Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАМАИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        одно из течений в Буддизме; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах.
         Процесс складывания Л. начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны (См. Махаяна) проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7—9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др. В конце 14 — начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (См. Цзонкаба) (1357—1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы (См. Далай-лама). К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617—82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам (См. Панчен-лама) — вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16—17 вв. Л. стал господствующей религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в район Поволжья. В 16—17 вв. Л. распространился в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии.
         Теоретические основы Л. изложены в двух основных канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык.
         Кроме черт, присущих махаянистскому направлению буддизма в целом, Л. обладает рядом особенностей. Как религия Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придаётся Бодхисатвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара — «милосердный», подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея — будда «грядущего». В Л. на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определённых лиц, называемых трулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Л. ограничивался комментированием переводных текстов.
         Экономическую основу господства Л. составляло крупное монастырское землевладение. Л. являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных районах распространения Л. утратило свои былые экономические и политические позиции.
        
         Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, СПБ. 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма — ламаизма, Улан-Удэ. 1960; Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; W addell L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism, Camb., 1934; Stein R. A., La civilisation tibеtaine, P., 1962.
         В. А. Богословский.
Современная Энциклопедия
ЛАМАИЗМ, встречающееся в литературе название формы буддизма, распространенной в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии (КНР), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии, в России главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЛАМАИЗМ — одно из теч. в буддизме.
Энциклопедия Отечеcтво
ЛАМАИЗМ, тибето-монгольская форма буддизма (с 1970-х гг. термин "Л." выходит из употребления в науке). Возник в Тибете в 8 в. Признаёт все основные догматы буддизма; особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может попасть в рай. Характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии. С конца 16 в. Л. распространился среди монголов, а с 17 в. проникал на территорию России. В 1741 указом императрицы Елизаветы Петровны разрешён к исповеданию среди бурят. В настоящее время имеет последователей главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. Ламаистское духовенство объединено Центральным духовным управлением буддистов России во главе с хамбо-ламой (резиденция в Ивол-гинском дацане, Бурятия).
Орфографический словарь Лопатина
лама`изм, лама`изм, -а
Словарь Ожегова
ЛАМА’ИЗМ, -а, муж. Возникшая в 1415 вв. н. э. и распространённая в Тибете, Монголии и нек-рых других странах разновидность буддизма, характеризующаяся множеством бытовых обрядов, магических приёмов и заклинаний.
прил. ламаистский, -ая, -ое. Ламаистская церковь.
Словарь синонимов Абрамова
см. вера
Словарь Ушакова
ЛАМА’ИЗМ, ламаизма, мн. нет, ·муж. (рел.). Особый вид буддизма, возникший в Тибете и Монголии.
Толковый словарь Ефремовой
[ламаизм]
м.
Форма буддизма, возникшая в Тибете в VII-VIII вв., а в XVI-XVIII вв. получившая распространение в Монголии.
Философский энциклопедический словарь
ЛАМАИЗМ – форма позднего буддизма, которая господствует в Тибете, Внутренней Монголии (КНР), в МНР, отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными, верховными). Возник в Тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою теперешнюю форму в виде церковного государства, во главе которого стоят «далай-лама» (священникокеан), а также «тулки», или «хутухты», которые считаются земными образами Будды и Бодисатвы и после своей смерти снова возрождаются в детях. В ламаизме философия буддизма переплетается с верой в таинственную магию.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАМАИЗМ


будет выглядеть так: Что такое ЛАМАИЗМ