Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛУКАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Марк Анней (Marcus Annaeus Lucanus) (39, Кордова, — 65, Рим), римский поэт. Племянник философа Сенеки (См. Сенека). Участвовал в заговоре против Нерона и по его приказу покончил самоубийством. Единственное сохранившееся сочинение Л. — незаконченная историческая поэма в 10 книгах «Фарсалия, или О гражданской войне», описывающая войну между Цезарем и Помпеем (49—47 до н. э.); кульминационный момент поэмы — битва при Фарсале. Поэма проникнута настроениями сенаторской оппозиции, считавшей, что победа Цезаря означает гибель римской свободы. Философская основа поэмы — учение стоиков; трагический пафос, риторика, нагнетание ужасов определяют выразительность и напряжённость её стиля.
         Соч.: Bellum civile, ed. P. Wuilleumieret H. Le Bonniec. P., 1962; в русском переводе — Фарсалия, или Поэма о гражданской войне, М. — Л., 1951.
        
         Лит.: Morford М. Р. О., The poet Lucan. Studies in rhetorical epic, Oxf., 1967.
Современная Энциклопедия
ЛУКАН (Lucanus) Марк Анней (39 - 65), римский поэт. Участник заговора против Нерона, покончил с собой по приказу императора. Историко-героическая поэма в 10 книгах "Фарсалия, или О гражданской войне" (о падении республики в Риме в войне Цезаря с Помпеем) проникнута духом аристократической оппозиции имперскому режиму.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЛУКАН, Марк Анней (39 — 65) — рим. поэт. Родился в г. Кордубе (ныне г. Кордова, Испания), получил образование в Риме, в семье своего дяди философа Сенеки. Как участник заговора Пизона, направл. против имп. Нерона, Л. был приговорен к смерти и покончил жизнь само-убийством. Ист.-эпич. поэма Л. — «Фарсалия, или О гражданской войне», оставш. неоконч., посвящена гражд. войне в Риме в сер. 1 в. до н.э.
Словарь Даля
муж. жук с большими жвалами, похожими на оленьи рога; жук-олень, рогач.
Античные писатели
    Лукан, Марк Анней; Lucanus, Marcus Annaeus, 39-65 гг. н. э., римский поэт. Сын Аннея Мелия, племянник философа и трагика Сенеки, родившийся в испанском городе Кордубе. С 40 г. жил в Риме, где получил прекрасное риторическое образование. Учителем Л., а также поэта Персия, был знаменитый философ-стоик Корнут. Заканчивал учебу в Афинах, откуда Нерон призвал его в Рим, чтобы включить поэта, талант которого привлек его внимание, в круг ближайших друзей. Еще до достижения соответствующего возраста Л. стал квестором. Был также авгуром. Хотя Л. еще раньше блистательно декламировал по-гречески и по-латыни и пробовал свои силы в различных литературных жанрах, публично он выступил впервые в 60 г. на так называемых «Нерониях», на которых, благодаря Нерону, получил награду. После опубликования в 62/63 г. трех первых книг исторического эпоса, которые нашли признание у публики, по неизвестным причинам (возможно, из-за завистливости императора или излишней впечатлительности поэта) в его отношениях с Нероном появилась трещина. Император запретил поэту занятия своим ремеслом, поэт прочел оскорбительную для Нерона поэму и примкнул к так называемому заговору Пизона. Приговоренный Нероном к смерти, покончил жизнь самоубийством - 30 апреля 65 г. он вскрыл себе вены, декламируя стихи из своего эпоса. - Л. оставил значительное литературное наследство, от которого сохранился лишь исторический эпос. Нам известны названия погибших (предположительно 14) произведений, среди которых следует назвать сочинения на мифологические сюжеты: Илиакон (Iliakon), где на основе Илиады он представил смерть Гектора, Катахтонион (поэма о Подземном мире), поэтическая обработка мифа об Орфее и неоконченная трагедия Медея. Л. написал также 14 либретто для пантомим. На Нерониях в 60 г. он прочел Похвалу Нерону (Laudes Neronis), а после возникновения недоразумений с Нероном написал поэму, где оскорблял императора. Только по названию мы знаем сборник Silvarum libri X, включавший в себя стихотворения на случай. Сверх этого Л. писал эпиграммы, письма, риторические декламации, среди них на тему пожара Рима. Главным и единственным сохранившимся произведением Л. является исторический эпос, обозначенный в рукописях как Десять книг о гражданской войне (Belli civilis libri X), а самим поэтом названные Фарсалии. Сочинение это, первые книги которого поэт опубликовал сам вскоре после 60 г., мыслилось, вероятно, в 12 книгах (по образцу Вергилия) и, быть может, должно было завершиться трагическим финалом - смертью Катона, а может и убийством Цезаря; однако оно не было завершено, ибо действие обрывается на кн. X. Сюжет произведения представляли столкновения Цезаря и Помпея в период второй гражданской войны. Начальные книги содержали как бы экспозицию и описывали битвы, происходившие на втором плане, причем в кн.I Л. изложил причины войны, дал характеристику обоих противников и описал марш Цезаря на Рим; в кн. V-VIII, основной части эпоса, содержится описание столкновений Цезаря и Помпея на территории Греции: проход Цезаря по Греции (V кн.), поражение его под Диррахием и бегство в Фессалию (VI кн.), бегство Помпея в Африку и его смерть (VII кн.). Действие остальных книг происходит в Африке и охватывает поход Катона в Африку, особенно его драматический переход через пустыню (IX кн.) и пребывание и сражения Цезаря в Египте (X кн.). Исторические сведения об относительно недалеком прошлом Л. заимствовал в основном из произведений Ливия (из не сохранившихся кн. CIX-CXII), а возможно, и из Галльской войны Цезаря. Исторические события он описал скупо, но расширил эпос за счет многочисленных отступлений. Л. придавал мало значения историческим датам и фактам. Главные герои эпоса (Цезарь, Помпей, Катон) представлены в соответствии с республиканской традицией; Цезарь персонифицирует тиранию, Катон - свободу, Помпей же стал символом былого блеска Рима. Л. использовал в своем эпосе почти все формальные элементы и почти все мотивы древнего эпоса: сцены битв, речи, списки войск, буря на море, сцена в подземном мире, и т. д. В согласии с эпической традицией, для демонстрации учености Л. включил в свое произведение - в избыточном количестве - сильно приправленные риторикой географические, этнографические, мифологические, естественнонаучные экскурсы. Но решительно отверг гомеровско-вергилиеву традицию, отказавшись от аппарата божеств, управлявших ранее судьбами героев. Это новшество резко критиковал Петроний в Сатириконе. В отличие от традиционных эпосов здесь нет одного героя, но три протагониста (Цезарь, Помпей и Катон) играют одинаковую роль. Единство же Л. выдерживает посредством направленности действия к конечному торжеству преступления. Л., потрясенный до глубины души гражданской войной, которая привела к падению республики (защитник ее гаснущего блеска - Помпей) и победе единовластия, хочет показать ее трагические моральные последствия, когда безумие подменяет разум, преступления и беззаконие (их символизирует незаурядная демоническая и деструктивная личность - Цезарь) становятся на место закона. По мнению поэта, миром правит слепая судьба, случай (фортуна, фатум). Любимцем которой является Цезарь, а боги и люди никак не могут повлиять на ход событий. Л., однако, приходит к заключению, что в этой ситуации личности остается лишь определенная автономия, вырастающая из отрицания действительности (ею обладает стоический мудрец Катон, безуспешно сопротивляющийся единовластию, герой, в некотором смысле говорящий от имени Л.). Эти концепции Л. последовательно раскрывает на протяжении всего произведения, и таким образом Фарсалии становятся как бы анти-Энеидой, ибо поэт восхваляет в них свободу Рима, и осуждает империю. Л. пытался при помощи многочисленных поэтических описаний избегнуть скуки, грозящей читателю исторического эпоса, которому не хватало одного из наиболее традиционных средств создания художественной композиции, каким был аппарат богов. Риторическое искусство Л. находит выражение в более чем 100 речах, включенных в эпос, прекрасных ораторских композициях, а прежде всего - в риторическом и патетическом стиле (апострофы, междометия, сентенции, антитезы, сравнения, блистательные формулировки), в стиле почти барочном или маньеристическом, не лишенным преувеличений и напыщенности. Риторическая декламация и мрачный реализм в описании убийств, смерти и т.д., любование ужасами должны были потрясти слушателей или читателей. Хотя Л. тщательно выстраивал стихи, он не смог придать им плавности и изысканности. В формальном отношении Л. является наследником всей предшествовавшей ему литературной эпохи. Особенно многим он был обязан Вергилию, Овидию, Сенеке. В соответствии с риторическим характером поэмы Л. еще в древности причисляли чаще к ораторам, чем к поэтам (Квинтиллиан), критиковали его нововведения (Петроний). Тем не менее его довольно высоко ставили Стаций, Марциал, Тацит, Ювенал. Фарсалии оказали влияние не только на поэтов Империи, их читали и комментировали также в средневековье.
Литературная энциклопедия
Марк Анней [39—67] — древнеримский поэт-эпик. Р. в Испании, получил в Риме общее и специально ораторское образование. Обвиненный в участии в придворном преторианском заговоре (впрочем далеко не республиканском), молодой поэт вскрыл себе вены. Успех его первых опытов (поэм «Илиада», «Орфей» и др.) сделал его придворным поэтом императора Нерона. Это были риторически оформленные мифологические поэмы в высоком стиле господствовавшего класса, склонного ко всему вычурному и эффектному в искусстве. Но известность Лукан приобрел своей поэмой «Фарсалия», или «О гражданской войне» (в 10 кн.). В ней он описывает ожесточенную борьбу двух вождей: Цезаря, установившего в Риме демократическую диктатуру, и лидера аристократии, республиканца Помпея, — борьбу, приведшую в I в. до христианской эры к крушению республики. Решившая ее судьбу битва при Фарсале (книга VII) — центральный эпизод поэмы, которая осталась неоконченной; последнее событие, описанное в поэме, — восстание египтян против Цезаря в Александрии. С композиционной и стилистической стороны поэма не выделяется из ряда других упадочных образцов этого жанра (растянутость описаний, наличие длинных риторически построенных речей, нагромождение эффектных сентенций и антитез и пр.), но вместе с этим Лукан значительно снижает традиционный стиль поэмы, приближая его к реализму. Лукан строит свою поэму без всякой сверхъестественной причинности, без вмешательства богов, которые по традиции, идущей от Гомера (см.), должны руководить ходом событий, и даже в мелочах стремится к реалистической обработке (точность в бытовых и технических подробностях и др.). Уже в первых трех книгах поэмы Лукан выступает противником гражданской войны; он явно симпатизирует Помпею, называя его «Великим». Однако при такой политической установке (как выяснил
617 Гастон Буассье) Л. не отходил еще от точки зрения правящих сфер, представлявших императора не продолжателем демократической диктатуры Цезаря, а якобы восстановителем сметенной гражданской войной аристократической республики. В остальной части поэмы Л. переходит в более открытую оппозицию, воспевает былые права и вольности римской аристократии. Для него неприемлема не только открытая диктатура Мария или Цезаря, но и императорский режим, тщательно соблюдавший весь республиканский декорум («император — первый магистрат республики») и сохранявший все республиканские учреждения — сенат и народные собрания. «Битва при Фарсале навеки повергла римлян в прах», говорит поэт [VII, 640]; «свобода удалилась из Рима; римляне — не восточные народы, всегда находившиеся под пятой тирана, римлянам стыдно быть рабами!» (VII, 445); Л. даже не хочет и описывать битву при Фарсале (VII, 556) и т. д. Иллюстрация: Иллюстрация к французск. перев. «Фарсалии»
Лукана, 1683 Реализм поэмы Лукана, чуждый обычной структуре этого жанра, встретил отпор в придворных кругах: выразитель их вкуса Петроний (см.) дал поэму на ту же тему, но в традиционном стиле, с введением в ход событий богов и чудищ. Тем не менее широкие,
618 особенно республиканские круги читателей раскупали поэму Л. нарасхват. Ее известность не угасла и в новое время. Данте высоко ставил Л. В XVII веке им интересовались в Англии. Л. пользовался популярностью во время Великой французской революции; революционная буржуазия приспособила к потребностям своей эпохи республиканские лозунги римского поэта, игнорируя их классовую основу (один стих поэмы — IV, 579 — был выгравирован на саблях национальной гвардии). В XIX в. английский поэт-революционер Шелли находил в «Фарсалии» мотивы, созвучные своей поэзии. В России образ Лукана перед смертью дал Майков в лирической поэме «Три смерти». Библиография: I. Фарсалия, Отрывки из кн. IV, перев. П. Кутузова, журнал «Друг просвещения», 1804, III; Фарсалия, полный перев. с французского Сем. Филатова, 2 чч., СПБ, 1819. II. Буассье Г., Картины древнеримской жизни. Очерки общественного настроения времен цезарей, СПБ, 1896; Ribbeck, Geschichte der romischen Dichtung, B. III, Stuttgart, 1892—1900; Schanz M., Geschichte der romischen Literatur, B. II, Teil l, Munchen, 1890—1905; Bellinger, Lucan’s dramatic technic, 1928. H. Дератани
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛУКАН


будет выглядеть так: Что такое ЛУКАН