Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИСИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. Lysias)
        (459—380 до н. э.), афинский логограф (писал по заказу судебные речи), сторонник рабовладельческой демократии. Богатый метек. С 412 жил в Афинах. В период правления «Тридцати тиранов» (404—403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат его казнён. Сам Л. бежал в Мегару, откуда вернулся в Афины после восстановления демократического правления (403). Традиция приписывает Л. свыше 200 речей и включает его в число десяти лучших ораторов древности. До нас дошло более или менее полно около 40 речей Л., которые являются богатым, красочным, нередко уникальным источником по вопросам политической, социально-экономической истории, внешней политики и быта Афин. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена (виновника гибели брата Л.) — единственная, произнесённая самим Л. перед судом. Л. в совершенстве владел искусством индивидуализации речи «заказчика» — этопеей. Его речи написаны чистым, точным и ритмичным языком, характерным для лучших образцов аттической прозы.
        
         Соч. в рус. пер.: Речи, пер. и комментарии С. И. Соболевского, М. — Л., 1933.
        
         Лит.: Поздеева И., Политические процессы в Афинах в 403—400 гг. до н. э. (по речам Лисия), «Вестник древней истории», 1961, № 4; Ferckel F., Lysias und Athen, Wurzburg, 1937.
         И. В. Поздеева.
Мультимедийная энциклопедия
(ок. 459 - ок. 380 до н.э.), афинский оратор, сын Кефала из Сиракуз, переселившегося в Афины по приглашению Перикла. Кефал обосновался в Пирее и устроил здесь оружейную мастерскую. Около 440 до н.э. Лисий вместе со своими братьями Полемархом и Эвтидемом отправился в недавно основанную Афинами колонию Фурии на берегу Тарентского залива (совр. зал. Таранто). Лисий обосновался здесь надолго и занимался общественной деятельностью, а также брал уроки у сиракузского ритора Тисия. После катастрофического завершения афинской экспедиции на Сицилию (413 до н.э.) Лисий, сторонник демократии, был изгнан олигархическим правительством Фурий и возвратился в Афины. Здесь он и его братья вошли в кружок Сократа (Платон выводит их в качестве персонажей диалога Государство, а диалог Федр построен на полемике с Лисием). Когда в 404 до н.э. к власти в Афинах пришли Тридцать тиранов, Лисий и Полемарх были осуждены на смерть, прежде всего для того, чтобы конфисковать их немалое состояние. Полемарх был казнен, а Лисию удалось бежать в Мегары. Лисий помогал демократам деньгами, оружием и наемниками, пока в следующем году не была восстановлена демократия. За эти заслуги перед Афинами Фрасибул предложил даровать Лисию гражданство. Возвратившись в Афины, Лисий хотел лично отомстить за смерть брата, вызвав в суд Эратосфена, одного из тиранов, однако его попытка не увенчалась успехом. Не будучи гражданином, Лисий написал множество судебных речей по заказу других лиц, 34 из них сохранились полностью и 3 - частично. Эти речи отличаются ясным, точным, выразительным языком. Речи Лисия являются ценнейшим источником по истории Афин и афинскому судопроизводству. ЛИТЕРАТУРА Лисий. Речи. М., 1994
Современная Энциклопедия
ЛИСИЙ (около 435 - 380 до нашей эры), афинский оратор, сторонник демократической группировки. Предание приписывает Лисию свыше 200 речей (дошло около 40) и включает его в число 10 лучших ораторов древности.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЛИСИЙ (459 — 380 до н.э.) — афинский оратор, сторонник рабовлад. демократии. С 412 до н.э. жил в Афинах на положении богатого метека. В правл. «тридцати тиранов» (404 — 403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат казнен. Сам Л. бежал в Мегары и оттуда поддерживал рабовладельцев-демократов. После восстановл. рабовлад. демокр. вернулся в Афины. Традиция приписывала Л. св. 200 речей, из к-рых до нас дошли под его именем ок. 40. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена, виновника гибели брата Л. Речи Л. явл. богатым, красочным и часто уникальным источ., освещающим вопросы политич., соц.-экономич. истории, внешней политики и быта Афин кон. 5 — нач. 4 вв. до н.э.
Орфографический словарь Лопатина
л`исий, л`исий, -ья, -ье
Словарь Ушакова
Л’ИСИЙ, лисья, лисье. прил. к лиса. Лисий мех. Лисьи ухватки. «Кому, как не лисе, все лисьи плутни знать?» Крылов.
• Лисий хвост (бот.) - то же, что лисохвост.
Толковый словарь Ефремовой
[лисий]
прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: лиса (1*), связанный с ним.
2)
а) Свойственный лисе (1*), характерный для нее.
б) перен. Хитрый, лукавый, льстивый.
3) Принадлежащий лисе (1*1).
4) Сшитый, изготовленный из меха, шкурки лисы (1*1).
Античные писатели
    Лисий, Lysias, ок. 445-380 гг. до н. э., греческий оратор. Причислен к канону 10 ораторов. Был сыном богатого сиракузца Кефала. Родился в Афинах и жил там до смерти отца (430 г.). Пятнадцатилетним мальчиком переехал в Фурии (Южная Италия), где, возможно, воспитывался у Тейсия. После 412 г. вернулся в Афины. Он был богатым человеком, совместно с братьями пользовался доходами с процветающей мастерской по выделке щитов. Был репрессирован при 30 тиранах как сторонник демократии в 404 г. Еще до ареста ему удалось бежать в Мегару, но его брат Полемарх был приговорен к смерти и казнен, а имущество конфисковано. Будучи метеком, Л. не мог играть роли в политической жизни и выступать публично, он занимался писанием речей по заказу клиентов и преподавал красноречие. В 403 г. Тразибул выступил с предложением предоставить Л. афинское гражданство в награду за деятельную помощь, которую тот оказывал изгнанным демократам, но предложение это не было принято. Древние знали более 400 заглавий речей Л., но, по-видимому, только 233 действительно ему принадлежали. До нашего времени сохранилось 34 речи, и только 25 полностью. К наиболее известным речам для частных процессов принадлежат: Защита в деле об убийстве Эратосфена (Hyper tu Eratosthenus phonu apologia) - речь в защиту Евфилета, который убил Эратосфена, уличенного в прелюбодеянии с его женой; Защита Симона (Simona apologia) - речь 392 г.; обвинение в тяжких телесных повреждениях в ссоре за обладание гетерой (Peri traumatos ek pronoias); защита Каллия, обвиненного в святотатстве (Hyper Kallia hierosylias apologia), защита перед Ареопагом обвиненного в выкорчевании пня оливки, которая была в Афинах священным деревом (Areopagitikos peri tu seku apologia); обвинение Теомнеста, который выдал своего отца трибуналу Тридцати и стал причиной его смерти (Kata Theomnestu); обвинение Эратосфена - одного из Тридцати которого Л. обвинил в том, что он стал причиной смерти его брата Полемарха (Kata Eratosphenus tu genomenu ton triakonta). Среди речей на политических процессах следует назвать О том, что не стоит менять традиционного устройства Афин (Peri tu me katalysai ten patron politeian Athenesi). Эта частично сохранившаяся речь направлена против предложений об ограничении гражданства до уровня землевладельцев. От речи Против Эргокла (Kata Ergokleus) сохранился только эпилог. Эргокл из-за своей жажды славы сделался причиной неудач афинского флота. Отдельного упоминания заслуживают две большие речи, от которых сохранились лишь отрывки: Олимпийская (Olympikos) и Эпитафия (Epitaphios). Первая из них, очевидно, произнесенная в Олимпии в 388 г., содержит предостережение против опасности, грозящей Афинам с востока (персидский царь) и с запада (тиран Сиракуз). Эпитафия, посвященная памяти павших в Коринфской войне, имела чисто литературный характер и никогда не была прочитана. Ее долгое время считали неаутентичной. Сегодня преобладает мнение, что все же ее автором был Л. Л. обладал уникальной способностью четко представлять себе характер и умением приспособить к этому характеру стиль речи. Хорошо разбиравшийся во всех риторических тонкостях, он мог полностью вжиться в ситуацию клиента, для которого писал. Древние считали его образцом простого, лаконичного стиля. Л. избегал редких и поэтических выражений, метафор, фигур и сравнений. Охотнее всего он пользовался разговорным языком, хотя и не народным. Славился чистотой аттического диалекта и изяществом (charis) речей. Его признавали самым выдающимся аттическим логографом. Он оказал большое влияние на Демосфена и стал образцом для римских аттицистов. Композиция его речей была прозрачна, лучше всего ему удавался «рассказ» о сложившейся ситуации. Ему подражали Дейнарх, Харисий, Хигесий из Магнезии, его высоко ценили Дионисий Галикарнасский и Цецилий из Калеакте. Риторическое искусство Л. пользовалось у древних большим почётом.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИСИЙ


будет выглядеть так: Что такое ЛИСИЙ