Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛУКРЕЦИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Л. относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными, философская поэма Л.«О природе вещей», написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура — главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это — единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Л. состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й — учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й — учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й — космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Л., первыми шагами на пути от первобытного, «дикого» состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, Л. оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты 17—18 веков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Л., крупнейшим проводником его идей был французский философ П. Гассенди.
        
         Соч.: De rerum natura, Oxf., 1947; в русском переводе. — О природе вещей, т. 1, М. — Л., 1946; О природе вещей, вступительная статья Ф. А. Петровского, М., 1958.
        
         Лит.: Лукреций К. Т., О природе вещей, т. 2, М. — Л., 1947 (статьи и комментарии к тому); Лосев А. Ф., Лукреций, в книге: Античная литература, М., 1963; Gordon С. A., A bibliography of Lucretius, L., 1962; Sallmann K. G., Die Naturbei Lukrez, Koln, 1962; Boyance P., Lucrece. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophie, P., 1964.
         Ф. А. Петровский.
Мультимедийная энциклопедия
ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 - ок. 55 до н.э.), римский поэт, автор дидактического эпоса О природе (De rerum natura). Лукреций - римский гражданин, возможно благородного происхождения, судя по выражениям, в которых он посвящает свой труд видному государственному деятелю Гаю Меммию (претор в 58 до н.э.). Все, что мы знаем о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: "Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни". История безумия и самоубийства Лукреция (вдохновившая Теннисона на создание поэмы Лукреций) и роль Цицерона в его литературной судьбе сделались предметом жарких споров. В письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., т.е. вскоре после смерти поэта, Цицерон упоминает его поэму, но лишь для того, чтобы признать в ней "многие проблески гения, но также и немалое искусство". Возможно, Лукреций вел уединенную жизнь, испытывая отвращение, как свидетельствует его поэма, к разрушавшим римскую республику всеобщей погоне за богатством и властью и гражданским войнам. Поэма О природе является самым пространным из дошедших до нас изложений философии Эпикура (ок. 340-270 до н.э.). Она состоит из шести книг. В первых трех устанавливаются фундаментальные принципы ("Ничто не возникает из ничего", "Ничто никогда не погибает"). Далее Лукреций систематически излагает учение о Вселенной, состоящей из бесконечного количества крошечных неделимых частиц (атомов) и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Лукреций утверждает также, что атомы не обладают никакими качествами, кроме определенного размера и формы, а все прочие воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на человеческие органы чувств различных сочетаний атомов. Все, что образовано из атомов, в том числе земля и небо, человеческие ум и душа, подвержено разрушению, бессмертие души - измышление. В последующих книгах эти принципы применяются для объяснения различных явлений. IV книга посвящена зрению, слуху и прочим чувствам, а также любовной страсти, что дает автору возможность разразиться негодующей сатирой по поводу безумия влюбленных. В V книге рассматриваются вопросы космогонии, происхождение растений, животных и человека, а также общества и цивилизации. В VI книге, по- видимому незаконченной, Лукреций обращается к столь разнообразным явлениям, как молния, магнетизм и вулканы. Непременная основополагающая идея всего изложения - фундаментальный принцип Эпикура, гласящий, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Лукреций формулирует эту мысль с полной отчетливостью (книга I 422-425, IV 469-521) и подтверждает верность данному принципу постоянными обращениями к свидетельствам чувств, вводя их в повествование в виде живописных картин из самых разных областей. Очевидно, Лукреций находил учение Эпикура как таковое интересным и привлекательным и верил, что его истинность может быть доказана. Однако в лирических отступлениях, а также во вступлениях и заключениях отдельных книг Лукреций дает понять, что он ценит это физическое учение еще и как надежное основание нравственного учения, в соответствии с которым хорошо лишь то, что кажется "хорошим" чувствам (т.е. приятно для них). Однако Лукреций не предпринимает никаких попыток разрешить моральные проблемы. Будучи эпикурейцем, Лукреций не нуждался в таких абстракциях, как платоновская "идея блага" или "долг" стоиков. Люди представляются поэту жестокими, алчными, кощунственно неспособными наслаждаться радостями жизни, и он сожалеет об их невежестве. Лукреций сохранил обостренную чувствительность к человеческому страданию, он сострадает даже корове, лишившейся теленка (II 352-366). Лукреций верил, что, как только люди избавятся от невежества и порождаемых им бессмысленных страхов и бесплодных желаний, прирожденной им доброты и способности к сочувствию (ср. V 1019-1023) окажется достаточно для того, чтобы умерить присущий им эгоизм, что сделает их способными вкушать "жизнь, достойную богов" (III 322). То немногое, что нам известно из ранней литературы эпикуреизма, не позволяет судить о степени оригинальности Лукреция как мыслителя. Сам он нисколько не претендовал на это звание, заявляя, что его цель - объяснить согражданам "загадочные открытия греков" (I 136). Свое решение писать в стихах Лукреций оправдывает надеждой, что мед Муз сделает лекарство слаще (I 945-947). При этом образцом Лукрецию могла послужить поэма О природе сицилийского грека Эмпедокла (ок. 450 до н.э.), о котором он отзывается с восхищением (I 729-733). Некоторые разделы поэмы, в том числе мрачный финал, восходящий к описанию афинской эпидемии 429 до н.э. у Фукидида, могут быть со всей определенностью прослежены вплоть до своих греческих прототипов. В других случаях упоминания таких недавних изобретений, как водяная мельница или театральный занавес, позволяют предположить, что здесь Лукреций основывался на собственном опыте. О наиболее запоминающихся местах поэмы, например об изображении "примитивного человека" в V книге, можно сказать, что на них стоит печать гения. Отдельные идеи Лукреция можно считать заимствованиями. Утверждение Лукреция, что он является первопроходцем в области латинского стихосложения (I 926-930), кажется вполне оправданным. У эпического поэта Энния (239-169 до н.э., ср. I 117-119) он заимствует некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и Явлениям Арата (в переводе Цицерона), возможно, были у него и другие образцы, о которых нам ничего не известно. Некоторые из наиболее употребительных терминов Лукреция, такие, как primordia rerum (первоначала вещей) вместо "атомов" Эпикура или sensiferi motus (доставляющие ощущение движения), так и не вошли в число общеупотребимых. Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия, однако принятая Вергилием схема гекзаметра исключала многие типичные для Лукреция рисунки стиха, а позднейшие поэты античности, хотя и выражали восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.-17 н.э.) и Стаций (ок. 45-96 н.э.), в качестве образца неизменно избирали Вергилия. Некоторые метрические и фонетические эффекты Лукреция, например строка horrida contremuere sub altis aetheris oris (III 835), своей изощренной аллитерацией и точным соответствием метрического и обычного ударения предвосхищают средневековые явления в поэзии. Это сходство, однако, связано с оживлением в более поздней поэзии народной тенденции, на время заглушенной классической традицией. Сознательного подражания здесь быть не могло, поскольку в Средние века Лукреций не только не пользовался влиянием, но был просто неизвестен. Христианские авторы, например Лактанций (ум. ок. 325), пользовались выпадами Лукреция в борьбе против языческих суеверий. Однако положительное учение Эпикура представлялось всякому уму, сформированному ортодоксальной теологией, не просто кощунственным, но непостижимым в своей извращенности. Лукреций как поэт был заново открыт Возрождением (первое печатное издание его поэмы вышло ок. 1473), когда у него нашлось много поклонников и подражателей. Но репутация мыслителя стала утверждаться за Лукрецием только с середины 17 в., когда Пьер Гассенди (1592-1655) приступил к серьезному изучению эпикурейской философии, а труды Галилея, Бэкона и Декарта подготовили разум людей к новому способу восприятия "природы". Тем временем поэму О природе продолжали читать и любить; вне всякого сомнения, она оказала влияние на Гете и Вольтера, ее воздействие очевидно во всей современной европейской литературе (пожалуй, особенно в английской - от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана). Однако большинство читателей, восхищавшихся Лукрецием как поэтом, ни во что не ставили - как ребяческую и бессмысленную - его физику и яростно отвергали его религиозное и моральное учение, причем вовсе не из одного ханжества. Даже Г.Дж.Манро в предисловии к своему изданию поэмы (1864), признавая, что "для Лукреция истинность его философии стояла во главе угла", все же замечает: "Для нас, однако, истинность или ложность его системы значит чрезвычайно мало, она интересует нас лишь постольку, поскольку оказывается... лишь инструментом для выражения красот его языка и изящества поэтических представлений". Лишь на заре 20 в. появилась возможность рассматривать поэзию, науку и философию Лукреция как единое целое. В 1900 У.Г.Мэллок переложил на английский извлечения из Лукреция (Лукреций о жизни и смерти). В 1918 в книге Г.Вудза О природе вещей была предпринята попытка показать, что учение Лукреция полностью согласуется с последними данными науки. Несмотря на несомненно присущий эпикурейской этике индивидуализм, Лукреция приветствовали даже правоверные марксисты. ЛИТЕРАТУРА Лукреций. О природе вещей, тт. 1-2. М. - Л., 1947 Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983
Современная Энциклопедия
ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), римский поэт и философ 1 в. до нашей эры. Поэма "О природе вещей" - единственное систематическое изложение идей атомистической философии Эпикура. Важнейшая тема поэмы - учение о смертности души.
Античные писатели
    Лукреций, Тит Лукреций Кар; Titus Lucretius Carus, ок. 97-55 гг. до н. э., римский философ и поэт. О происхождении и жизни Л. известно немногое, а оставленные древними биографические данные очень близки к легенде. Относительно точна только дата смерти, а также достоверно то, что в 54 г. поэма Л. находилась у Цицерона, который впоследствии ее издал. Все другие сведения о жизни Л., особенно упоминания о любовном напитке, который вызывал помрачение разума и приводил к самоубийству, следует причислить скорее к легендам. Из сохранившегося произведения Л. вытекает также то, что автор был ревностным сторонником учения Эпикура, которое хотел распространить в Риме. - Дидактический эпос О природе вещей (De rerum natura) в 6 книгах Л. посвятил некоему Гаю Меммию, претору с 58 г. Это посвящение (после обращения к Венере, которая особо почиталась в семействе Меммиев) не оказало большого влияния на художественную форму поэмы. Однако несколько неожиданно посвящение поэмы Л. человеку, который презирал латинскую литературу и, как это следует из корреспонденции Цицерона, если что-то и признавал в эпикуреизме, то ошибочно воспринятую теорию удовольствия. Произведение Л. было издано Цицероном в том виде, в каком попало в его руки. Это, несомненно, говорит в пользу самого Цицерона, который, как известно, был противником эпикурейского учения. Поэма Л. не излагает всей философской системы эпикуреизма, однако это вовсе не свидетельствует о том, что автор не закончил произведения. Ибо Л. написал поэму не в силу отвлеченного познавательного интереса, но чтобы избавить людей от страха перед богами и боязни смерти. Аргументируя тезисы о том, что боги не вмешиваются в судьбы мира и не интересуются делами людей, а также о том, что душа смертна и погибает вместе с телом. Л. мог и вовсе миновать систему Эпикура и ограничиться лекцией по физике, которая механистически объясняла все, что происходит на свете. Учение Эпикура Л. знал по греческим источникам; маловероятно, чтобы он непосредственно использовал фундаментальный труд по физике О природе в 37 книгах, скорее он удовольствовался изучением выдержек и сокращений, которые поздние эпикурейцы составляли для школьных нужд. В 6 книгах поэмы Л. описал эпикурейское видение мира и концепцию счастливой жизни: в кн. 1 он изложил учение об атомах и пустоте, в кн. 2 - о форме и движении атомов, в кн. 3 - учение о душе, в кн. 4 - теорию познания, в кн. 5 - космологию, в кн. 6 - метеорологию (о молниях, громе, тучах, дожде, о землетрясении, извержении Этны и т. д.). К самым поэтически удачным частям поэмы Л. принадлежат вступления к отдельным книгам; искуснее всего построено вступление к кн. 1, содержащее обращение к Венере, посвящение Меммию, похвалу Эпикуру, боровшемуся с пережитками народных верований (жертвоприношение Ифигении), и предостережение против жрецов; восхвалению Эпикура и его учения посвящены вступления к кн. 3,5 и 6; во вступлении к кн. 2 говорится о богатстве мудрого и о нищете глупцов. Блистательно в литературном отношении выполнены также описания развития культуры в кн. 5 и эпидемии в Афинах в кн. 6 (замыкающее поэму). Язык Л. сильно архаизован, то же относится и к стилю (среди прочего многочисленные аллитерации); дактилический гекзаметр Л более плавный, чем у Энния или Луцилия, но ему далеко еще до той изысканности, которая достигается только в поэзии августианской эпохи (Вергилий). Определенные стилистические ошибки и формальные недочеты в значительно мере проистекают от отсутствия сформировавшейся латинской философской терминологии и из общих возможностей научного стиля. Встречающиеся в поэме повторения являются отражением дидактических тенденций у Л. Интерес к поэме Л. в Риме был довольно велик, в основном в кругах людей образованных; во второй половине I в. Валерий Проб подготовил комментированное издание текста. Эпикуреизм привлек внимание Вергилия и Горация. Даже противники эпикуреизма, такие как Цицерон, Сенека Философ, Марк Аврелий, Августин, высказывались о Л. с уважением. Для христианских писателей, особенно ранних, Л. был союзником в опровержении языческой веры, хотя они часто опровергали его механическую картину мира. Несмотря на это многие объяснения Л. прочно вошли с сокровищницу христианских знаний, мы находим их у Исидора Севильского. Эпоха Возрождения восхищалась прежде всего поэтическим творчеством Л. Глубокий интерес к эпикурейской доктрине Л. вызвала в первой половине XVII в. работа П. Гассенди. Энтузиазм рационалистов эпохи Просвещения по отношению к эпикуреизму Л. стал причиной того, что довольно рано проявились и враждебные ему тенденции, родившиеся на почве реакции. Это направление открыл своим Антилукрецием кардинал М. де Полиньяк.
Литературная энциклопедия
Тит Кар [99—55 до христ. эры] — выдающийся римский поэт-философ. Принадлежал к общественной группе так наз. «всадников». Первый век, когда жил Л., открывается напряженной борьбой классов — рабов и рабовладельцев. Эта борьба во многих случаях перерастала в открытое восстание рабов. Достаточно указать на грандиозное восстание Спартака в 70-х годах, охватившее всю Италию. Массы рабов росли не только вследствие привоза их, но и за счет пролетаризации мелких аграриев, особенно на юге Италии. Эта пролетаризация росла по мере усиления роли торгового капитала, вытеснявшего зерновые культуры более рентабельными культурами оливы и винограда. Разрушая хозяйства мелких аграриев, этот допотопный, по выражению Маркса, торговый капитал («Капитал», том III, часть 1, гл. XX) нередко превращал их в рабов. Сословие «всадников» было на передовой линии этой разрушительной работы, выступая иногда непосредственно, а иногда лишь совместно с классом крупных рабовладельцев. Выражением стремления этого образовывающегося сословия «всадников» являются слова Горация: «О, граждане, сначала нужно добиться богатства, а потом добродетели». С социальным положением «всадников», определявшим индивидуализм их мировоззрения, гармонировала атомистическая теория Эпикура. С другой стороны, социальное бытие «всадников» придавало их идеологии известный радикализм. Лукреций и является идеологом этого сословия. Напр. критика религии, на к-рой построено основное произведение Л. — поэма «О природе вещей» (De rerum natura), является по существу политическим выступлением, поскольку религия тогда противоречила интересам его сословия-класса, защищая привилегии римской аристократии.
623 Л. является систематизатором и возобновителем материалистической философии на основе научных и философских достижений его времени. Излагая в художественной форме атомистическую теорию Эпикура, он вносит в нее те изменения, которые естественно определились с течением времени. Многие положения, которые у Эпикура являлись просто постулатами и абстракциями, у Л. конкретизируются и доказываются весьма рельефно. Так например он с большой силой обосновывает образование органического и неорганического мира. Дает сообразно своей системе материалистическую трактовку сновидения, мастерски описывает и объясняет целый ряд явлений природы (в частности отметим его стихи об Этне). В естественно-научной части Л. выставляет целый ряд верных положений, так например он дает законченную теорию вулканических явлений, «во многих отношениях сходную с современными гипотезами» (Гюнтер, История естествознания в древние и средние века). Иллюстрация: Гравело. Титульный лист французск. перев.
«Сочинений» Лукреция (Париж, 1768) Поэма Л. несмотря на большие теоретические недостатки и целый ряд наивных утверждений благодаря своей материалистической установке содействовала освобождению умов от религиозных и иных предрассудков, и именно в этом заключается ее громадное историческое значение. Л. вносит ясность в целый ряд вопросов и положений тогдашней науки и помогает мысли в ее дальнейшем оформлении естественно-научных данных.
624 Лукреций как мыслитель выступает в общем и целом как типический представитель древнего механистического материализма. Но этот механистический материализм древнего мира значительно отличается от механистического материализма нового и нашего времени. Несмотря на общий метафизический характер философии Лукреция, в ней имеются диалектические элементы, что поднимает эту механистическую концепцию над современным механистическим, плоским материализмом. Будучи материалистическим сенсуалистом, Л. не ограничивается чувственными данными. Материализм Л. — это древний материализм в его классической формулировке, к-рая представляет синтез древней науки и теоретического мышления. За материализм и связь с естествознанием ругал его Гегель, за это хвалил его Ленин. Выковывая оружие для борьбы с религией, его беспощадная критика предрассудков и суеверий становится веским аргументом против основ всякой религии, т. к. ход вещей он объясняет не мистическими силами, а материальными причинами. Вот почему поэма Л. сохранила свое значение и в новое время; так, Джордано Бруно с любовью цитирует Л. и часто ему подражает. Все мыслители-материалисты XV—XVII вв. были под влиянием Л.; Гоббс усиленно выдвигает механическую сторону материализма Иллюстрация: Мерис (Meris). Иллюстрация к французск.
перев. «Сочинений» Лукреция (Париж, 1744)
625 Л. В дальнейшем на европейском континенте выступает целая плеяда философов, которые составляют блестящую страницу в истории материализма: Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Мелье, Дидро. Они на новой научной базе отчасти воспроизводят недостатки и достоинства материалистической философии Лукреция. Произведение Л. — дидактическая поэма, популяризирующая философские идеи, жанр, довольно обычный в ту эпоху. Отметим, что еще до Лукреция Манилий и Германик пробовали изложить свои астрономические взгляды в дидактической поэме. Поэт Саллюстий в своем стихотворении «Эмпедокл» излагает учения древнегреческих натурфилософов. Облекая философское содержание в звучную форму гекзаметра, Л. сам объясняет, почему он пишет стихами: поскольку научное знание трудно воспринимается, нужно с помощью поэзии облегчить овладение им; Л. считает поэзию одним из способов распространения знания, пропаганды основанных на нем идей. Широкая антирелигиозная пропаганда и развернута Л. в его поэме. Она состоит из 6 книг. Каждой книге предпослано поэтическое вступление, за к-рым следует изложение соответствующей части атомистической философии. Вступление — большей частью восхваление (греческого народа, Эпикура, Афин) или размышления общего характера (о силе знания, о величии своей задачи). В поэтическом оформлении философского материала преобладают сравнения, которые развертываются иногда в весьма яркие описания, например вечного возрождения в природе, пасущегося стада, ручья, боя, культа Кибелы, чумы в Афинах. Латинский язык поэмы отличается как архаизмами, так и некоторыми новообразованиями, вызванными необходимостью передачи незнакомых римлянам философских понятий; впервые выразив сложное содержание в римской поэзии, Лукреций содействовал выработке литературного языка. Библиография: I. Поэма Лукреция о природе вещей, перев. А. Клеванова, М., 1876; О природе вещей, перев. Ив. Рачинского, изд. «Скорпион», М., 1904; То же, изд. 2-е, М., 1913 (изд. Сабашниковых); Lucretius Carus Titus, De rerum natura, Interpretationem et notas addidit T. Creech, 1695; Of the Natur of Things, Transl. into Verse, with Notes by T. Creech, 2 vv., 1714; Corpus poetarum latinorum, ed. J. P. Postgate, 1894; Extraits, avec commentaires, notes et etudes sur la poesie, la philosophie de Lucretius, par H. Bergson, 1915; De rerum natura, Notes and Transl. by H. A. Munro, 4-th Ed., finally revised, 2 vv., Explan. Notes with intr. Essay on Scientific Signification of Lucretios, by E. N. da С. Andrade, 1928. II. Кулаковский Юл., Поэма Лукреция о природе, Киев, 1887; Модестов В., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888 (здесь же указания на филологич. лит-ру о Л.); Базинер О., Эпикуреизм и его отношение к новейшим теориям естественных и философских наук, Одесса, 1889 (здесь же отрывок из V кн. Лукреция в перев. Базинера; ср. перепеч. в «Вестнике Европы», 1893, II); Ланге А., История материализма и критика его значения в настоящее время, перев. Н. Страхова, изд. 2-е, СПБ, 1899; Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, перев. Н. Южина, Собр. сочин. Гюйо, т. II, СПБ, 1899; Маркс К., Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура, Сочин. К. Маркса и Ф. Энгельса, под ред. Д. Б. Рязанова и И. Степанова, т. I, Гиз, М., 1923; Танхилевич О., Эпикур и эпикуреизм, [М.], 1926; Вандек В., Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего
626 атеизма, 1926; Martha, La poeme de Lucrece. Morale, religion, science, P., 1869; Santayana Y., Three philosoph. Poets: Lucretius, Dante and Goethe, 1910; 3-th Ed., 1922; Conington J., The Style of Lucretius and Catullus, 1867; Herford C. H., The Poetry of Lucretius, 1918. В. Вандек
Философский словарь
(Тит Лукреций Кар) (ок. 99 — 55 до н. э.) — римский поэт и философ-материалист, продолжатель Эпикура, автор поэмы “О природе вещей”. Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью, возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: перед богами, смертью, загробным наказанием. Средство освобождения от них — усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об об-ве. Душа, по Л., смерт-на, т. к. она лишь временное соединение особых частиц и после гибели тела распадается на отдельные атомы. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом. Устраняется и страх смерти: пока мы живы — нет смерти; пришла смерть — нет нас. Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами: ведя там блаженную жизнь, они не могут оказывать никакого влияния на судьбу человека. Л. дал яркое материалистическое изображение и объяснение мира, природы человека, развития материальной культуры и техники. Поэма Л. оказала огромное влияние на развитие философии Возрождения.
Философский энциклопедический словарь
ЛУКРЕЦИЙ Кар (Lucretius Cams) (род. ок. 96 до Р. X. – ум. 15 окт. 55 после Р. X.: кончил жизнь самоубийством) – рим. философ и поэт. Наиболее значительный и активный в Риме приверженец Эпикура; в своей незаконченной высокохудожественной поэме «De rerum natura» («O природе вещей»), изданной Цицероном, описывает в соответствии со взглядами Эпикура возникновение мира и его развитие, действующий в нем строго причинно и равнодушный к людям рок, предопределяющий их горести и бедствия.
Философский энциклопедический словарь 2
        Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Cams) (ок. 99—55 до н. э.), рим. поэт, философ и просветитель. Автор поэмы «О природе вещей», («De rerum nature»), продолжающей по своему жанру традицию др.-греч. филос. эпоса (произв. Парыенида и Эмпедокла), по содержанию же примыкающей к ма-териалистич. системе Эпикура. Во вступлении к 1-й кн. поэмы Л. воздаёт восторженную хвалу Эпикуру и его учению, избавляющему человечество от веры в богов, управляющих миром, и от страха смерти — первоисточника стяжаний, раздоров и бедствий; познание природы — единств. средство, способное истребить суеверие (religio). Практич., жизнеучит. направленность характеризует всю поэму; в центре её — учение о смертности душ, осн. проблема этики эпикуреизма. Этич. момент настойчиво выдвигается во вступлениях к отд. книгам поэмы и в спец. экскурсах. Однако соотношение между этич. и физич. частями филос. системы у Л. иное, чем у Эпикура: если материалистич. физика и связанная с ней сенсуалистич. теория знания подчинены у Эпикура этике, то для Л. атомистич. объяснение природных явлений и та стройная картина мира, которую оно даёт возможность создать, приобретают самостоят. эстетич. ценность. Анализируя вслед за Эпикуром наблюдаемый мир, Л. в то же время вновь строит его из раз навсегда постигнутых первоначал, во всём богатстве его форм и красок, и это неисчерпаемое живое многообразие предстаёт перед ним как единое целое, до конца понятое в своей закономерности. Моральная проповедь и повествование о природе тесно сплетены у Л., неизменно обращающегося аа подкреплением своих этич. поучений к физич. основаниям, на крых они возникли. Так устанавливается у Л. неразрывная связь между представлениями о природе как совокупности качеств каждой отд. вещи и природе как носительнице творч. и нормативного начала (rerum natura creatrix, II 1117). Закономерность явлений природы, всецело объяснимых атомистич. механикой, служит для Л. прямым доказательством независимости природы от произвола богов:
        «Если как следует это ты понял, природа свободной/ Сразу тебе предстает, лишенной хозяев надменных,/ Самостоятельно все без участья богов создающей» (II 1090 слл.). Опровергая божеств. управление миром, Л., как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в состоянии блаженного покоя и самодовления (II 640—51). Л. далёк от того безмятежного состояния, к которому, по учению Эпикура, должно привести человека познание природы (II 7—13). Образ природы-зиждителыницы, потрясающий его своим величием, омрачён в его мировосприятии проявлениями её враждебности человеку. Устранив представление о произволе богов, Л. говорит о «виновности» природы (II 181), даже о каком-то «подобии скрытой силы», опрокидывающей и попирающей чело-веч. дела (V 1233 слл.). Отчётливо отражена эта черта мировосприятия Л. в заключающем поэму описании постигшей Афины в 430 до н. э. губит, эпидемии, которое резко контрастирует с началом поэмы — ликующим прославлением творч. сил природы.
        Самостоятельность Л. как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеч. культуры, составляющем осн. содержание 5-й книги. Восприняв из эпикурейской традиции отрицат. оценку тех усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счёте суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства, Л. заключает 5-ю кн. не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеч. разуму, овладевающему вершинами знаний и искусств. в рус. пер.: О природе вещей, т. 1 (текст и пер.), М.— Л., 1946; О природе вещей, вступ. ст. Ф. А. Петровского, М., 1958.
        Лукреций К. Т., О природе вещей, т. 2 (статьи и ком-мент.), М.— Л., 1947; Gordon С. A.,A bibliography of Lucretius, L., 1962; S a 1 l m a n n K. G., Die Natur bei Lukrez, Koln, 1962; Воуапсё Р., Lucrece. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophic, P., 1964.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛУКРЕЦИЙ


будет выглядеть так: Что такое ЛУКРЕЦИЙ