Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИППС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Lipps)
        Теодор (28.7.1851, Вальхальбен, Пфальц, — 17.10.1914, Мюнхен), немецкий философ-идеалист, психолог, эстетик. Профессор в университетах Бонна (с 1884), Бреслау (с 1890) и Мюнхена (с 1894); основатель Мюнхенского психологического института. Наряду с В. Вундтом и Г. Эббингаузом Л. — систематизатор немецкой психологии конца 19 в. Делая исходным понятием философии непосредственный психический «опыт», Л. видел в психологии основу всех философских наук — логики, этики и эстетики. В дальнейшем под влиянием феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля (См. Гуссерль) попытался преодолеть психологизм. Разрабатывал психологию искусства, в центре которой у Л. стоит понятие вчувствования (См. Вчувствование).
        
         Соч.: Komik und Humor, Lpz., 1898; Asthetik, Bd 1—2, Lpz., 1903—06; Leitfaden der Psychologie, 3 Aufl., Lpz., 1909; Vom Fuhlen, Wollen und Denken, 3 Aufl., Lpz., 1926; Psychologische Untersuchungen, Bd 1—2 Lpz., 1907—12; в рус. пер. — Основы логики, СПБ, 1902; Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905]; Руководство к психологии, СПБ, 1907.
Современная западная философия
ЛИППС, (Lipps) Ханс (1889-1941) - нем. философ. Занятиям Л.философией предшествовало серьезное изучение естественных наук (в 1912 Л. защитил диссертацию «О структурных изменениях растений в измененной среде») и медицины. В 1927-28 выходит в свет первый том труда Л. «Исследования по феноменологии познания», главной темой которого выступает проблема «вещи и ее свойств». Уже в этом сочинении определение «свойств» вещей осуществляется на основе практического обращения с ними. Естественнонаучные иссследования Л., его ученичество у <<Гуссерля>> и А.Райнаха, а также его увлечение <<прагматизмом>> и экзистенциальной философией предопределяют смещение внимания Л. с феноменологического анализа познания на анализ языка как средства возможно более полного описания многообразия мира. Основным препятствием такому описанию Л. считает традиционную концепцию истинности и заключенное в традиционной логике представление о языке как совокупности нейтральных меток, «этикеток», лишь отражающих определенное мыслительное содержание. Нацеленность логики на поиск «объективного содержания» речи приводит к тому, что вместо действительного человеческого языка ее объектом становится усеченный и препарированный язык: в логике не остается места вопросам, советам, просьбам, примерам, непроизвольным высказываниям, омонимам и т.д. Поиск оснований новой логики Л. ведет в том же направлении, в каком шел Георг Миш, пытавшийся «построить логику на почве философии жизни». Эта логика получает название «герменевтической». Ее разработке посвящен второй том «Исследований по феноменологии познания» - «ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ» (1938).
Герменевтическая логика не довольствуется анализом готовых, ставших форм, но начинает с исследования ситуации, в том виде, как последняя отливается в слове. Выступая против стереотипного понимания слова как выражения некоего «объективного содержания», Л. - как и <<Хайдеггер>>, обращается к аристотелевскому понятию « логоса», в котором слово и мысль находятся в неразрывном единстве. Л. не отрицает того, что слово может выступать в качестве знака, заместителя некоторого объекта, но обращает внимание на существование принципиально иного типа знаков. Понимание значения этих знаков предполагает определенное поведение. Исследуя всю совокупность знаков, используемых человеком в жизненно-практическом обиходе, Л. выявляет две различные установки бытия человека в мире: «деловое»(при котором человек, не соприкасаясь с вещами непосредственно, оперирует абстрактными понятиями, изучая последние сквозь призму той или иной науки) и «изначальное» (при котором человек находится один на один с вещами). Поскольку в последнем отношении человек выступает в качестве вопрошающего, герменевтическая логика соотносит любую речевую форму с тем «вопросом» , ответом на который она является. Оказываясь ответом на вопрошание, слово перестает быть нейтральным выражением внутреннего движения мысли или внешнего положения вещей. Слово есть «прорыв» в существовании человека. Однако, будучи ситуативным, слово есть лишь один из первых таких прорывов: оно проясняет ситуацию, «подводит меня к вещи», но «не дает ее мне». Анализируя эту особенность слова, Л. находит для языковой реальности инвариант феномена, используемого Дильтеем для анализа душевной жизни - ее «контекстуальность», «связность», «взаимосвязь», а Гуссерлем - для анализа предметностей сознания («горизонт»). Оригинальный сплав феноменологических и экзистенциально-герменевтических идей сделало мысль Л. особенно привлекательной в контексте философской <<герменевтики>>.
Werke. Fr./M., 1976-78.
O.-F. Bollnow. Studien zur Hermeneutik. Bd.2. Freiburg, Munchen, 1983.
Философский энциклопедический словарь
• ЛИППС (Lipps) Теодор (род. 28 июля 1851, Валльхальбен, Пфальц – ум. 17 окт. 1914, Мюнхен) – нем. философ, психолог, эстетик; профессор с 1894. Анализирующую прошлое психологию сделал осн. наукой для логики, эстетики, этики (для нормативных, по Липпсу, наук) и вообще для всей философии. Известное значение имеет его эстетика воли к художественному созиданию, которая психологически экспериментально обоснована и где особая роль принадлежит эстетике пространственного и теории вчувствования. Осн. произв.: «Grundzьge der Logik», 1893; «Komik und Humor», 1898; «Vom Fьhlen, Wollen und Denken», 1902; «Leitfaden der Psychologie», 1903; «Дsthetik» 2 Bde., 1903.
• ЛИППС (Lipps) Ханс (род. 22 нояб. 1889, Пирна – ум. 10 сент. 1941, Россия) – нем. философ, с 1936 – профессор во Франкфурте. Работал в области логики и антропологии. Как специалист в вопросах философии языка, он пытался, подобно Л.Лавеллю, отказываясь от логистических методов, проникнуть в реальные процессы протекания действительной речи, исходя из философии существования, признавая в качестве основы речи не логику языка, а то, что «полагают» за различными словами. Осн. произв.: «Hermeneutische Logik», 1938; «Die menschliche Natur», 1942; «Untersuchungen zur Phдnomenologie der Erkenntnis», 1928; «Die Verbindlichkeit der Sprache», 1944; «Die Wirklichkeit des Menschen», 1954.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИППС


будет выглядеть так: Что такое ЛИППС