаморфоза общечеловеческой культуры; история истинно человеческой, внеклассовой победоносной, светлой культуры начнется только с победы социализма. Эти общие положения культурологической концепции Луначарский вырабатывал и совершенствовал в своих многочисленных литературоведческих, литературно-критических, социально-политических и философских статьях.
В 20-е гг. у Луначарского во взглядах на культуру появились новые акценты: его высказывания о "Бесчеловечности" культуры вызвали критику сторонников чисто классовой культуры - и он стал отстаивать мысль об относительности "общечеловеческого" в культуре; ужесточилась критика современной буржуазной культуры как культуры якобы "изживающей себя"; умножились филиппики против "упаднического", "глупого", "развратного", "буржуазного искусства", "чесавшего пятки буржуазии"; буржуазный строй представлялся как строй варварский и менее культурный, чем, скажем, античный.
Луначарский доказывал, что все великое в нынешней культуре - антибуржуазно, что из наследия капитализма нельзя воспользоваться даже малой долей; настаивал на необходимости "лабораторного строительства" особой, самостоятельной, абсолютно пролетарской культуры, подчеркивал нетождественность пролетарской и социалистической культуры, которая в переходный период только зарождается и будет достраиваться новыми поколениями. В программу строительства новой культуры Луначарского входило также создание крестьянской литературы. |
|
|