Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИБИДО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление)
        одно из основных понятий Психоанализа, разработанного З. Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального характера, преимущественно бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к вытеснению (См. Вытеснение) и сложной трансформации. В процессе индивидуального развития Л., по Фрейду, локализуется в различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе которого меняется и объект влечения (от аутоэротизма к внешнему объекту). Столкнувшись с внешним препятствием, Л. может возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологической регрессии; наряду с этим оно способно отклоняться от первоначальных целей, выражаясь, например, в процессах творчества (см. Сублимация).
         К. Г. Юнг в полемике с Фрейдом осуществил пересмотр этого понятия, лишив Л. исключительно сексуального характера и рассматривая его как психическую энергию вообще. Понятое таким образом, Л. выступает у Юнга как метафизический принцип психики, как род основной психической реальности, идеалистически трактуемой Юнгом как автономная замкнутая система, функционирующая на основе принципа компенсации.
         Д. Н. Ляликов.
Современная Энциклопедия
ЛИБИДО (латинское libido - влечение, желание, стремление), в сексологии - половое влечение. Одно из понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные к вытеснению и сложной трансформации (сублимации).
Медицинская энциклопедия
I
Либидо (лат. libido желание, влечение, страсть)
первоначально одно из основных понятий психоанализа, предложенное Фрейдом (S. Freud) для обозначения сексуальных (преимущественно бессознательных) влечений. В современной сексологии понятие «либидо» используют обычно как синоним понятия «половое влечение» у человека. Зрелое Л. определяет стремление к интимной близости (см. <<Копулятивный цикл>>). Его характеризует так называемый энергетический компонент, который обусловливается функциями подкорковых образований головного мозга (таламуса, гипоталамуса) и желез внутренней секреции (прежде всего яичек, яичников, гипофиза, надпочечников). Он обеспечивает интенсивность полового влечения (в частности, особую витальную окраску сексуальных переживаний) и активацию соответствующих нервных центров, снижая пороги их чувствительности и облегчая наступление эрекции (<<Эрекция>>), эякуляции (<<Эякуляция>>) и <<Оргазм>>а. Хотя энергетический компонент Л. начинает формироваться уже в эмбриональном периоде, его первые внешние проявления возникают в пубертатном возрасте (см. <<Половое созревание>>). Для Л. характерна также селективность в выборе объекта полового влечения и конкретных форм сексуальных действий, в основе которой лежат функции корковых условнорефлекторных комплексов, формирующихся в процессе индивидуального развития. Присущая Л. периодичность его подъемов и спадов регулируется у мужчин активностью предстательной железы и семенных пузырьков, а у женщин — влиянием менструального цикла (<<Менструальный цикл>>).
В процессе индивидуального развития Л. проходит ряд стадий, тесно связанных с сознанием. В понятийной стадии складывается представление о половых различиях и о собственной принадлежности к определенному полу (так называемая половая идентификация) при отсутствии какого бы то ни было чувственного компонента. Платоническая стадия характеризуется романтическими фантазиями (например, подвиги в честь объекта обожания), в которых «сладостный трагизм» сочетается с отсутствием интереса к генитальной сфере. Эротическая стадия проявляется стремлением к нежности и ласкам (словесным и тактильным), которые, однако, ограничиваются экстрагенитальными эрогенными зонами. Сексуальная стадия Л. отличается подчеркнутым интересом к генитальной сфере и превышением индивидуальной физиологической нормы в период так называемой юношеской гиперсексуальности, что выражается в избирательном любопытстве к сексуальной тематике, учащенных спонтанных эрекциях и ночных поллюциях, мастурбаторных эксцессах. В стадии зрелой сексуальности наблюдается гармоничное соотношение возвышенно-романтического, эротического и сексуально-чувственного компонентов, определяемое системой морально-этических установок личности.
Наряду с этим у многих здоровых мужчин происходит редукция эротической стадии формирования Л., а у многих здоровых женщин, наоборот, задерживается наступление сексуальной стадии (вплоть до остановки на эротической стадии).
Патологическое усиление Л. обычно проявляется симптомами гиперсексуальности (<<Гиперсексуальность>>), а его ослабление — различными сексуальными расстройствами (<<Сексуальные расстройства>>); при нарушении стадийности формирования Л. могут возникать <<Половые извращения>> и девиации.
Коррекция проявлений Л. в период юношеской гиперсексуальности осуществляется гигиеническими мерами; поддержанию уровня Л. в инволюционном возрасте способствует щадяще-стимулирующий режим половой активности, свободный как от непосильных притязаний, так и от длительных периодов воздержания, чреватых развитием необратимого состояния детренированности.

Библиогр.: Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции, с. 101, Л., 1974; Общая сексопатология, под ред. Г.С. Васильченко, с. 112, М., 1977.
II
Либидо (лат. libido)
см. <<Влечение половое>>.
Орфографический словарь Лопатина
либ`идо, либ`идо, нескл., с.
Словарь Ушакова
ЛИБ’ИДО, нескл., ср. (·лат. libido - похоть) (псих.). Энергия, запас сил, рождаемые половым инстинктом (термин психоаналитической школы Фрейда).
Большой психологический словарь
(от лат. libido — влечение, желание, стремление) — половое влечение, стремление к половой близости. Выраженность и направленность Л. определяются уровнем полового созревания, наследственностью, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом. Понятие Л. в смысле полового инстинкта, сексуального желания использовалось М. Бенедиктом (1868) и А. Моллем (1898).
З. Фрейд сделал его популярным. Фрейдовское понимание Л. эволюционировало и расширялось параллельно разработке им психоаналитической концепции. Сначала Л. означало энергию сексуального влечения, г. о. бессознательного. Затем Л. стало причастно и к др. формам любви: к родителям, детям, себе самому. Поскольку одним из краеугольных камней концепции была идея о возможности вытеснения и замещения Л. путем регрессии или сублимации (см. Защита психологическая), Л. явилось одним из наиболее важных объяснительных понятий психоанализа, с помощью которых вскрывался механизм нормального и патологического развития. Еще позже Л. стало связываться с 2 основными влечениями человека: к удовольствию, жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос).
В трактовке Л. К. Юнгом сказался его отход от Фрейда. Юнг не только очистил Л. от сексуальности, но и, рассматривая его как витально-психическую энергию, придал ему метафизический характер. Во всех психических феноменах — как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом — Юнг видел проявления единой энергии Л. При этом самим субъектом Л. переживается как бессознательное стремление или желание. В течение жизни Л. не остается неизменным: оно трансформируется и принимает разные символические формы. (И. А. Мещерякова.)
Краткий психологический словарь
(от лат. libido — желание, влечение) — одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию: использовалось как синоним сексуального влечения (З. Фрейд). Л. рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам «психологической защиты» (см. защита психологическая). В более поздних работах Фрейд использовал понятие Л. как синоним влечения к жизни (Эроса). Согласно Фрейду, определенная часть Л. в результате выбора объекта (т. е. выбора партнера по любви и дружбе) направляется на этот объект или объекты («объект-либидо»), другая же часть — на собственное «Я» («Я»-либидо).
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от лат. libido - влечение, желание, стремление.
Категория.
Половое влечение.
Специфика.
Его уровень связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом.
Словарь практического психолога
— во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа. У З. Фрейда исходно означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида специфическую психическую энергию — энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя пока не измеримая. Затем понятие было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе.
Либидо, собственно, движет человеком: вся жизнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротовая полость и, позже, органы выделения выступают как основные зоны эрогенные. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей — в основном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственные переживания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки — комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и одновременно агрессивен к нему, боясь При этом Наказания за запретные желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо — движущая сила сексуальной жизни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, — то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Либидо имеет исключительно мужскую природу — даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. Либидо — доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его воздействие на формирование, жизнедеятельность и поведение исключительно велико; сублимированное либидо имеет широчайший диапазон проявлений — от элементарных физиологических актов до творчества — и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более поздних работах Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни — Эроса. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека:
1) к удовольствию и жизни — Эрос;
2) к разрушению и смерти — Танатос.
Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его «высших» форм, — центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это — как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы:
1) объект-либидо — определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты;
2) Я-либидо — другая его часть, направляемая на собственное Я.
Могут также разделяться:
1) либидо платоническое — основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение;
2) либидо сексуальное — основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь;
3) либидо эротическое — основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры.
В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ЛИБИДО (от лат. libido, - mis - половое влечение) - англ. libido; нем. Libido. 1. В психоанализе - форма энергии, к-рой заряжаются все псих, процессы и структуры. 2. По К. Г. Ю н г у - псих, движущая сила вообще. 3. По 3. Фрейду - инстинктивная сексуальная энергия, являющаяся движущей силой развития психики.
Новый философский словарь
(лат. libido - желание, влечение, стремление)
понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. 1) Половое влечение. В развитии и функционировании Л. человека обычно выделяются пять стадий: а) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; б) романтическая (платоническая), когда появляются эротические чувства и первые идеализируемые объекты влюбленности; в) эротическая, когда проявляется определенный интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сексуальной разрядке; г) собственно сексуальная, когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма и д) зрелая, когда проявления полового влечения характеризуются наличием совокупности физиологических, эмоциональных, рациональных и ценностных компонентов, селективностью, относительно полноценной реализацией и определенным контролем половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени; 2) Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в конце 19 века немецким психиатром А. Моллем и др.; 3) Энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущая сила сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, проявляющаяся в непосредственных и символических формах; сексуальная энергия и движущая сила психики и жизни вообще. В основном в этих значениях понятие Л. употреблялось в классическом психоанализе Фрейда, благодаря которому оно вошло в лексикон современной науки и язык обыденной жизни. Согласно концепции Л. Фрейда, являющейся одним из краеугольных оснований психоанализа, Л., как энергия (энергетическая основа) эроса, присутствует во всех субстанциях организма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Основными формами существования Л., как сексуальной энергетической и динамической силы, по Фрейду, являются противоположные по направленности Объект-Л. (объектное Л.), т.е. Л., ориентированное на какой-либо внешний объект и "привязанное" к нему, и Субъект-Л. (Л.-Я, Эго-Л., Я-Л., нарциссическое Л.), ориентированное на собственное "Я" и "привязанное" к нему. Выступая как доминирующий мотив сексуальных ориентации и всего поведения, Л. может преобразовываться из одной формы в другую, хотя в сексуальной жизни человека одна из данных форм, как правило, преобладает. Трансформация и переориентация Л. как количественно измеряемой энергии осуществляются, по Фрейду, вследствие действия различных "защитных механизмов", главным образом вытеснения и сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л.: от элементарных физиологических актов до творчества, 4) В аналитической психологии Юнга понятие Л. употреблялось преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т.е. энергии психики как таковой). В современной научной и популярной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, за исключением специально оговариваемых случаев, определяется по контексту.
В.И. Овчаренко
Философский словарь
(от лат. libido — влечение, желание) — понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (Фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию. Первоначально под Л. Фрейд понимал энергию, в виде к-рой сексуальное влечение проявляется в душевной жизни человека, используя т. наз. теорию Л. при объяснении не только причин неврозов, но и психосексуального развития нормального человека, его научной и художественной деятельности (Сублимация). В дальнейшем Фрейд приравнивает Л. к Эросу Платона и понимает под ним энергию таких влечений, к-рые имеют дело со всем тем, что охватывается словом любовь (половая любовь, себялюбие, любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.), а теорию Л. превращает в психоаналитическое учение о влечениях к жизни {Эрос) и к смерти (Танатос). Еще более широкое толкование данного понятия наблюдается у Юнга, понимающего под Л. психическую энергию как таковую.
Философский энциклопедический словарь
ЛИБИДО (лат. libido – страсть) – в сексологии чувственное вожделение, половое влечение. Одно из осн. понятий психоанализа, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность. К.- Г. Юнг в полемике с Фрейдом («Wandlungen und Symbole der Libido», 1939) расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики.
Философский энциклопедический словарь 2
        (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных понятий психоанализа, разработанного Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального характера, преим. бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к вытеснению и сложной трансформации. В процессе индивидуального развития Л., по Фрейду, локализуется в различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе крого меняется и объект влечения (от аутоэротизма к внеш. объекту). Столкнувшись с внеш. препятствием, Л. может возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологич. регрессии; наряду с этим оно способно отклоняться от первонач. целей, выражаясь, напр., в процессах творчества (см. Сублимация).
        Юнг в полемике с Фрейдом осуществил пересмотр этого понятия, лишив Л. исключительно сексуального характера и рассматривая его как психич. энергию вообще. Понятое таким образом, Л. выступает у Юнга как метафизич. принцип психики.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИБИДО


будет выглядеть так: Что такое ЛИБИДО