Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛЕОНОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Леонов
        Алексей Архипович (родился 30.5.1934, с. Листвянка Тисульского района Кемеровской области), лётчик-космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза (23.3.1965). Член КПСС с 1957. Родился в семье шахтёра. После окончания Чугуевского военного авиационного училища (1957) служил лётчиком в частях ВВС. С 1960 в отряде космонавтов. В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. 18 марта 1965 совместно с П. И. Беляевым совершил полёт в космос на космическом корабле «Восход-2» в качестве 2-го пилота. Впервые в мире вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до 5 м, проведя в открытом космосе 12 мин. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. Имеет звания Героя Социалистического Труда НРБ, Героя ДРВ; награжден также многими иностранными орденами и медалями.
        А. А. Леонов.
II
Леонов
        Алексей Иванович [20.5(2.6)1902, г. Каменск, ныне Каменск-Шахтинский Ростовской области, — 14.11.1972, Москва], советский военачальник, маршал войск связи (1961). Член КПСС с 1928. Родился в семье рабочего. В Советской Армии с 1918, участник Гражданской войны 1918—20. Окончил Киевскую объединённую военную школу (1926), Военную электротехническую академию (1938), Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1951). С 1932 служил в войсках связи. Участвовал в боях на р. Халхин-Гол (1939). В 1940—42 начальник отдела и управления связи Забайкальского военного округа, затем фронта. В 1942—45 заместитель начальника войск связи Западного, начальник управления связи Юго-Западного, 3-го и 2-го Украинского и Забайкальского фронтов. После войны на ответственных должностях в войсках связи. В 1953—57 начальник Высшей офицерской школы и курсов усовершенствования офицерского состава. В 1957—70 1-й заместитель начальника и начальник войск связи министерства обороны СССР. С 1970 военный инспектор-советник. Награжден 2 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденами Суворова и Кутузова 2-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями, а также 8 иностранными орденами.
        А. И. Леонов.
III
Леонов
        Виктор Николаевич [родился 8(21).11.1916, Зарайск Московской области], дважды Герой Советского Союза (5.11.1944 и 14.9.1945), капитан 2-го ранга (1952). Член КПСС с 1942. Работал слесарем. С 1937 в ВМФ. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 на Северном и Тихоокеанском флотах в должности заместитель командира отряда морских разведчиков по политической части, с мая 1944 — командир отряда. Участвовал в обороне Советского Заполярья, освобождении Норвегии и Кореи. Окончил Высшее военно-морское училище (1950) и два курса Военно-морской академии. С июля 1956 в запасе. Автор книги «Лицом к лицу» (1956). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды и медалями, а также орденом КНДР.
        В. Н. Леонов.
IV
Леонов
        Евгений Павлович (р. 2.9.1926, Москва), советский актёр, народный артист СССР (1978). Член КПСС с 1955. В 1947 окончил Московскую драматическую студию. С 1948 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского, с 1968 в Театре им. Вл. Маяковского, с 1972 в Театре им. Ленинского комсомола. Яркий и мягкий комедийный актёр большого обаяния, Л. создал также и глубоко драматические образы. Роли: в театре — Пичем («Трёхгрошовая опера» Брехта и Вейля), Лариосик («Дни Турбиных» Булгакова), Креон («Антигона» Ануя), Ванюшин («Дети Ванюшина» Найденова), Нароков («Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Санчо Панса («Человек из Ламанчи» Вассермана и Дэриона), Иванов («Иванов» Чехова) и др.; в кино — Шулейкин («Полосатый рейс»), Шибалок («Донская повесть»), Иван Приходько («Белорусский вокзал»), бригадир Потапов («Премия»), Ламме Гудзак («Легенда о Тиле») и др. Государственная премия СССР (1976).
V
Леонов
        Леонид Максимович [родился 19(31).5.1899, Москва], русский советский писатель, академик АН СССР (1972), заслуженный деятель искусств РСФСР (1949), Герой Социалистического Труда (1967). Воспитывался в семье деда, мелкого торговца. Печататься начал в 1915 в газетах Архангельска, куда был сослан его отец, поэт М. Л. Леонов. В 1920 — в Красной Армии, участвовал в боях на Южном фронте, работал в военных газетах. В 1922 опубликовал прозаическую сказку «Бурыга», затем первую книгу рассказов (1923) и повести «Петушихинский пролом» (1923), «Конец мелкого человека» (1924). В 1924 вышел первый роман Л. «Барсуки» — крупное эпическое полотно, изображавшее предреволюционное московское мещанство и драматические эпизоды революционной борьбы в деревне. Глубокое знание старорусского бытового уклада дало возможность Л. создать яркие образы деревенских искателей правды, показать характеры городских торговцев и ремесленников. Пафос романа — в раскрытии неизбежности победы социалистических сил в деревне. Реализм и мастерство автора «Барсуков» были высоко оценены М. Горьким и А. В. Луначарским. В философском романе «Вор» (1927), написанном на материале наблюдений над социальным дном нэповского города, в повестях «Провинциальная история» и «Белая ночь» (обе — 1928), в «Необыкновенных рассказах о мужиках» (1928), в пьесах «Унтиловск» (1928) и «Усмирение Бададошкина» (1929) были продолжены и развиты антимещанские мотивы «Барсуков». Одновременно, в 1928—29, Л. начал работу над романом «Соть» (1930) — одним из первых в советской литературе произведений о трудовом героизме народа, строящего социализм, о превращении глухих окраин России в индустриально развитые районы. Главный герой романа — коммунист Увадьев, энергичный организатор строительства. В романах Л. «Скутаревский» (1932) и «Дорога на океан» (1935) большое место занимает художественное исследование идейной и психологической перестройки старой интеллигенции, принявшей участие в революционном преобразовании страны, изображение острой идеологической и классовой борьбы в её среде. В «Дороге на океан» ведущую роль играет образ коммуниста — организатора, философа и мечтателя, отдающего жизнь строительству коммунистического будущего.
         В конце 30 — начале 40-х гг. Л. выступает в основном как драматург: пьесы «Половчанские сады», «Волк» (обе — 1938), «Метель» (1939), «Обыкновенный человек» (1941). Первым откликом Л. на Великую Отечественную войну 1941—45 явилась пьеса «Нашествие» (1942; Государственная премия СССР, 1943), за которой последовали пьеса «Лёнушка» (1943) и повесть «Взятие Великошумска» (1944). Широкое звучание в военные годы приобрела патриотическая публицистика Л. После окончания войны писатель приступил к созданию романа «Русский лес» (1953; Ленинская пр., 1957) — крупнейшего своего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности. Многолетняя история борьбы в русской науке о лесе, рассказ о двух типах учёных становится в многоплановом повествовании «Русского леса» страстной исповедью писателя, выражением его главных жизненных и творческих идей, где первое место занимает идея действенного и ответственного патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух национальной культуры и подкрепленного практическим участием в народной жизни. Здесь находят завершение долгие поиски Л. новой формы романа, сочетающей реалистическую достоверность и точность психологических мотивировок с эпической обобщенностью картин народной жизни и глубоким лиризмом повествовательного стиля. В «Русском лесе» особенно очевидно органическое соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта 20 века. Особенно важное место в образной системе романа занимают реалистические символы и ёмкие метафоры.
         Во 2-й половине 50 — начале 60-х гг. Л. возвратился к старым замыслам, создал новые варианты пьесы «Золотая карета» (1946, 2-я редакция 1955, 3-я — 1964), в 1952 — новое, коренным образом переработанное издание романа «Вор», в 1963 — новую редакцию пьесы «Метель» и в 1964 — «Нашествия». Л. доработал написанную в 1938 повесть о русской эмиграции «Evgenia lvanovna» (1963). С темами антивоенной публицистики Л. связан его сатирический кинопамфлет «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961). Писатель ведёт активную общественную деятельность как борец за мир. Выступает в защиту природы; активно участвует в обществе охраны памятников истории и культуры. Произведения Л. переведены на многие иностранные языки. Л. — депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
        
         Соч.: Собр. соч. [Вступ. [Вступ. ст. Д. Горбова], Л., 1928—30; Собр. соч.1 т. 1—5, Хар. — М. — Л., 1928 [Предисл. В. Ковалева], т. 1 — 6, М., 1953 — 55; Собр. соч. [Предисл. Е. Стариковой], т. 1—9, М., 1960—62; Собр. соч. [Вступ. ст. Е. Суркова], т. 1—10, М., 1969—72.
        
         Лит.: Богуславская З., Леонид Леонов, М., 1960; Власов Ф., Поэзия жизни, М., 1961; Финк Л., Драматургия Леонида Леонова, М., 1962; Ковалев В., Реализм Леонова, Л., 1969; его же. Новые зарубежные труды о Леонове, «Русская литература», 1973, № 1; Творчество Л. Леонова. Сб. ст., Л., 1969; Щеглов М., «Русский лес» Леонида Леонова, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1971; Старикова Е., Леонид Леонов, М., 1972; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.
         Е. В. Старикова.
        Л. М. Леонов. «Русский лес» (Москва, 1956). Илл. П. Я. Караченцова.
        Л. М. Леонов. «Барсуки». Илл. А. И. Кравченко (гравюра на дереве, 1932).
        Л. М. Леонов.
VI
Леонов
        Петр Васильевич [родился 3(16).5.1910, с. Лютое, ныне Орловской области], советский художник-керамист, заслуженный художник РСФСР (1970), член-корреспондент АХ СССР (1973). Член КПСС с 1947. Учился в Краснодарском архитектурно-художественном институте (1926—30). Творчество Л. оказало влияние на формирование красочного стиля росписи изделий Дулёвского фарфорового завода (См. Дулёвский фарфоровый завод) (главный художник в 1932—41 и с 1950), основанного на обращении к традициям русского народного искусства: манеры свободной кистевой живописи с крупным рисунком и контрастными, напряжёнными сочетаниями декоративных цветовых пятен. Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1970). Награжден орденом Ленина и медалями.
        
         Лит.: Андреева Л., Расписной фарфор Петра Леонова, «Декоративное искусство», 1969, № 8.
        П. В. Леонов. Декоративный комплект «Золотой олень». 1957. Фарфор. Музей Дулёвского фарфорового завода.
Современная Энциклопедия
ЛЕОНОВ Леонид Максимович (1899 - 1994), русский писатель. В рассказах, повестях 20-х гг., романах "Барсуки" (1924), "Вор" (1927, 2-я редакция 1959) драматические события и трагические последствия революционной ломки, представленной как создаваемый большевиками "процесс природы", и осуждение "мещанства" (включая "уездную Русь" и крестьянство) за чужеродность "надличному разуму Революции". Пьеса "Золотая карета" (3-я редакция 1964) о счастье, неотрывном от чувства долга и достигаемом ценой жертв. Роман "Русский лес" (1953) о сродстве русского характера с русской природой и губительности для народа ее бездумного покорения; романтическая патетика граничит подчас с риторикой, а возвышенные персонажи - с идеализацией. "Пирамида" (1994) - монументальный роман-мениппея, где переоценка российской реальности 20 в. и ряда ключевых идей прежнего "социального идеалиста" в свете христианства завершается безотрадным прозрением-эпитафией на "отчем пепелище". Прозу отличает колоритная стилистика, включающая элементы старорусской речи с разноцветием сказовых манер.
Ономастикон
• Первоначально отчество от канонического мужского имени Леон (из лат. leo - "лев"; латинский язык, как и греческий, имел основу косвенных падежей на -п-(н), в данном случае родительный падеж leonis, поэтому здесь - -н-). Имя было у русских редким, а позже - совсем вышло из употребления, но с ним смешалась краткая форма от других канонических имен - Леонтий и Леонид. • см. ЛЕДИН
Русская цивилизация
Леонид Максимович (19/31.05.1899-8.08. 1994), русский писатель и общественный деятель. В романах «Барсуки» (1924) и «Вор» (1927) показывает трагедию русской жизни в результате революции. В романе «Русский лес» (1953) повествует о «родстве русского характера с русской природой и губительности для народа ее бездумного покорения». В своем последнем романе «Пирамида» Леонов переосмысливает содержание русской жизни в XX в. с позиций православного христианина «на отчем пепелище». В 1960-80-е активно участвовал в работе русских патриотических организаций: клуб «Родина», ВООПИК, «Русский клуб».
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ЛЕОНОВ Алексей Архипович (род. 1934), лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Полёты на космических кораблях "Восход-2" с первым в истории выходом в космос (март 1965), "Союз-19" по программе совместного экспериментального полёта американских и советских космических кораблей - ЭПАС (июль 1975). Государственная премия СССР (1981).
2.
ЛЕОНОВ Виктор Васильевич (род. 1952), председатель Новосибирского областного совета депутатов с 1998. С 1996 занимал пост заместителя главы администрации Новосибирской области.
3.
ЛЕОНОВ Евгений Павлович (1926-1994), актёр, народный артист СССР (1978). В 1948-68 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского, с 1972 - в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр "Ленком"). Роли: Иванов ("Иванов" А. П. Чехова), Тевье-молочник ("Поминальная молитва" по Шолом-Алейхему) и др. Снимался в ф. "Тридцать три", "Донская повесть", "Зигзаг удачи", "Белорусский вокзал", "Премия", "О бедном гусаре замолвите слово", "Осенний марафон", "Убить дракона", т/ф "Старший сын" и др. Популярный актёр, любимый зрителями за непосредственность, простодушную открытость, мягкость и артистизм исполнения. Умел в комедийных ролях вскрыть драматизм образа. Государственная премия СССР (1976), Государственная премия Российской Федерации (1992).
4.
ЛЕОНОВ Леонид Максимович (1899-1994), русский писатель, академик РАН (1972), Герой Социалистического Труда (1967). В рассказах, повестях 20-х гг., романах "Барсуки" (1924), "Вор" (1927, 2-я ред. 1959) - трагические последствия революционной ломки, представленной как создаваемый большевиками "процесс природы", и осуждение "мещанства" (включая "уездную Русь" и крестьянство) за чужерод-ность "надличному разуму Революции". Пьеса "Золотая карета" (3-я редакция, 1964) о счастье, неотрывном от чувства долга и достигаемом ценой жертв. Роман "Русский лес" (1953) о сродстве русского характера с русской природой и губительности для народа её бездумного покорения; романтическая патетика граничит подчас с риторикой, а возвышенные персонажи - с идеализацией. "Пирамида" (1994) - монументальный роман, где переоценка российской реальности 20 в. и ряда ключевых идей прежнего "социального идеалиста" в свете христианства завершается безотрадным прозрением-эпитафией на "отчем пепелище". Прозу отличает колоритная стилистика, включающая элементы старорусской речи с "разноцветьем" сказовых манер. Ленинская премия (1957), Государственные премии СССР (1943, 1977).
5.
ЛЕОНОВ Юрий Георгиевич (род. 1934), геолог, академик РАН (1997). Осн. труды по теоретической и региональной геотектонике и тектонической картографии.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Леонид Максимович (1899-1994) - рус. писатель) И дни Авдеевских салонов, Где, лучшие среди живых, Читали Федин и Леонов, Тренев, Асеев, Петровых. П942 (II,155)
Литературная энциклопедия
Леонид Максимович [1899—] — современный писатель. Родился в Москве в семье крестьянского поэта-самоучки (дед был лавочником в Зарядье — мелкоторговой части Китай-города). Окончил моск. гимназию, учился в 1 Моск. университете, но курса не окончил. Свою творческую деятельность начал стихами, но скоро перешел к прозе. Первое произведение Л. — рассказ «Бурыга» — опубликовано в 1922 в новобуржуазном альманахе «Шиповник». За восемь лет Л. создан ряд произведений, из которых наибольшей известностью пользуются романы «Барсуки» [1925], «Вор» [1925] и «Соть» [1930]. Печатался в альманахах «Круг», «Литературная мысль», в журналах «Русский современник», «Новый мир», «Красная новь» и др. С осени 1929 состоит председателем Всероссийского союза советских писателей, членом редакции Истории гражданской войны. В последнее время — член Комитета по перестройке литературных организаций на основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932. Рассказы Л., написанные им в раннем периоде его лит-ой деятельности, — «Бурыга», «Гибель Егорушки», «Халиль» и др. — характеризуются сказовой стилизаторской абстракцией в духе символистов, преимущественно А. Ремизова и Андрея Белого. Существо этого «приема» заключалось в изменении внешних исторических и географических признаков изображаемой реальной действительности. Так, в «Бурыге» рассказывалось, что «в Испании испанский граф жил. И были у него два сына: Рудольф и Ваня». Но вся обстановка и жизнь этого «испанского графа из Испании» больше характеризовала прокутившегося и обнищавшего среднего русского помещика. На основе такой же сказовой абстракции от конкретной действительности построен и рассказ «Гибель Егорушки», изображающий русского мужика так, что действие этого рассказа легко может быть отнесено к русскому средневековью.
270 Единственной реальностью в сказе о «Гибели Егорушки» является сказитель. Мир, где этот сказ создан, точнее — мир, каким Леонов воображает его, этот мир русского крестьянина, представляется в этих произведениях застывшим и неизменяющимся. Миропонимание русского мужика Смутного времени, по мнению Леонова, этому мужику ближе и понятнее, чем идеалы и миропонимание Октябрьской революции. В этом был идейный смысл первых рассказов Л. Они были попыткой художественной защиты той мысли, что глубинную русскую жизнь революция в основном не изменила: жизнь эта осталась по существу такой же закостенелой, как веками раньше. Указанная тенденция подтверждается и в свободной от сказовой стилизации небольшой повести «Петушихинский пролом» [1923], в которой изображается советская деревня в годы военного коммунизма. Сознание этой деревни лишь в небольшой степени характеризует русскую деревню после Октября. В центре событий конокрад, ставший большевиком. Его революционность представляет собой такой же протест против тоски и бессмыслия деревенщины, как в прошлом его конокрадство, и подобно последнему не может стать источником обновления. Деревня в то время представляется Л. человекообразным зверенышем «Бурыгой», «Нюньюг» — островом в дальнем море ледяном, за полуночной чертой, вьюжной гибелью Егорушки, большевизированным конокрадом из «Петушихинского пролома». «Петушихинский пролом» не случайно был перепечатан в эмигрантской прессе («Воля России», 1925, № 1—2). Другая тема Л. — городской «мелкий человек». Ряд русских писателей называл «мелким человеком» мещанина, забитого маленького чиновника, приживальщика. Леонов это понятие расширил, включая в него прежде всего мыслящую и создающую духовные ценности интеллигенцию. Конец «мелкого человека» раскрывается если не как конец культуры, то по крайней мере как глубинный кризис всей прошлой культуры и лучшей интеллигенции прошлого, сменить которых нечем и некому. При этом Л. сознает, что и эта культура и эта интеллигенция стоят на уровне «мелкого человека». Ученый Лихарев («Конец мелкого человека»), никогда со своих ученых высот не спускавшийся до каких-то житейских кухонных забот, нищетой и голодом эпохи военного коммунизма доведен до того, что вынужден ночью наброситься на безлюдной улице на человека, несущего лошадиную голову, и отобрать ее. Все же голод и нужда так же бессильны оторвать Лихарева от науки, как и величайшие события революции. Погруженный в изучение своих ископаемых, в разработку ученой гипотезы, являющейся делом всей его жизни, Лихарев забывает о личных невзгодах и социальных потрясениях: «Это, брат, не то, что лошадиные головы или классовая борьба». Даже смертельная болезнь сестры воспринимается им «не как удар по сестре, а по нему, профессору Лихареву, ибо какое значение
271 имела для науки Елена Андреевна», бесцветная неудачница, отдавшая всю свою жизнь на то, чтобы обеспечить покой и спокойные условия работы для своего брата-профессора. Мнимое «величие» преданного науке «духа» Лихарева изобличено ненужностью и педантизмом этой науки, кастовым эгоизмом ее носителей. Лихарев и его коллеги обнажили в революции свою сущность мелких людей. Им угрожает гибель, и они творят философию погибающих. Галлюцинируя, больной Лихарев ведет разговоры с Фертом о правде-истине, как некогда Иван Карамазов с чортом. Но Ивану Карамазову автор «Мелкого человека» уподобляет не русского интеллигента, а самого Ферта. Перефразируя героя Достоевского, Ферт также возвращает билет и отказывается от революционного переустройства мира во имя этических соображений: «За благородство, за правду кровью платить надо, а кровь — она дороже всяких правд стоит». Другой собеседник Лихарева — Титус — решает вопрос о революции эгоцентрически. Он не приемлет возлагаемые на него революцией лишения и жертвы, потому что «когда он, Титус, умрет, ведь ничего уже для него — для Титуса — не останется. Ему тогда наплевать на все». Образами Ферта и Титуса Л. выражает свои опасения, что судьба наша «не новое здание всему свету на удивление построить, а лишь камни самой революции растащить». Сам ученый Лихарев унесет камень, чтобы «вместо бюварчика хотя бы на стол положить». Все начинания революции окончатся печально, ибо люди — «пузыри на вековой тине, пузыри и вонь внутри». «Мелкий человек» просмотрел великий смысл жертв и лишений 1918—1921. Лошадиная голова — единственная радость, которую довелось ему испытать за годы революции, — заслонила от него весь мир. Молодой Л. принял тогда хихикающую рожу Ферта за лицо мира, переделать к-рый революции не по силам. Настоящее «России» Л. низведено до состояния быта Егорушки («Гибель Егорушки»), где человек знает только биологические переживания тепла и сытости, холода и голода, где человек — еще только разъяренный или согретый звереныш. Эпоха военного коммунизма здесь воспринята через сознание погибающего «мелкого человека», живущего исключительно биологической звериной жизнью. Именно поэтому тяжелые 1918—1921 будят в нем воспоминания о прошлом, когда люди так дико боролись со своей нуждой, с голодом, с холодом. Это прошлое Леонов и отображает в своем абстрагирующем сказе. Социальная группа, которая выдвинула Л., видела в революции источник развала и обнищания страны, начало бунта стихии и торжество зверино-биологических инстинктов. Что это была за группа? Несомненно, что в первых своих произведениях Л. разговаривает с революцией от имени интеллигентской группы, весьма крепко и тесно связанной с собственническими, капиталистическими элементами города и деревни. «Зарядье», занимающее такое большое место
272 в произведениях Л., есть лишь географически-бытовое обличье собственнической стихии, образующей глубочайшую подоснову раннего Л.: «патриархальный» деревенский кулак смыкается здесь с не менее «патриархальным» московским купцом «средней руки». И в этом своем качестве творчество раннего Л. было конечно враждебно революции. Разгром буржуазно-помещичьей контрреволюции, переход пролетарской диктатуры к новой экономической политике, начало хозяйственного строительства — все это создало определенный перелом в творчестве Л. Правда, этот перелом был еще бесконечно далек от признания, а тем более поддержки Л. основного в Октябрьской революции — ее социалистического характера. Л. второго периода — один из типичнейших художеств. идеологов той весьма обширной группы мелкой буржуазии, к-рая «приняла» Октябрь лишь со стороны его частных, побочных задач и последствий, именно — со стороны доведения им до конца буржуазно-демократич. революции. В отступлении для дальнейшего соц. наступления (а в этом было подлинное содержание первого этапа большевистской новой эконом. политики) она увидела лишь возвращение к условиям нормального буржуазного существования. Но если открытые идеологи «сменовеховства» (типа Устрялова) с полной ясностью высказывали свои буржуазно-реставраторские вожделения, свои упования на превращение большевизма в фактор капиталистического «устроения» России, то у мелкобуржуазного попутчика Л. буржуазно-демократическая интерпретация Октября выступает в менее последовательной и отчетливой форме. Не понимая в пролетарской диктатуре основного — ее социально-политич. характера, — Л. периода «Барсуков» видит в пролетариате прежде всего воплощение некоего абстрактного организующего начала, символ порядка, силы, охраняющей человеческое существование от беснования стихий. Это было уже шагом вперед от «Гибели Егорушки» и «Конца мелкого человека». В таком понимании революции была заложена и другая возможность — возможность «шага вперед» — в сторону Устрялова. С другой стороны, категория «стихии» на этом этапе творчества Леонова уже несколько конкретизируется, обрастает классовой плотью. Так создается первый большой роман Л. «Барсуки», знаменовавший значительный рост художественного дарования Л. и выдвинувший его уже тогда, в 1925, в первые ряды советских писателей. «Барсуки» отразили идеологический сдвиг Л. влево, его превращение из новобуржуазного в попутнического писателя, знаменовали его разрыв с той социальной группой, идеологом к-рой он являлся в своем раннем творчестве. Две большие силы внутренней контрреволюции показаны в романе: крепкое собственническое городское мещанство из Зарядья и деревенское кулачество. Им противопоставлена коммунистическая партия, к к-рой рвутся лучшие силы, уходящие из самого Зарядья и из деревни. Борьба этих двух тенденций
273 олицетворена в образе двух братьев: коммуниста и кулацкого партизана. Первый — выражение государственности, порядка, второй — анархии, бунта, голода. Леонов художественно оправданными образами доказывает превосходство первого над вторым. В этом — признание им новой жизни, сочувствие организующему началу революции, преодолевшему собственническую стихию. «Барсуки» представляли собой весьма значительную в художественном отношении и для того этапа развития советской литературы относительно удачную попытку показать борьбу революционных и контрреволюционных тенденций в деревне. Один из наиболее типичных, а вместе с тем и наиболее противоречивых представителей попутничества, Л. однако оказывается в период, следующий непосредственно за «Барсуками», вновь во власти резких колебаний. Переход от восстановительного периода к реконструктивному, обострение классовой борьбы в стране, крах всех сознательных и бессознательных буржуазных и мелкобуржуазных иллюзий насчет возможности «мирной» буржуазной «эволюции» советской власти — все это вызывает в Л. довольно длительную кризисную полосу раздумий и сомнений, безусловно отражавших усиленное давление на попутчиков со стороны буржуазных элементов города и деревни. В 1927 был напечатан в «Красной нови» и в начале 1928 появился отдельным изданием крупнейший по объему и один из наиболее значительных по художественным качествам роман Леонова «Вор», вызвавший оживленные споры критики и давший толчок к постановке целого ряда принципиальных вопросов творческого метода Иллюстрация: Обложка 1-го изд. «Барсуков» Леонова
274 советской и пролетарской литературы. Роман был интересен той пессимистической оценкой, которую дает Леонов перспективам дальнейшего развития революции. Падение бывшего большевика и героя гражданской войны Дмитрия Векшина, не понявшего нового этапа революции, классово переродившегося, отброшенного партией как негодный хлам, опустившегося на дно «блатного» царства, превратилось у Л. объективно во всеобщую трагедию всех подлинно революционных элементов современности. Параллельно «линии» Векшина идет в «Воре» и «линия» Николая Заварихина, преуспевающего собственника и накопителя, деревенского кулака, превращающегося в городе в значительного капиталиста. Симпатии Л. на стороне Векшина, однако он подобно К. Федину (см.) в «Трансваале» не видит в нашей действительности реальной силы, способной отразить напор нэповского накопителя на советский мир. Этим в корне ложным представлением о фактическом ходе вещей порождается специфический «колорит» романа, к-рый можно условно охарактеризовать термином «достоевщина» — атмосфера надрыва, бесконечного психологического копательства и изломанности, темных, нищенских («петербургских») углов, отверженности, забитости, униженности, неисчерпаемого обилия всяческих человеческих (психических) и житейских уродств, философствующей юродивости, юродствующей философии. Нельзя забывать, что в таком тоскливом свете рисовалась Леонову советская действительность накануне реконструктивного периода, когда большевистская партия повела решительный бой с остатками капитализма в стране! Не подлежит никакому сомнению, что в романе «Вор» отразился сильнейший крен вправо части мелкобуржуазной интеллигенции в результате усилившегося к тому времени сопротивления кулака и нэпмана социалистическому наступлению рабочего класса. Только учитывая это, мы можем оценить всю глубину происшедшего позже у Леонова нового перелома в сторону революции. В романе содержалась широкая картина жизни деклассированных и мещанских элементов, был дан ряд ярких образов большой художественной убедительности. «Вор» однако не изобразил «нового человека» и тем более — живого строителя нашей действительности. Партия, рабочий класс знали отдельных бойцов, не понявших исторического смысла нэпа, не постигших величия и героизма строительных фронтов восстановительного периода. Разочарованные, эти люди опускались, разлагались, уходили от революции и чаще всего отбрасывались самой партией. Но то были единицы; основные кадры бойцов, чуждые векшинской оценке революции как революции национальной, пересели с боевого коня за конторку треста или пошли организаторами цеха фабрики и, полные сознания единства этих фронтов с военными фронтами, с таким же упоением защищали новый, вверенный им революцией участок социалистического
275 строительства. Этого доподлинного живого человека нет в романе «Вор». Терроризированный обильно появившимися в первые годы нэпа на поверхности нашей жизни зарядьевцами, находясь в плену зарядьевских оценок восстановительных процессов и сменовеховских предсказаний неминуемости буржуазного перерождения советской власти, Леонов романом «Вор» выражал большой социальный пессимизм и шатание мелкобуржуазной интеллигенции эпохи восстановительного периода. Через тему о большевике, павшем с вершин революционного героизма в болото деклассированного люмпенства, Леонов пришел опять к своим первым двум темам: о «мелком человеке» и его социальном и моральном «подпольи» и о вековой дикости собственнической деревенщины. В 1928 Л. печатает серию рассказов «Необыкновенные истории о мужиках», где деревня показана как выражение звериного начала. В ряде эпизодов («Приключение с Иваном», «Железная вода», «Возвращение Копылева» и др.) крестьянская жизнь эпохи военного коммунизма и восстановительного периода по ее жестокости, звериной дикости, бессмысленной жадности и мстительности ничем не отличается от жизни, изображенной в «Бурыге» и «Гибели Егорушки». Наряду с этим он публикует «Провинциальную историю», где еще раз показывает «мелкого человека», но не его конец, а его суд над революцией и ее судьбами. «Мелкий человек» уверен в том, что никакая индустриализация мира не сумеет изменить человека, его сущность: «Построят машины, к-рыми будут доить мир, как корову, а первый зверь — душа... останется та же, что в начале дней». Город — это Зарядье («Барсуки») и Благуша («Вор»), это собачники, в к-рые превратят дворцы будущего. Человеческая душа — первый зверь («Провинциальная история»). Деревня — дикий жестокий зверь, такой же после Октября, каким он был много веков тому назад. Эту свою социально-историческую концепцию Леонов обобщает в драме «Унтиловск». Крысолов Червяков, пародируя военный лозунг революции, предупреждает самую революцию: «Товарищи, соблюдайте очереди в веках... умерщвленный до срока Унтиловск возникает, как феникс! Мы за мир, но если воевать, — у нас слюны на 300 лет хватит. У нас один конек, но верный!» Но и через 300 лет ничего лучшего, чем унтиловская слюна, не ждет человечество. Ученый выдумал, — рассказывает крысолов, — машину полета во времени, он на ней «перемахнул» на миллион лет вперед, «через века, людские жизни, сотни революций», но и там нашел один сплошной Унтиловск. Все это являлось разумеется оживлением в творчестве Леонова тенденций Зарядья. Зарядью одно время казалось, что нэп означает начало конца социалистической революции, что он несет с собой восстановление капитализма. Но не успело Зарядье как следует насладиться этой иллюзией, как загремели в большевистских лозунгах
276 реконструктивного периода пушки развернутого социалистического наступления, и тракторные колонны его стали давить и вырывать начисто самые корни российского капитализма. Бешеные усилия Зарядья остановить неотвратимый ход истории, обрекающей его на гибель, еще раз внушили художнику, который одно время был близок Зарядью, мысль об его извечности и несокрушимости. Леонов периода «Провинциальной истории» и «Унтиловска», несмотря на весь свой пессимизм, конечно уже не Леонов периода «Гибели Егорушки» и «Конца мелкого человека». Он уже видит всю подлость, мерзость и ничтожество бывшей своей социальной «духовной отчизны». Но покуда он не видит силы, способной раз навсегда отправить все «Унтиловски» на живодерню истории, покуда он верит в их «изначальность» и непреодолимость, до тех пор он своим творчеством объективно затрудняет борьбу революции с Зарядьем. Но пролетариат идет от победы к победе. Всероссийское «Зарядье» конечно не сдается, и его уничтожают. И в трагикомедии «Усмирение Бададошкина» (журнал «Красная новь», 1929, книга 3) мы впервые находим у Леонова ощущение неизбежной гибели Зарядья. Но пока это еще только ощущение, пока еще Леонову кажется, что Зарядье умирает само под бременем своих грехов. Пока еще Леонов дает только этическое толкование факта и не видит еще той Иллюстрация: Обложка «Полного собр. сочин.» Леонова
277 реальной силы, к-рая действительно уничтожает Зарядье. И тем не менее трагикомедия эта является уже шагом вперед от «Унтиловска». Людям Зарядья казалось, что нэп — начало конца революции, что его поражение 1919—1920 было временным. Образами «мелкого человека» Зарядье мстило революции за свое поражение и затрудняло ей дальнейшие победы. Леонов однако уже тогда выражал сознание той группы советской интеллигенции, которая видела гнилостный характер Зарядья, страшилась его унтиловской слюны, но не знала силы, способной преодолеть Зарядье и Уитиловск, и потому была склонна приписывать им общечеловеческую значимость. Отсюда — те глубоко пессимистические тона, которые прорывались тогда в творчестве Леонова. Для Зарядья и его устряловских сменовеховских идеологов новая экономическая политика должна была стать периодом восстановления капитализма. В действительности она стала периодом восстановления промышленности на основе пролетарской диктатуры, она оказалась лишь подготовкой к плановой стройке социализма и окончательному сжиганию Унтиловска в крематориях революции. Решающие победы социалистической революции открыли выход Леонову из его зарядьевского плена, поставили его на путь преодоления философии «мелкого человека», на путь активного творческого участия в разрушении Унтиловска. В развитии Леонова начинается новый период — происходит переход его на позиции литературного союзника пролетарской революции. Он создает два новых ярких произведения о нашем строительстве: роман «Соть» и повесть «Саранчуки». В результате побед социалистического строительства Леонов увидел способность Октября уничтожить моральное подполье «Зарядья», преодолеть «Унтиловск» и переродить «мелкого человека» из «подпольного» и «лишнего» человека в участника великой стройки. Проблема человека как вечного проявления звериного начала уступает теперь место проблеме борьбы строителя с природой, со стихией, с вековыми зверино-собственническими инстинктами в человеке и прежде всего с теми классовыми силами, которые мешают борьбе со стихией в природе. В романе «Соть» рассказывается о стройке в одном из заброшенных, диких, нетронутых культурой Унтиловсков нашего Союза. Строители — Увадьев и Потемкин, коммунисты, участники борьбы на военных фронтах, — не в пример Векшину («Вор»), не испугались будней глуши, не покорились ее вековому укладу, а продолжили героику вооруженной борьбы, направив ее на овладение стихией реки Соти, на использование дремучих лесов на ее берегах, на строительство нового бумажного гиганта. Это строительство служит для них плацдармом в ожесточенной борьбе с классовым врагом, укрывшимся в монастыре и использующим монастырь с его старцами для организации кулацкой контрреволюции. В повести «Саранчуки» Л. развертывает перед читателем перипетии
278 пролетарской борьбы за туркестанский хлопок, уничтожаемый саранчой. Союзниками стихии являются здесь кулаки и интеллигент-романтик; энергия последнего бесплодно тратится на психологические надрывы, отвлекающие его от непосредственных задач борьбы со стихией и делающие его пособником классового врага. Иллюстрация: Иллюстрация Кардовского к роману Леонова
«Соть» По-новому ставя и разрешая ряд сложнейших проблем показа человека, давая образцы критического преодоления Достоевского, влияние к-рого на более ранние произведения Л. столь значительно, автор «Соти» и «Саранчуков» становится на путь решительного преодоления тех идеологических недугов, к-рыми заразило его Зарядье. Последнее произведение Леонова — роман «Скутаревский», посвященный проблеме прихода к революции различных групп интеллигенции. Роман начат печатанием в № 5 журнала «Новый мир». М. Горький недавно справедливо указал, что творчество Леонова станет предметом больших и серьезных исследований. Писатель, сумевший в первое десятилетие своего творчества подняться от стилизованных на старый лад небольших рассказов до крупных произведений большой законченности и художественной силы, писатель, проделавший крутой идеологический поворот от сотрудничества с новобуржуазными, впоследствии в своем большинстве эмигрантскими писателями из альманаха «Шиповник»
279 к позиции литературного союзника пролетариата, писатель, прошедший такой необыкновенно плодотворный путь, — несомненно станет предметом самого пристального изучения. Библиография: I. Собр. сочин., 5 тт., изд. «Пролетарий», Харьков, 1928, и «ЗИФ», М., 1930 (с т. IV); Саранчуки, повесть, ГИХЛ, М., 1931; Соть, роман, ГИХЛ, М., 1931 («Дешевая биб-ка» Огиза). II. Воронский А., Литературные силуэты. Л. Леонов, «Кр. новь», 1924, III (и в сб. его «Литературные типы», М., 1925); Лежнев А. З., «Барсуки» Л. Леонова, «Печать и революция», 1925, III (и в сб. его «Вопросы литературы и критики», Москва, 1926); Войтоловский Л., Леонид Леонов, «Звезда», 1926, VI; Лежнев А. З., Леонид Леонов, «Печать и революция», 1926, VII; Фриче В. М., Литературные заметки. О новом буржуа, «Правда», 1927, № 114 (О «Воре» Леонова; перепечатано в сб. Фриче «Заметки о современной литературе», Москва, 1928); Ермилов В., Проблема живого человека в современной литературе и «Вор» Л. Леонова, «На литературном посту», 1927, V—VI. Другие отзывы о романе «Вор» см.: «Молодая гвардия», 1928, IV (В. Гоффеншефер); «Печать и революция», 1928, III (Е. Северин); «Звезда», 1928, II (Г. Горбачев); Леонид Леонов, изд. «Никитинские субботники», Москва, 1928 (ст. А. Воронского, Л. Войтоловского, В. Евгеньева-Максимова, А. Лежнева, Г. Горбачева, Ж. Эльсберга, Д. Горбова, Б. Лунина, К. Локс, Машбиц-Верова, В. Ермилова); Горбов Д., Леонид Леонов, «Новый мир», 1928, X; Нусинов И., Леонид Леонов и его критики (сборник «Буржуазные тенденции в современной литературе»), Изд. Комакадемии, М., 1930; Его же, От «Унтиловска» к «Соти», «Красная новь», № 4, 1932; Оружейников Н., Смена героев, «Книга и революция», 1930, № 27. Отзывы о романе «Соть»: «На литературном посту», 1930, XV—XVI (Н. Артюхин), «Литература и искусство», 1930, III—IV (Е. Северин). III. Писатели современной эпохи, т. I, под ред. Б. П. Козьмина, ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, под ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М., 1928. И. Нусинов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛЕОНОВ


будет выглядеть так: Что такое ЛЕОНОВ