Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛЕНСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ленский (настоящая фамилия — Вервициотти)
        Александр Павлович [1(13)10.1847, Кишинев, — 13(26).10.1908, Москва], русский актёр, режиссёр, педагог и теоретик театра. С 1865 дебютировал на профессиональной сцене во Владимире. Играл в провинции. С 1876 до конца жизни работал в Малом театре (в 1882—84 в Александрийском). Л. сыграл значительную роль в развитии реализма на русской сцене. Мастерски владея искусством перевоплощения, мимики, грима, он стремился к реалистической многосторонности и исторической точности характеристики персонажа. Созданные им образы отличались «...совершенно исключительной сценической мягкостью...» (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, артистичностью, изяществом. Среди лучших ролей: Бенедикт, Петруччио, Гамлет, Отелло («Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Гамлет» и«Отелло» Шекспира), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» Гуцкова), Чацкий и Фамусов («Горе от ума» Грибоедова), Паратов («Бесприданница» Островского), Демурин, Столбцов («Цена жизни» и «Новое дело» Немировича-Данченко). Стремясь к реформе театра, воспитанию актёра, обладающего высокой культурой, Л. добивался сочетания в актёрском искусстве творческого вдохновения с высокой сценической техникой. Большое значение придавал он театральному образованию. Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), Л. в 1898—1903 возглавил в нём драматическую труппу молодых актёров. Под его руководством в этом театре раскрылись дарования Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой, В. О. Массалитиновой, П. М. Садовского и др. Поставил здесь спектакли: «Ревизор» Гоголя, «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и «Снегурочка» Островского; в Малом театре — «Ромео и Джульетта» (1902), «Буря»(1905) Шекспира, «Без вины виноватые» Островского (1908). С 1888 Л. преподавал на драматических курсах Московского театрального училища. Среди его учеников — В. Н. Пашенная, А. А. Остужев и др.
         Взгляды Л. как режиссёра и театрального педагога были во многом близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в основу новаторской деятельности Московского Художественного театра.
        
         Соч.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.
        
         Лит.: Зограф Н. Г., Александр Павлович Ленский, М., 1955.
        А. П. Ленский в роли Уриэля Акосты («Уриэль Акоста» К. Ф. Гуцкова).
        А. П. Ленский.
II
Ленский (псевдоним; настоящая фамилия — Воробьев)
        Дмитрий Тимофеевич [1805, Москва, — 9(21).12.1860, там же], русский писатель и актёр. Сын купца. Дебютировал на сцене в 1824. Был первым в Москве исполнителем роли Хлестакова, которой дал водевильную трактовку. Издал «Оперы и водевили, переводы с французского» (ч. 1—4, 1835—36). Заимствуя сюжеты из французских пьес, Л. насыщал их бытовыми подробностями из жизни купечества, мещанства, провинциальных актёров. Водевилям Л. не хватало глубины содержания, но их отличали сценичность, умелое использование приёмов «грубой комики». Лучшие водевили Л. («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», постановка 1839, и др.) долгое время были в основном репертуаре русского театра. Л. — автор либретто оперы А. Н. Верстовского «Громобой».
        
         Соч.: Водевили. [Вступ. ст. М. Паушкина], М., 1937; Лев Гурыч Синичкин..., в сборнике: Русский водевиль, Л. — М., 1959.
        
         Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
III
Ленский
        Леньский (Lenski) (настоящая фамилия — Лещиньский, Leszczynski) Юлиан (8.1.1889 — 21.9.1937), деятель польского и международного рабочего движения, публицист. Родился в г. Плоцк в семье рабочего. С 1905 член Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). В 1909 поступил на философский факультет Ягеллонского университета, из которого был временно исключен (1910) за руководство студенческой забастовкой. В 1910 избран председателем Союза социалистической молодёжи «Спуйня». С 1913 член Варшавского комитета СДКПиЛ. Один из лидеров розламовцев (группа польских социал-демократов, тесно сотрудничавших с большевиками); участник Поронинского совещания ЦК РСДРП (1913). За революционную деятельность неоднократно арестовывался царским правительством, позднее — правительством буржуазной Польши, а также Германии, где Л. находился в конце 20 — начале 30-х гг. В 1917—18 член Центрального исполнительного комитета групп СДКПиЛ в России и редактор газеты «Трыбуна» («Trybuna»). Участник 7-й (Апрельской) конференции и делегат 6-го съезда РСДРП(б). В октябре 1917 комиссар Военно-революционного комитета, в ноябре — июне 1919 комиссар по польским делам (в составе Наркомнаца). Член ВЦИК 2-го и 3-го созывов. В 1919 народный комиссар просвещения Литовско-Белорусской советской республики, член ЦК КП Литвы и Белоруссии; в 1921—23 член Польского бюро при ЦК РКП(б). Участник 2-го съезда компартии Польши (КПП) и делегат 4—6-го съездов. В 1-й половине 1924 работал во Французской коммунистической партии, был одним из редакторов «Юманите». С 1925 член ЦК и Политбюро ЦК КПП, с июня 1929 генеральный секретарь КПП. Участник 5—7-го конгрессов Коминтерна; с 1928 член ИККИ и кандидат в член Президиума ИККИ, с июля 1929 член Президиума ИККИ. Сыграл большую роль в разработке платформы и тактики единого рабочего и антифашистских народных фронтов.
        
         Соч.: О front ludowy w Polsce 1934—1937, Warsz., 1956.
        
         Лит.: Kalicka F., Julian Leszczyriski-Lenski, «Z pola waiki», 1958, № 4, s. 278—321.
         А. Я. Манусевич.
        Ю. Ленский.
Современная Энциклопедия
ЛЕНСКИЙ (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847 - 1908), актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865; с 1876 в Малом театре (с 1907 главный режиссер). Выступал в высокой комедии, романтической драме, трагедии, затем перешел на характерные роли. Игре Ленского свойственны изящество, мягкость; добивался жизненной, исторической и социальной достоверности образов, пластической выразительности, совершенства грима: Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира, 1877), Фамусов ("Горе от ума" А.С. Грибоедова, 1887) и др. В своих постановках ("Снегурочка" А.Н. Островского, 1900; "Кориолан" Шекспира, 1902, и др.) стремился к осуществлению единого режиссерского замысла, цельности актерского ансамбля. Занимался живописью, скульптурой. Среди учеников Л. - А.А. Остужев, В.Н. Пашенная, В.Н. Рыжова, Е.Д. Турчанинова.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ЛЕНСКИЙ (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847-1908), актёр, режиссёр, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Выступал в комедии, романтической драме, трагедии, потом перешёл на характерные роли. Его игре были свойственны изящество, мягкость; добивался исторической и социальной достоверности образа, пластической выразительности. Роли: Гамлет, Бенедикт ("Гамлет" и "Много шума из ничего" У. Шекспира), Чацкий, Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова) и др. Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.). В своих постановках ("Снегурочка" А. Н. Островскбго, 1900; "Кориолан" Шекспира, 1902, и др.) стремился к осуществлению единого режиссёрского замысла, цельности актёрского ансамбля.
2.
ЛЕНСКИЙ (псевдоним; настоящая фамилия Воробьёв) Дмитрий Тимофеевич (1805-60), русский драматург, актёр. Водевили, в т. ч. "Лев Гурыч Синичкин..." (постановка 1839). Переводил стихи П. Ж. Беранже, французские пьесы.
Орфографический словарь Лопатина
л`енский, л`енский (от Л`ена, река, и Ленск)
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(персонаж романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин") Иль, может быть, Пушкин иль Ленский По ниве идет деревенской; И слабая кашка запутает ноги Случайному путнику сельской дороги. Хл920,21 (272); И луч тройного бога смерти По зеркалу судьбы Блеснул - по Ленскому и Пушкину, и брату в небесах. Певец железа - он умер от железа. (о смерти М. Ю. Лермонтова) Хл(921) (152)
Литературная энциклопедия
Дмитрий Тимофеевич [1805—1860] — русский водевилист. Выходец из купеческой семьи. Средний актер, Л. выдвинулся и создал себе имя многочисленными водевилями, представлявшими гл. образом переделку иностранного (преимущественно французского) материала, приспособляемого к «русским нравам». Перу Л. принадлежат также многочисленные переводы комедий Скриба и несколько переводов Мольера. Наряду с Григорьевым, Каратыгиным, Ф. Кони и др. Л. ориентировался на широкого зрителя 30-х гг. — мелких чиновников, купечество, зажиточное мещанство и т. п. Именно этому непритязательному зрителю Александринского и Малого театров нравилась водевильная издевка Л. над семейным бытом буржуазии («Жених нарасхват», «Две кормилицы», «В людях ангел — не жена, дома с мужем — сатана», «Жена за столом, а муж под столом» и мн. др.). Из водевилей Л. наиболее прочно удержались в репертуаре «Простушка и воспитанная» и особенно «Лев Гурыч Синичкин» (переделка французской пьесы «Отец дебютантки»), возобновленный в последние годы московским театром им. Вахтангова. В последнем ярко развернуто противопоставление пустых и легкомысленных прожигателей жизни (граф Зефиров) бедной, но добродетельной дочери «костромского благородного отца» — Синичкиной, пробивающей себе через многочисленные преграды дорогу к искусству. Кроме того Л. писал оперные либретто, в том числе либретто оперы «Громобой» на музыку
264 Верстовского. Популярны также были его переводы песен Беранже. Библиография: I. Оперы и водевили, переведенные с французского, 4 тт., М., 1835—1836; Театр Ленского, 6 тт., СПБ, 1874. II. Горбунов И. Ф. и Каратыгин П. А., Дм. Тим. Ленский. Очерк его артистической и литературной деятельности. Письма, стихотворения, эпиграммы, «Русская старина», 1880, X, стр. 309—337, 446—452; Мазаев М., Старый водевилист, «Исторический вестник», 1894, IV; Воспоминания Каратыгина, перепеч. в его «Записках», новое изд., Л., 1929. См. также лит-ру к ст. «Водевиль». III. Геннади Гр., Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. II, Берлин, 1880; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, Петроград, 1914. Э. Б-н
Энциклопедия литературных героев
ЛЕНСКИЙ - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.
Не только общие интересы сближают Онегина и Л,, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».
В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.
Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.
Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».
А.М.Гуревич
Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она,
//Как эта глупая луна
//На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «...Он рощи полюбил густые,
//Уединенье, тишину,
//И ночь, и звезды, и Луну...» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.
Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой;
//Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный...» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний
//И гармонических затей
//Читаю только старой няне...» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули,
//Гремит о шомпол молоток...» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.
Н.А.Крымова
В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства. Лит. см.. к ст. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
И.И.Силантьева
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛЕНСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ЛЕНСКИЙ