Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛУКИАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Lukianos)
        (около 120, город Самосата, Сирия, — после 180, Египет), греческий писатель. Родился в семье мелкого ремесленника. Около 165—180 в Афинах создал свои лучшие произведения. Основной жанр Л. — сатирический диалог, написанный классически ясным языком, остроумный, пародирующий мифологические сюжеты, полемичный; речь персонажей пересыпана шутками, поговорками. В наиболее зрелых сочинениях Л. прослеживается влияние идей демократической философии киников и популярных идей стоиков (так называемые менипповы диалоги — «Менипп», «Пир», «Разговоры богов»). Эволюция философских взглядов Л. приводит его к материализму Эпикура. Антирелигиозность, социальная острота сатиры Л. были причиной того, что в античном мире имя его замалчивалось. Влияние творчества Л. испытали византийские сатирики, позднее — деятели Возрождения и Просвещения. Ф. Энгельс назвал Л. «... Вольтером классической древности...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 469).
         Соч.: Luciani Samosatenis Opera. Rec. С. Jacobitz, v. 1—4, Hildesheim, 1966; в русском переводе — Собрание сочинений, т. 1—2, М. — Л., 1935; Избранное, М., 1962; Избранные атеистические произведения, М., 1955.
        
         Лит.: История греческой литературы, под редакцией С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960, с. 219—24; Caster М., Lucien etla pensee religieuse de son temps, P., 1937; Avenarius G., Lukians Schrift zur Geschichtsschreibung, Meisenheim am Glan, 1956 (библ. с. 179—83).
         И. М. Нахов.
Современная Энциклопедия
ЛУКИАН (около 120 - около 190), древнегреческий писатель-сатирик. Родом из Сирии. Вел жизнь странствующего ритора-софиста. Философская сатира (смотри "Мениппова сатира"), направленная против традиционного почитания Олимпийских богов, философского догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников ("Разговоры богов", "Разговоры в царстве мертвых"). Оказал влияние на сатирическую литературу Возрождения (Эразм Роттердамский, У. Гуттен, Ф. Рабле) и Просвещения (Вольтер, Дж. Свифт).
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЛУКИАН (ок. 120 — после 180) — др.-греч. сатирик. Уроженец Самосаты в Сирии. Был странств. ритором примерно до 150, долго жил в Афинах, занимаясь лит. трудом, в старости занял высокий пост на императорской службе в Египте. Соч. Л. (под его именем дошло до нас 84 произв., но часть их заведомо подложна) — ценный источ. по истории обществ. мысли и быта вост. провинций Рим. империи 2 в. Они свидет. о тяжелом кризисе рабовлад. общества, прежде всего в обл. идеологии. Сатира Л. атеистична в подлинном смысле слова: он беспощадно осмеивал все религ. направления («О кончине Перегрина», «О сирийской богине», «Совет богов» и др.). Предметом сатиры Л. была и антич. философия, риторика, лит-ра. Ближе всего Л. учение киников, но и в нем он разочаровался («Рыбак», «Продажа жизней»). Л. сравнивал себя со случайным зрителем в театре, для к-рого жизнь — только сцена, а люди со всеми их страстями и надеждами — смешные комедианты.
Античные писатели
    Лукиан, Lukianos, из Коммагены над Евфратом, ок. 120-ок. 190 гг. н. э., греческий оратор и писатель. Происходил из бедной сирийской семьи. Вначале осваивал ремесло скульптора, которое вскоре забросил, чтобы изучать риторику и философию. Благодаря упорному труду, он в совершенстве выучил греческий язык и стал одним из наиболее выдающихся представителей так называемой второй софистики (см. <<Софисты>>) Подобно другим софистам, он много путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галлии, произнося образцовые речи во всех крупных центрах тогдашней риторики, как то Афины, Рим, Антиохия, Эфес, Смирна. Дольше всего он задержался в Массилии. Он заслужил громкую славу и заработал состояние. Ок. 160 г. ненадолго возвратился на Восток, после чего поселился в Афинах, где отошел от риторики и начал изучать Философию, при этом более всего его интересовал кинизм. Противоречивость взглядов различных философских школ привела Л. к отрицанию всякого догматизма, скептической сдержанности и критицизму. Последние годы жизни Л. провел в Египте, где исполнял должность начальника канцелярии при римском наместнике, предоставленную ему императором Коммодом. Под именем Л. сохранилось около 80 прозаических произведений, две трагические пародии и 53 эпиграммы (не все подлинные). Самыми ранними являются риторические сочинения на мифологические и исторические темы, порой выдержанные в форме фиктивных судебных речей: Фаларид (Phalaris) - о жестоком сицилийском тиране VI в. до н. э., который пожертвовал Аполлону бронзового быка, орудие казни; Дважды лишенный наследства (Apokeryttomenos) - фиктивная речь в защиту сына, которому угрожало незаслуженное лишение наследства; Тираноубийца (Tyrannoktonos) - о смельчаке, жаждавшем славы, который вместо тирана убил его сына и потребовал награды. В этот период Л. пишет остроумные парадоксальные энкомии (похвалы по ничтожным поводам): Похвала мухе (Myias enkomion), Суд гласных (Dike phoneenton). Характер риторических упражнений имели также вступления к образцовым речам, так называемые пролалии (Prolaliai). К области литературной критики относятся: Учитель риторики (Rhetoron didaskolos) - ироническое, исполненное сарказма наставление, как при помощи беспринципности и невежества можно стать влиятельным ритором; Как надо писать историю (Pos dei historian syngraphein) - забавная критика современных Л. историков. Для Л. идеалом историка может быть тот, кто соединит обаяние Геродота с объективностью Фукидида. Языковыми вопросами Л. занимается в работах Псевдософист и Лексифан. Автобиографические произведения - это Сон (Peri tu enypniu), Жизнь Демонакса (Demonaktos bios). Л. насмехается над новыми верованиями и религиозными спорами, что отражено в двух произведениях: Александр, или Ложный пророк (Aleksandros e Pseudomantis) и О кончине Перегрина (Peri tu Peregrinu teleutes) - о фанатике, покончившем с собой самосожжением (чему сам Л. был свидетелем). К группе его романов принадлежат Правдивая история (Alethes historia) - выдуманная авантюристическая история о приключениях молодых путешественников на море, пародия на фантастические приключенческие романы, и Луций, или Осел (Lukios e onos), более известный в расширенной латинской версии Апулея. Самым зрелым и наиболее характерным произведением Л. являются диалоги, особенно сатирические, большая часть которых была создана в Афинах. Пристрастие к этой форме Л. вынес из практики профессиональных риторов, учивших произносить речи «за» и «против» на фиктивных судебных процессах. Свыше 35 произведений Л. имеют форму диалога или приближаются к ней. Искусству построения диалога Л. научился у Платона, от него он порой перенимает и названия, например, Пир (Symposion) - юмористическое подражание Пиру Платона и Ксенофонта, а вместе с тем язвительная сатира на спекулятивную философию и на самих философов. Гермотим (Hermotimos) - сократический диалог. Многое Л. взял из кинической диатрибы (Бион с Борисфена), а отзвуки аттической комедии мы находим в произведениях Менипп, Икароменипп, Тимон, Рыбак (Halieus), а также в пронизанных кинической философией Разговорах мертвых (Nekrikoi dialogoi). К известнейшим диалогам Л. принадлежат: Разговоры богов (Theon dialogoi), Разговоры морских божеств (Enalioi dialogoi) и явно демонстрирующие связь с новой комедией Разговоры гетер (Hetairikoi dialogoi). Большое влияние на Л. оказал Менипп из Гадары; часто Л. выводит его собеседником в своих диалогах, а из его сатир черпает некоторые мотивы, например, мотив сошествия Зевса в Аид. Топография диалогов Л. весьма разнообразна, действие происходит на улице, в пиршественном зале, на небе, под землей, в воздухе и в воде. Галерея собеседников очень богата, здесь есть боги, люди, животные, воплощения абстрактных понятий, умершие, живые, образы исторические, вымышленные, аллегорические. Л. отличают необычайный полет фантазии и живость воображения. Невероятно начитанный, он свободно использует богатые традиции греческой литературы, поражает неисчерпаемым богатством сюжетов, острыми шутками и меткими наблюдениями. Он развлекает читателя забавными сценками, разоблачая шарлатанов, мастерски создает сатирические фигуры, критикует современную ему жизнь и людей, клеймит погоню за наживой, классовое неравенство, насмехается над философами, религиозными предрассудками, антропоморфными богами. Изысканный стилист, он пишет на аттическом диалекте и удивляет совершенством языка. Л. является одним из самых выдающихся и наиболее охотно читаемых писателей эпохи Империи. Отголоски знакомства с Л. мы видим у греческих романистов Гелиодора, Алкифрона, в эпиграммах Палладия. Его цитирует Лактанций, ценят Эразм Роттердамский и другие гуманисты. В XV в. Л. введен в программу школьного чтения.
Литературная энциклопедия
[около 125 — около 192] — выдающийся греческий писатель-сатирик. Вышел из среды мелких ремесленников города Самосаты в Сирии, обучался риторике и др. наукам; был скитающимся софистам; с 165 Л. поселяется в Афинах. От Л. до нас дошли 82 произведения (сатирические
620 диалоги, рассказы, памфлеты, пародии), из которых однако 30 признаются неподлинными. Первые его сочинения носят чисто софистический характер («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Похвала отечеству», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру («Лексифан», «Лжец», «Учитель риторики» и др.). Оставив риторику, Л. обращается к философии, но и здесь не может примкнуть ни к одной системе. Увлечение Платоном («Нигрин») сменяется у него увлечением циниками («Гермотим»), затем увлечением эпикуреизмом («О смерти Перегрина»); наконец целый ряд произведений направлен против разных философских школ. Чрезвычайно острые стрелы своей сатиры Л. направляет против религии и мифологии («Разговоры богов», «Разговоры мертвых», «Зевс в трагическом положении», «Зевс уличаемый», «Прометей», «Собрание богов», «Тимон», «Икароменипп» и др.). Л. обычно выводит богов в их интимной жизни и этим раскрывает всю их мифологическую «скандальную хронику», зло высмеивает молитвы, обращенные к богам, жертвоприношения (см. особ. «Икароменипп»). Вооружаясь против фантастики [от которой впрочем и он сам, кажется, не мог вполне отрешиться, ср. «Лукий или Осел» — рассказ, который по сюжету напоминает «Метаморфозы» Апулея (см.)], Л. в сгущенной карикатуре в «Истинных историях» пародирует напр. греческий утопический географический и исторический роман, описывающий диковинные страны; живо и остроумно рассказывает он о путешествии на луну и войне селенитов с жителями солнца и пр. Творчество Л. отражает идеологию и настроение тех имущих слоев греческого общества II в. христ. эры, которые в связи с некоторой социальной стабилизацией, последовавшей за войнами I в., деятельно искали новых путей творчества и новых философских оснований морали. Но не имея перед собой объективных перспектив в условиях социальных противоречий в греко-римском мире, они вынуждены были ограничиться лишь резкой критикой, отрицанием, насмешкой; отсюда их философский эклектизм и скептическое метание от одной философской системы к другой. Отсюда склонность Л. к таким жанрам, как сатира, пародия, памфлет, к-рые он мастерски оформляет большей частью в диалоге. Заимствовав форму диалога из своих философских источников, Л. искусно пользуется им и для едкой сатиры, и для тонкого юмора, и для заостренной диалектики. Язык Л. отличается гибкостью, тонкостью и богатством, полной приспособленностью к выражению и колкой иронии и злой насмешки. Это (с незначительными отступлениями) — чисто аттический язык образцовой греческой прозы V в. до христ. эры. В эпоху становления капитализма в XVI в. «гуманисты» в связи с их протестом против феодальной богословской схоластики начали переводить Л. и подражать ему: Эразм (см. его «Похвалу глупости»), Рабле и др. В
621 XVII в. Фенелон (см.) подражает «Разговорам мертвых», в XVIII в. в Англии Л. вдохновляется знаменитый сатирик Свифт (см.). Библиография: I. «Разговоры богов» и «Разговоры мертвых», перевод Е. Шниткинда, Киев, 1886; Сочинения, перев. В. А. Алексеева, вып. I—III, СПБ, 1889—1891; Избранные сочинения, перев. Чечулина, СПБ, 1909; Неполный перев., под ред. Ф. Зелинского и Б. Богаевского: Лукиан, Сочинения, т. I, М., 1915; Изд. Sommerbrodt, Berlin (Wiedmann). Полный перев. на франц. яз.: Eugene Talbot, I—II, P.-Hachette, 1882. II. Марта? Констан, Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи, перев. М. Корсак, Москва, 1880; Спасский, Эллинизм и христианство, Сергиев Посад, 1914; Богаевский Б., Лукиан, его жизнь и произведения, при т. I «Сочин.» Лукиана, М., 1915; Круазе А. и М., История греческой литературы, перев. под ред. С. А. Жебелева, изд. В. С. Елисеевой, П., 1916; Croiset, Essai sur la vie et les u0153uvres de Lucien, P., 1882. III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, СПБ, 1898. Н. Дератани
Философский энциклопедический словарь
ЛУКИАН (Luckian) (род. ок. 125, Самосата, Сирия; поэтому его называют также Лукиан Самосатский – ум. ок. 180, Афины) – греч. сатирик. Был близок к кинической школе, высмеивал слабости людей, особенно их суеверия. С философской или философско-исторической точки зрения значителен как критик философского движения своего времени.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛУКИАН


будет выглядеть так: Что такое ЛУКИАН