Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИЛИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Lyly)
        Джон (1553 или 1554, графство Кент, — 27.11.1606, Лондон), английский писатель. Сын нотариуса. Учился в Оксфордском и Кембриджском университетах. В романах «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1579) и «Эвфуэс и его Англия» (1580) Л. создал стиль, изобилующий риторическими фигурами, тропами, образами из античной мифологии или «Естественной истории» Плиния. «Эвфуистический» стиль оказал влияние на современников, в том числе на У. Шекспира. Однако манерность «эвфуизма» сделала его вскоре объектом пародий. В пьесах «Александр и Кампаспа» (1584), «Сафо и Фаон» (1584), «Галатея» (1588, изд. анонимно 1592) и др. Л. использовал мотивы итальянских пасторалей, трансформируя фарсовые образы клоунов в слуг, матросов, егерей и т. п. В жанре «высокой комедии» Л. — один из непосредственных предшественников Шекспира.
        
         Соч.: The complete works, ed. R. W. Bond, v. 1—3, Oxf., 1902; в рус. пер. — [Из «Эвфуэса»], в кн.: Хрестоматия по западно-европейской литературе. Эпоха Возрождения, М., 1947, с. 476.
        
         Лит.: Аникст А. А., Английский театр, в кн.: История западно-европейского театра, т. 1, М., 1956, с. 406; Hunter G. R., John Lyiy. The humanist as courtier, Camb. (Mass.), 1962.
         Е. В. Корнилова.
Литературная энциклопедия
Джон [John Lyly, 1554?—1606] — английский драматург и романист, один из предшественников Шекспира. Принадлежал к группе университетски образованных писателей. Его пьесы «Александр Великий и Кампаспа» [1584] и «Ендимион» [1591] характерны для переходного периода английской драмы, эволюционировавшей от интерлюдий Дж. Гейвуда к драмам Шекспира и Бэн Джонсона. Л. первый ввел прозаический диалог взамен стихотворного и рифмованного, приблизивший драму к жизни. У него явно наметилась уже тенденция придать драме внутреннее единство путем согласования всех ее частей с развитием одного центрального характера. Ему же принадлежит опыт введения в драму параллельного действия, в большинстве случаев комического, в к-ром второстепенные персонажи состязаются в остроумии. Этот прием был развит впоследствии Шекспиром. Л. известен главным образом как автор романа «Эвфуэс» (первая часть — 1579, вторая — 1580). Роман этот пользовался огромной популярностью при дворе Елизаветы и в среде аристократии. Необычайно манерный и напыщенный стиль, уснащенный игрой слов, аллитерацией (целые периоды построены так, что все слова начинаются одинаковым звуком), обилием самых причудливых сравнений, эпитетов, метафор и т. д., представляет собой антитезу строго пуританской простоте, которая уже начала проявлять себя в быту и литературе Англии того времени. Язык «Эвфуэса» долгое время был образцом, которому подражала аристократия (см. «Прециозная поэзия»), но пуританское содержание романа для нее было неприемлемо. В этом произведении выражен протест против типично-аристократич. воспитания молодежи и особенно против поездок в «развращенную» Италию для завершения образования. Молодежь в Италии «упражняется в неверии, привыкает к праздной жизни и мотовству». Принципы воспитания, изложенные в «Эвфуэсе» и выраженные задолго до Лили Эшэмом Роджером в его «Школьном учителе», были вполне приемлемы для пуритан и по существу глубоко антиаристократичны. Нападки на развращенность итальянской аристократии были только видом протеста против развращенности английской. В творчестве Л. отразились
369 противоречия, характерные для Англии конца XVI в., — роскошь и беспечность терявшей почву аристократии и серьезная деловитость крепнувшей буржуазии. Библиография: I. Dramatic Works, 2 vv., ed. F. W. Fairholt, 1858; Euphues, ed. Arber’s English Reprints, 1868; Complete Works, 3 vv., ed. Warwick Bond, 1902; Euphues, ed. Croll and Clemons, 1916. II. Стороженко Н. И., Древнейший период английской драмы и предшественники Шекспира, «Всеобщая история литературы», под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, т. III; Его же, Предшественники Шекспира, том I. Лили и Марло, СПБ, 1872; Childs, John Lyly and Euphuism, 1894; Wilson J. D., John Lyly, 1905; Feuillerat A., John Lyly, P., 1910; Earl of Crawford, John Lyly, L., 1924; Jeffery V. M., John Lyly and the Italian Renaissance, 1929. S. B.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИЛИ


будет выглядеть так: Что такое ЛИЛИ