Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛЮБОМУДРЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(«Любомудры»)
        участники литературно-философского кружка «Общество любомудрия», существовавшего в Москве в 1823—25. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев (См. Кошелёв), В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов и другие. Кружок носил преимущественно философский характер. «Л.» изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов Л. Окена, И. Гёрреса и особенно Ф. В. Шеллинга; в частности, на основе шеллингианского принципа «тождества» предпринимались попытки создания цельной философской системы, приводящей «все случаи или все частные познания человека к одному началу» (Веневитинов). В области эстетики «Л.» выступали против эмпиризма и «критики вкусов», доказывая необходимость «единства теории изящного» (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв). Практической реализации этих идей должен был служить философско-литературный журнал, программа которого изложена в статье Веневитинова «Несколько мыслей в план журнала» («О состоянии просвещения в России»), прочитанной на заседании кружка. Философское умонастроение сочеталось у многих «Л.» с либерально-политической ориентацией: Киреевский увлекался Гельвецием, Веневитинов «пел свободу» («Песнь грека», стихи на смерть Байрона и так далее), характерно также участие Одоевского в декабристском альманахе «Мнемозина». Перед восстанием 14 декабря 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, сочинения французских «политических писателей» оттеснили «с первого плана» немецкую философию. Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, «Л.» распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство «Л.» объединилось вокруг журнала «Московский вестник». Кружок «Л.», сыгравший заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина, Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского (См. Белинский). В поэзии «Л.» содействовали развитию философской лирики, с характерными для неё принципами углублённого психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистическую метафоричность и так далее.
         Лит.: Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888; Пятковский А. П., Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913; Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны, Л., 1929; Маймин Е. А., философская поэзия Пушкина и любомудров, в книге: Пушкин. Исследования и материалы, т. 6, Л., 1969; Манн Ю., Русская философская эстетика, М., 1969; МuIler E., Russischer Intellekt in europaischer Krise. I. V. KireevskiJ, Koln — Graz, 1966.
         Ю. В. Манн.
Современная Энциклопедия
"ЛЮБОМУДРЫ", участники философско-литературного кружка в Москве "Общество любомудрия" (1823 - 25): В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, С.П. Шевырев и другие. Изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И.Г. Фихте, Л. Окена и особенно Ф.В. Шеллинга, сыграли заметную роль в разработке диалектики и философии искусства в России. Издавали альманах "Мнемозина" (4 части, 1824 - 25).
Русская цивилизация
члены «Общества любомудрия», существовавшего в Москве в 1823 — 25. Собирались кружком. Интересовались прежде всего философией. «Любомудры» отрицали французскую просветительскую космополитическую философию, предпочитая ей философию немецких мыслителей Канта и Гегеля. В «Обществе любомудрия» делались первые попытки национально-православного осмысления действительности, в целом осуждался масонский радикализм декабристов. И по духу и по своему составу «любомудры» были предшественниками славянофилов. В кружок входили Д. В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, И. В. Киреевский. Идеи «любомудров» оказали заметное влияние на развитие национально-русской философии, истории, экономики и эстетики.
О. Платонов
Орфографический словарь Лопатина
любом`удры, любом`удры, -ов, ед. -м`удр, -а
Философский словарь
“ЛЮБОМУДРЫ”
члены тайного философского кружка “Общество любомудрия”, существовавшего в Москве в 1823 — 25. Кружок занимался вопросами философии, эстетики и литературы. Неоднородный по политическим взглядам своих членов, кружок ориентировался в философии на нем. идеализм, гл. обр. Шеллинга, критиковал фр. материализм и эстетику классицизма. Значение кружка для рус. философии определяется тем, что он развивал и пропагандировал идеи идеалистической диалектики в натурфилософии, гносеологии, эстетике, общественной теории. “Л.” издавали альманах “Мне-мозина” (вышло 4 книги, 1824 — 25), где наряду с философскими статьями печатались и художественные произв. В альманахе принимали участие А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов. Консервативную позицию в кружке занимал его председатель — В. Ф. Одоевский, писавший гл. обр. по вопросам философии, эстетики. По его инициативе кружок был закрыт в связи с восстанием декабристов, а бумаги кружка сожжены. Радикальную позицию занимали декабрист В. К. Кюхельбекер, к-рыи вел в “Мнемозине” отдел литературы, поэт, философ и эстетик Д. В. Веневитинов, симпатизировавший декабризму, А. И. Кошелев. В кружок входили также братья П. и И. Киреевские, Хомяков, С. П. Шевырев и др.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛЮБОМУДРЫ


будет выглядеть так: Что такое ЛЮБОМУДРЫ