|
|
|
|
|
ЛУКИН |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Лукин
Владимир Игнатьевич [8(19).7.1737, Петербург, — 9(20).7.1794, там же], русский драматург и переводчик. Родился в семье придворного лакея. Начал службу «копиистом» в Сенате, в 1764—74 был секретарём кабинет-министра И. П. Елагина. В 60-е годы выступил как автор многочисленных вольных переводов и переделок пьес французских авторов 17—18 веков. Переделывая иностранные пьесы, Л. стремился максимально приспособить их к русским условиям: заменял имена героев русскими, изымал эпизоды, чуждые русской жизни, вводил черты национального быта. Лучшие из комедий Л. («Щепетильник», «Награжденное постоянство», «Пустомеля» и др.) сыграли важную роль в становлении русской национальной драматургии 1760-х годах. Единственное оригинальное сочинение Л. — комедия «Мот, любовию исправленный» (1765) — положило начало Сентиментализму в русском театре.
Соч.: Сочинения и переводы, ч. 1—2, СПБ, 1765; Щепетильник, в книге: Русская комедия и комическая опера 18 в., М. — Л., 1950; Мот, любовию исправленный, в книге: Русская литература XVIII в. [Составитель Г. П. Макогоненко], Л., 1970.
Лит.: Берков П. Н., В. И. Лукин, М. — Л., 1950.
II
Лукин
Михаил Федорович [6(18).11.1892, деревня Полухтино, ныне Зубцовского района Калининской области, — 25.5.1970, Москва], советский военачальник, генерал-лейтенант (1940). Член КПСС с 1919. Родился в крестьянской семье. Участник 1-й мировой войны 1914—18, в 1916 окончил школу прапорщиков, имел чин поручика. В 1917 в Красной Гвардии, с 1918 в Красной Армии. В Гражданскую войну 1918—20 был помощником начальника штаба дивизии, командиром полка и бригады, начальник штаба дивизии. Окончил курсы разведчиков при Полевом штабе РККА (1918) и курсы усовершенствования начсостава при Военной академии имени М. В. Фрунзе (1926). В 1935—37 комендант Москвы, затем начальник штаба и заместитель командующего войсками Сибирского военного округа. С 1940 командовал армией. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 командовал 16-й, 20-й и 19-й армиями на Западном фронте. Во время наступления немецко-фашистских войск на Москву в октябре 1941 руководил окруженной группой армий в районе Вязьмы, сковывая противника. 14 октября был тяжело ранен (ампутирована нога) и попал в плен, где мужественно держал себя в тяжёлых условиях. В мае 1945 освобожден из плена. С 1946 в отставке. Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.
III
Лукин
Николай Михайлович (псевдоним — Н. Антонов) [8(20).7.1885 — 19.7.1940], советский историк, академик АН СССР (1929). Член Коммунистической партии с 1904. Родился в Кусково (ныне в черте города Москвы) в семье учителя начальной школы. Окончил Московский университет (1909); в 1915 начал преподавать там же. Участвовал в организации в Москве большевистской газете «Наш путь» (1913). После Февральской революции 1917 был членом редколлегии большевистской газ. «Социал-демократ». С октября 1918 возобновил преподавательскую деятельность сначала в Московском университете, затем в Академии Генштаба, в институте красной профессуры. В 1925 — один из основателей «Общества историков-марксистов». В 1932—36 директор института истории Комакадемии, в 1936—38 директор института истории АН СССР. В 1933—38 ответственный редактор журнала «Историк-марксист». Основные труды посвящены Великой французской революции (особенно классовой борьбе во французской деревне в годы якобинской диктатуры) и Парижской Коммуне 1871 (монография «Парижская Коммуна» вышла в 4 изданиях, и для усовершенствования каждого из них Л. использовал всё новый круг источников). Ряд работ Л. освещает эпоху империализма и международное рабочее движение этого периода («Очерки по новейшей истории Германии. 1890—1914», 1925 и др.). В 1923 опубликовал первый марксистский учебник новой истории для высшей школы («Новейшая история Западной Европы», 2 изд., 1925).
Соч.: Избранные труды, т. 1—3, М., 1960—63.
Лит.: Европа в новое и новейшее время, Сборник статей памяти акад. Н. М. Лукина, М.,1966, с. 3—79.
В. М. Далин.
Н. М. Лукин.
|
Ономастикон |
см. ЛУКА |
Энциклопедия Отечеcтво |
1.
ЛУКИН Владимир Петрович (род. 1937), государственный деятель, дипломат, доктор исторических наук. С 1959 на журналистской и научной, с 1987 на дипломатической работе. С 1990 председатель Комитета ВС РСФСР, Российской Федерации по международным делам и внешнеэкономическим связям. В 1992-94 посол Российской Федерации в США. С 1994 председатель Комитета Государственной думы по международным делам; один из лидеров фракции "Яблоко".
2.
ЛУКИН Николай Михайлович (псевдоним Н. Антонов) (1885-1940), историк, академик АН СССР (1929). Труды гл. образом по истории Французской революции конца 18 в. Репрессирован.
|
Литературная энциклопедия |
Владимир Игнатьевич [1737—1794] — драматург екатерининской эпохи, предшественник Фонвизина в области бытовой комедии, сторонник национализма и реализма в лит-ре. Р. в мелкопоместной семье. Начал службу простым копиистом Сената [1752—1754], затем был военным, в Семилетнюю войну побывал за границей. С 1765 пользовался покровительством кабинет-министра И. П. Елагина, при котором был секретарем; известен их совместный перевод популярного в XVIII в. романа «Приключение маркиза Г.». Л. написал ряд комедий-переделок с французского и оригинальную комедию «Мот, любовью исправленный» [1765]. Комедии Л. представляют собой переход от простых заимствований к самобытной комедии. Допуская для драматического писателя необходимость заимствования, Л. требовал от автора «склонения на наши обычаи» и горячо восставал против комедий Сумарокова за отсутствие в них связи с русской жизнью. По своим теоретическим взглядам Л. — выдающийся критик данной эпохи (см. «Критика»), понимавший важность преобразования театра. Лукину были чужды эстетические каноны «высокого» придворного классицизма. Он требовал национальных сюжетов, введения новых демократических персонажей, наделенных достоинствами и здравым смыслом, сочувствия крепостному крестьянину. Отвлеченность аристократической классической комедии сменяется у Лукина слабыми пока еще проблесками классовой оппозиции, либерализмом, отражением определяющейся экономической борьбы (ср. «Щепетильник» Лукина). Восставая против условностей классицизма и стремясь к «народности», Лукин защищал внешние элементы спектакля, ратовал за устранение при переделках черт чуждого быта, за введение русских имен, народных оборотов русской речи. До того, что содержание комедии дается жизнью общества, а не измышляется искусственно, Лукин не дошел. На практике Лукин зачастую во власти старых приемов письма. В этом смысле творчество Л. противоречиво: с одной стороны, он испытывает несомненное воздействие буржуазной «слезливой драмы», и пьесы его изобилуют жалостными персонажами, с другой стороны, они все же не лишены
622 схематизма. Действующие лица — носители той или иной человеческой черты, аллегорически выражающейся в их именах. Л. считал театр трибуной, стремился принести «пользу общественную», отсюда дидактизм, повлекший за собой ослабление динамики его пьес. Комедии Л. «Мот» и «Пустомеля» имели сценический успех. За свои нововведения Л. подвергся резким нападкам сатирических журналов. Л. первый приветствовал открытие низового театра в Петербурге в 1765, где играли любители — мастеровые, фабричные, наборщики и т. д. Библиография: I. Сочин. и переводы, 2 чч., СПБ, 1765; Сочин. и перев. В. И. Лукина и Б. Е. Ельчанинова, ред. П. А. Ефремова, вступ. ст. А. Н. Пыпина, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1868. II. Солнцев В. Ф., «Всякая всячина», «Спектатор», К истории русской сатирической журналистики XVIII в., 1892; Б. В., В. И. Лукин, «Ежегодник имп. театров», 1893—1894; Иванов Ив., История русской критики, часть 1, СПБ, 1896; Тихонравов Н. С., Сочин., т. III, ч. 2, М., 1898; Варнеке Б. В., История русского театра, ч. 1, Казань, 1908; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, Москва, 1929; Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, т. II, М., 1929. III. Геннади Гр., Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. II, Берлин, 1880; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, часть 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917. Т. Берхен-Глаголева |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ЛУКИН
будет выглядеть так: Что такое ЛУКИН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|