Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИБАНИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Libanius)
        (314 — около 393), греческий софист и ритор. Получил образование в Афинах. Сохранилось около 70 его речей, около 50 декламаций, свыше 1000 писем и автобиография. В речах Л. затронуты общественные и политические темы, воспитательное значение ораторского искусства. В литературном отношении наиболее ценны трагической и юмористической декламации Л.
        
         Соч.: Libanii opera, ed. R. Foerester, v. 1—7, Lpz., 1903—13; в рус. пер. — Речи Либания, пер. С. Шестакова, т. 1—2, Каз., 1914—16.
        
         Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960, с. 290—301.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЛИБАНИЙ (314 — 393) — др.-греч. софист и ритор. Род. в Антиохии, получил образование в Афинах. Преподавал ораторское иск-во в Константинополе (с 340). Никомедии (с 344) и Антиохии (с 353). Принадлежа к муниципал. знати Антиохии, Л. в своих речах и письмах выступал выразителем интересов высшего сословия гор. населения — куриа-лов и ревностным сторонником имп. Юлиана Отступника. Его соч. явл. важным источ. для изучения политич., экономич., культурной жизни вост. городов Рим. империи. Учениками Л. в молодости были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский и историк Аммиан Марцеллин.
Античные писатели
    Либаний, Libanios, 314-393 гг. н. э., греческий ритор. Родился в Антиохии на Оронте в знатной семье, обедневшей в результате конфискации имущества при Диоклетиане. В период обучения риторике Л. прославился трудолюбием, пять лет подряд (329-334 гг.) заучивая наизусть речи Демосфена, Исократа, Эсхина и Элия Аристида. В 336 г. уехал продолжать учебу в Афинах, где несколько лет спустя сам начал преподавать риторику, но интриги принудили его покинуть Афины (340 г.). после недолгого пребывания в Константинополе и Никее он учил риторике в Никомедии (344-348 гг.). Там он одержал победу над афинским оратором Химерием. Это укрепило его известность и стало причиной его вызова в Константинополь (встречи с ритором Фемистием). В 354 г. он переехал в Антиохию, где на протяжении 40 лет руководил риторической школой вплоть до своей смерти. Жизнь Л. мы знаем довольно хорошо из его автобиографии Жизнеописание, или О своей судьбе (or. 1, Bios e peri tes heautu tyches), написанной в 374-390 гг. Биографические сведения содержат также письма Л., датируемые 355, 357-365 и 387-393 гг. Сохранилась биография Л., написанная неприязненно относившимся к нему Евнапием. Л. был набожным язычником, посвященным в мистерии, он враждебно относился к христианству. Однако поддерживал контакты с христианами. Из его школы вышли знаменитые Отцы Церкви Василий Великий, Теодор из Мопцестии и Иоанн Златоуст. Сохранившаяся корреспонденция между Л. и Василием Великим, по большей части апокрифическая, и легенда об обращении Л. в христианство свидетельствуют о его доброжелательном отношении по меньшей мере к некоторым христианам. Из огромного наследия Л. сохранились: 64 речи, изданные лишь после смерти автора. Первые пять - это автобиографические речи. Речи 12-18, 24, 37 связаны с личностью Юлиана Отступника, важнейшей из них представляется Надгробная речь в честь Юлиана Отступника (or. 18, Epitaphios epi Iuliano; 365 г.). Речи 19-23 были посвящены восстанию антиохийцев в 387 г.; речь 30 К императору Феодосию в защиту храмов (Pros Theodosion ton basilea hyper hieron; 384 или 388 г.) донесла до нас смелое выступление против разрушения языческих святынь; речь 59 представляет похвалу императорам Констанцию II и Констансу, речь 60 (фр.) была написана по случаю пожара в храме Аполлона в Дафне под Антиохией (362 г.), речь 61 - на землетрясение в Никомедии в 358 г., а речь 11 - похвала Антиохии. Речи Л., направленные против злоупотреблений императорских чиновников, часто имели результатом снятие с постов наместников Сирии. 51 декламация Л., то есть речь на случай, интереснейшей из которых является Защита Сократа (Apologia Sokratus, dekl. 1), являющаяся ответом на Обвинение Сократа (Kategoria Sokratus, 393/2 гг. до н. э.) софиста Поликрата, Вступительные упражнения (Progymnastata), включающие в себя анекдоты, рассказы, похвалы, описания, сравнения (частично неаутентичные) и Переложения речей Демосфена (Hypotheseis ton logon Demosthenus). Л. исследовал устанавливал авторскую принадлежность и исследовал стиль речей Демосфена, поэтому свой труд предварил его жизнеописанием. Сохранилась также обширная корреспонденция Л. (1544 письма), в два раза превосходящая количеством переписку Цицерона. Л. слыл мастером эпистолярного жанра, а полученные от него письма считались большой честью. С ним переписывались Аммиан Марцеллин, Фемистий и Юлиан Отступник. Под именем Л. сохранился неаутентичный учебник ведения переписки (Epistolemaioi charakteres). Многие произведения Л. утрачено полностью, среди них речи, декламации, письма, стихи. Л. писал речи на аттическом диалекте, принимая за образец Демосфена и Элия Аристида. Чувствуя себя эллином и будучи почитателем греческой культуры, он с неприязнью относился к римлянам и их культуре (не знал латыни). Л. заслужил славу у потомков. Особенно охотно читали его декламации и письма. Сегодняшнего же читателя прежде всего интересуют речи и письма. Выборка из его произведений стала каноном школьного чтения в Византии. Византийские лексикографы называют Л. Малым Демосфеном.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИБАНИЙ


будет выглядеть так: Что такое ЛИБАНИЙ