Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        творческое направление в немецкой музыке 19 в.; см. Германия, раздел Музыка.
Большой психологический словарь
(англ. Leipzig school) — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители: Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», вундтовской.
Л. ш., как и гештальт-психология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме гештальтов, др. единицы анализа психического мира: т. н. комплекс-качества (по аналогии с «гештальт-качествами»). Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития; от гештальтов их отличает большая диффузность и эмоциональность. В то же время Л. ш. исследовала практически игнорируемую в гештальт-психологии смысловую сторону гештальтов. В своих теоретических и экспериментальных исследованиях Л. ш. пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генезов (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезах) идет от комплекс-качеств к более «прегнантным» и осмысленным гештальтам. Особенную разработку получили в Л. ш. (в т. ч. с использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенезов, а также типологии восприятия (Ф. Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Г. Фолькельт) и др. См. также Микрогенез восприятия.
«Целостнообразующими» факторами психической жизни Л. ш. называла чувства, которые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают «трансфеноменальный» мир душевного «бытия», несводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему «структур» (термин Ф. Крюгера) различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Л. ш. на «душевные» (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентаций личности, и надындивидуальные — «душа» семьи, народа, расы) и «объективно-духовные» (мораль, право, искусство, а также язык). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (напр., более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем структура «глухого к музыке» человека). В 1950-е гг. эти взгляды нашли свое отражение в характерологическом учении А. Веллека. Поскольку структуры считались в Л. ш. врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики Л. ш. смыкалась с крайне биологизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в т. ч. откровенно расистскими и фашистскими концепциями.
Вместе с тем Л. ш. сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л. С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Л. ш. и рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. ш. оказали свое влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г. Оллпорт). (Е. Е. Соколова.)
Краткий психологический словарь
— психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», Вундтовской (см. Вундт Вильгельм).
Л. ш., как и гештальтпсихология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме гештальтов, другие единицы анализа психического мира: т. н. «комплекс-качества» (названные так по аналогии с «гештальт-качествами»), Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития, которых отличает от гештальтов их большая диффузность и эмоциональность. В то же время Л. ш. исследовала практически игнорируемую в гештальтпсихологии смысловую (см. смысл) сторону гештальтов. В теоретических и экспериментальных исследованиях Л. ш. пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генезов (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезах) идет от комплекс-качеств к более «прегнантным» и осмысленным гештальтам. Особенную разработку получили в Л. ш. (в том числе с использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенезов, а также типологии восприятия (Ф. Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Г. Фолькельт) и др.
«Целостнообразующими» факторами психической жизни Л. ш. называла чувства, к-рые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают «трансфеноменальный мир» душевного «бытия», не сводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему «структур» (термин Ф. Крюгера) различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих собой течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Л. ш. на «душевные» (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентаций личности, и надындивидуальные — «душа» семьи, народа, расы) и «объективно-духовные» (мораль, право, искусство, а также язык). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (например, более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем структура «глухого к музыке» человека). В 50-е гг. эти взгляды нашли свое отражение в характерологическом учении А. Веллека. Поскольку структуры считались в Л. ш. врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики она смыкалась с крайне биологизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в том числе откровенно расистскими и фашистскими концепциями.
Вместе с тем Л. ш. сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л. С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Л. ш. и рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. ш. оказали свое влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г. Оллпорт).
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Категория.
Психологическое направление.
Специфика.
Возникла в Германии в конце 10-x гг. ХХ в. и просуществовала до середины 30-х. К этому направлению принадлежали: Ф.Крюгер, Х.Фолькельт, Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия "гештальт", по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие "комплекс-качество", родственное понятию "гештальт-качества" в гештальтпсихологии. Комплекс-качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей Лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А.Веллек), а также в гуманистической психологии (Г.Олпорт).
Литература.
Соколова Е.Е. Из истории проблемы целостности в психологии (Лейпцигская школа) // Вестник МГУ. Психология. 1982, № 4, с. 56-64
Синоним.
Вторая Лейпцигская школа.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА


будет выглядеть так: Что такое ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА