|
|
|
|
|
ЛАРЫ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
в древне-римской религии божества-покровители, почитавшиеся в каждом частном доме. Их изображения находились обычно в шкафчике, помещавшемся у очага или в специальной небольшой комнате; считалось, что Л. присутствуют при семейной трапезе и всех домашних делах. Почитались также Л. — покровители дорог, их изображения ставились на перекрёстках; в честь этих Л. справлялся праздник Ларенталии (23 декабря).
|
Современная Энциклопедия |
ЛАРЫ, в римской мифологии божества-покровители семьи, дома, дорог и др. В переносном смысле - синоним дома, домашнего очага. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ЛАРЫ — в рим. миф. божества — покровители коллективов и их земель. Римляне выводили культ Л. из культа мертвых. Фамильные Л. были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавш. им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью.
Рабы искали защиты от гнева хозяина у домаш. очага или алтаря Л. и активно участвовали в их культе, впослед. преиму-щественно обслуживавш. именно рабами. Глава фамилии был верхов. жрецом культа Л. Как покровители соседской общины и добрососедских отношений Л. почитались на перекрестках (компитальные Л.), где сооруж. святилища с числом отверстий, равным кол-ву примыкавших к перекрестку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображ. соотв. свободных членов семьи и рабов.
Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Л. и компитальным Л. Компиталии, в к-рых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демокр. рим. праздником, связывающ. с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных Л. коллеги плебеев и рабов. Август в 12 в. до н.э. реформировал культ Л., образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и др. городов, и соед. с культом своего гения. Однако в домах и имениях Л. продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изоб-раж. фамильные и соседские Л. в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители). Своих Л. имела и рим. гражд. община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев — при ритуал. очистит. обходе терр. города. Греки отожд. Л. с героями, культ к-рых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н.э., по-свящ. «лару Энею» (т.е. герою Энею); толкование Л. как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетел., могучих мужей, ставших богами. В провинциях Л. отожд. с божествами родоплеменных и сельских общин. |
Орфографический словарь Лопатина |
л`ары, л`ары, -ов и лар, ед. лар, -а (мифол.) |
Словарь Ушакова |
Л’АРЫ, ларов, ед. лар, лара, ·муж. (·лат. lares) (·поэт. ·устар. ). В древнеримской мифологии - покровители родины и домашнего очага; употр. ·чаще в сочетании: лары и пенаты. «О вы, отеческие лары, спасите юношу в боях!» Пушкин. «О лары и пенаты, от зависти людской мое сокройте счастье!» Батюшков.
перен. Домашний очаг. Вернуться к своим ларам и пенатам. |
Толковый словарь Ефремовой |
[лары]
мн.
1) Души умерших предков, духи-покровители родины, семьи и домашнего очага (в древнеримской мифологии).
2) перен. устар. Родные места, родной дом, домашний очаг. |
Теософский словарь |
(Лат.) Их было три вида: Lares familiares, стражи и невидимые главы семейного круга; Lares parvi, небольшие идолы, употреблявшиеся для гадания и предсказывания; и Lares praestites, которые должны были сохранять порядок среди других. Лары суть маны или духи развоплощенных людей. Апулей говорит, что надгробная надпись - Богам-манам, которые жили - означало, что Душа преобразилась в лемура; и добавляет, что, хотя "человеческая Душа есть демон, которого наши языки могут обозначить как гения", и "является бессмертным богом, хотя в некотором смысле она родилась в то же время, что и человек, в котором она находится, все же мы можем сказать, что она умирает так же, как родилась." На более ясном языке это означает, что лары и лемуры суть просто оболочки, сброшенные Эго, высшей и духовной и бессмертной Душой, оболочка которой, так же как и ее астральное отражение, животная Душа, умирает, тогда как высшая Душа сохраняется на протяжении вечности. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ЛАРЫ
будет выглядеть так: Что такое ЛАРЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|