Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАЖЕЧНИКОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Иван Иванович [14(25).9.1792, Коломна, — 26.6(8.7).1869, Москва], русский писатель. Родился в купеческой семье. Получил разностороннее домашнее образование. В 1813—15 был в действующей армии (автор «Походных записок русского офицера», отдельное издание 1820). Л. — один из пионеров русского исторического романа. Большой успех имел его первый роман «Последний Новик» (1831—33) — из эпохи начала 18 в. Лучшее произв. Л. — «Ледяной дом» (1835), в котором, в частности, показан произвол временщика Э. Бирона. Отвлечённо-романтическая трактовка автором некоторых исторических лиц (особенно А. П. Волынского (См. Волынский)) нанесла ущерб художественности романа, однако неприятие «бироновщины» было выражено в нём настолько сильно, а многие детали обстановки прошлого переданы так достоверно, что это дало основание В. Г. Белинскому отнести «Ледяной дом» к «...одним из самых замечательных явлений в русской литературе...» (Полн. собр. соч., т. 3, 1953, с. 18). Положительно оценил он и роман «Басурман» (1838). Более поздние романы Л. значительно ниже по своему художественному уровню. Л. также автор трёх исторических драм в стихах, в том числе драмы «Опричник» (1843, опубликована 1859), положенной в основу либретто одноименной оперы П. И. Чайковского.
        
         Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—12, СПБ — М., 1899—1900; Соч., т. 1—2, М., 1963.
        
         Лит.: Нечаева в. С., И. И. Лажечников, Пенза, 1945; Петров С. М., Русский исторический роман XIX в., М., 1964; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
         Е. Е. Соллертинский.
Современная Энциклопедия
ЛАЖЕЧНИКОВ Иван Иванович (1792 - 1869), русский писатель. В романах "Последний Новик" (1831 - 33), "Ледяной дом" (1835), положивших начало историческому жанру в России, - картины русской истории (главным образом 18 в.).
Ономастикон
Ложечник - мастер, изготовляющий ложки. Лошкарев Если бы написание фамилий строго подчинялось законам орфографии, надо было бы писать Ложкарев, и сразу стало бы ясно: ложкарь - мастер, изготовляющий ложки. (Ф). См. также Лашкарев. А вот Ложкин от имени Ложка из нарицательного ложка.
Энциклопедия Отечеcтво
ЛАЖЕЧНИКОВ Иван Иванович (1792-1869), русский писатель. В романах "Последний Новик" (1831-33), "Ледяной дом" (1835), положивших начало историческому жанру в России,- картины русской истории (гл. образом 18 в.).
Литературная энциклопедия
Иван Иванович [1792—1869] — исторический романист. Р. в Коломне в богатой и культурной семье купца, «коммерции советника». Получил широкое домашнее образование. Во время Отечественной войны, захлестнутый волной шовинизма, убежал из дома и вступил в ряды армии. Результатом похода 1813—1815 явились «Походные записки русского офицера», доставившие популярность молодому писателю; «Записки» печатались отрывками в журналах, затем в 1820 вышли отдельным изданием. Начиная с этого времени, Л. становится постоянным сотрудником ряда журналов. Оставив в 1819 военную службу, Л. поступает в министерство народного просвещения, где с некоторыми перерывами работает в качестве директора училищ и инспектора студентов вплоть до 1837. Затем в течение 12 лет служит вице-губернатором и 2 года цензором. Отслужив положенный срок, Л. переходит на пенсию. В 1831—1833 вышел в свет первый исторический роман Л. «Последний Новик» (из эпохи Петра Великого). Л. серьезно работал над романом, в течение нескольких лет изучая исторические источники. Вслед за ним последовали исторические романы «Ледяной дом» (Бироновщина, 1835), «Басурман» — из эпохи Иоанна Грозного [1838]. Из всего написанного Л. особенно интересны эти три романа, создавшие ему славу «русского Вальтер Скотта». Все, что было написано Л. после, значительно слабее его первых романов. В конце своей жизни, в 60-х гг., Л. пишет автобиографические повести, шовинистическую полонофобскую повесть «Внучка панцырного боярина» и роман «Немного лет назад». Интересны также воспоминания
25 Л. — «Мое знакомство с Пушкиным» и «Заметки для биографии В. Белинского». Иллюстрация: Иллюстрация к «Ледяному дому» Лажечникова (изд. 1835) Творчество Л. выражает тенденции наиболее просвещенных слоев крупной буржуазии 30-х гг., не доросших до какой бы то ни было оппозиции дворянской гегемонии и шедшей на поводу у диктатуры крепостников. Неслучайно его внимание привлекали те периоды истории, когда русское государство вставало перед необходимостью укрепить свою мощь для того, чтобы сзывать к себе «богатства и просвещение Европы». Завоевание Лифляндии Петром I занимает Л. помимо новизны темы еще и потому, что там, в Лифляндии, была «колыбель нашей воинской славы, нашей торговли и силы». Отсюда — восхищение Л. перед Петром, всею своей кипучей деятельностью облегчавшим преуспеяние русского торгового капитала: «Куда... ни заброшены были семена его бессмертных дел, к-рыми Россия доныне могуча и велика. Под сенью Кавказа садил он виноград, в степях полуденной России — сосновые и дубовые леса, открывал порт на Бельте, заботился о привозе пива для своего погреба, строил флот, заводил ассамблеи и училища...» В «Басурмане» Л. рассказывает о молодом иностранце, враче Антонио Эренштейне, приехавшем в эпоху Ивана III на Русь, чтобы передать ее народу «запасы науки». «Идея романа — приведение на очную ставку московской и европейской культур» (Сакулин) — очень важна для установления социальных корней творчества Лажечникова. Культурнические мотивы у него звучат сильнее, чем у Булгарина, Кукольника и других буржуазных романистов той поры.
26 Исторические романы Л. изобилуют «местным колоритом», столь характерным для романтиков той поры; в текст его произведений в изобилии вбрасываются исторические документы и образцы устного творчества (русские и латышские песни в «Последнем Новике»). Фабула их по большей части запутана, язык патетичен. Иллюстрация: Иллюстрация к «Ледяному дому» Лажечникова (изд. 1835) У современников автор «Последнего Новика» пользовался громадным успехом. Наивный патриотизм Лажечникова был как-раз по плечу среднему читателю 30-х и 40-х годов; запутанность сюжета и романтическое влечение к старине вполне соответствовали непритязательным вкусам. «Ледяной дом» и «Басурман» читались долго после смерти их автора. Первый из этих романов послужил в наше время материалом для киносценария (Межрабпомфильма). Библиография: I. Полное собр. сочин., с критико-биографическим очерком С. Венгерова, 12 тт., изд. Вольф, СПБ, 1899—1900. Ранее: Сочинения, 8 тт., СПБ, 1858; Собрание сочинений, с монографией о Лажечникове С. Венгерова, 12 тт., СПБ, 1883—1884. II. Белинский В., Сочинения, т. I, СПБ, 1896; Скабичевский А., Наш исторический роман в его прошлом и настоящем. Сочинения, т. II, изд. 3-е, СПБ, 1903. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 [указания не позже 1899]; Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, М. — Л., 1924. К. и П.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАЖЕЧНИКОВ


будет выглядеть так: Что такое ЛАЖЕЧНИКОВ