ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН |
Мультимедийная энциклопедия |
(Levy-Bruhl, Lucien) (1857-1939), французский философ и антрополог,
оказал влияние на Юнга, Шелера, Гурвича. Родился в Париже 10 апреля 1857.
Получил образование в Парижском университете, профессор философии Сорбонны
в 1899-1927. Был директором Института этнологии при Сорбонне. Занимался
историей французской и немецкой философии 19 в., затем обратился к
изучению мыслительных процессов первобытных народов. В нескольких трудах
разрабатывал идею, согласно которой первобытное мышление (точнее,
"коллективные представления", по Дюргкейму), носит "дологический" характер
и глубоко отличается от современного, подчиняясь не закону противоречия, а
закону партиципации (причастности), когда вещь воспринимается одновременно
как таковая и как нечто другое (примером может служить тотемизм). Среди
его наиболее важных работ - Философия Огюста Конта (La Philosophie
d'Auguste Comte, 1900) и Первобытное мышление (La Mentalit primitive,
1922). Умер Леви-Брюль в Париже 13 марта 1939.
ЛИТЕРАТУРА
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937 |
Большой психологический словарь |
(Levy-Bruhl, 1857-1939) — фр. философ и психолог, представитель фр. социологической школы. Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема первобытного мышления. На основе обобщения множества фактов о жизни племен и народностей Австралии, Океании, Африки, стоящих на более низких ступенях общественного развития, Л.-Б. пришел к выводу о качественном отличии первобытного мышления от мышления «современного, цивилизованного». Главной особенностью первобытного мышления является его пралогический характер, т. е. подчиненность своеобразной логике, для которой характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону «партиципации» (сопричастия) и др. По Л.-Б., логическое и пралогическое мышления являются не различными стадиями развития мышления в социогенезе, а 2 типами мышления, сосуществующими в рамках как первобытного, так и современного общества (в практических действиях мышление первобытного человека столь же логично, как и мышление современного, а у современного человека пралогическое мышление встречается в религиозных представлениях, моральном поведении и т. п.). Работы Л.-Б. сыграли большую роль в критике концепции англ. антропологической школы, которая придерживалась гипотезы о тождестве умственных операций у людей разных времен и культур, а также в утверждении исторического подхода к анализу человеческого сознания, хотя и подвергались справедливой критике за жесткое противопоставление разных типов мышления, отсутствие объяснения причин их различия. (Е. Е. Соколова.) |
Краткий психологический словарь |
(1857–1939) — французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.), рассматривавшую психику вне ее социально-исторической обусловленности. Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «коллективные представления», утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. На этой основе создал теорию первобытного мышления («Умственные функции в низших обществах», 1910), характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации: нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества, оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), наделяющему предметы и явления свойством «единосущности» (объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам). Терминами «пралогическое» и «логическое» Л.-Б. обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т. д. («Первобытное мышление», 1922); («Первобытная душа», 1927). Несмотря на вызванный справедливой критикой отказ Л.-Б. от ряда своих положений, его работы послужили мощным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики. |
|
|