Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАГАРП

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Лагарп (La Harpe)
        Жан Франсуа де (20.11.1739, Париж, — 11.2.1803, там же), французский драматург и теоретик литературы. Член Французской академии (1776). Был последователем Вольтера в области просветительной классицистской драматургии. Наибольший успех имела его трагедия «Граф Уорик» (пост. 1763, изд. 1764, рус. пер. 1814). Л. писал направленные против феодально-сословных отношений трагедии на античные сюжеты: «Тимолеон» (пост. 1764), «Филоктет» (изд. 1781), «Кориолан» (пост. и изд. 1784). Антиклерикальная драма Л. «Мелани» (изд. 1770) была запрещена (пост. 1791). После Великой французской революции Л. стал реакционером, рьяным католиком, выступал против просветителей. Пользовались известностью его критические работы, особенно многотомный «Лицей, или Курс древней и новой литературы» (т. 1—16, 1799—1805, русский перевод, ч. 1—5, 1810—14). Литературные взгляды Л. отличались узостью, нетерпимостью, стремлением канонизировать эстетические нормы французского классицизма.
         Соч.: Ceuvres, v. 1—16, P., 1821; в рус. пер. — Послание к гр. А. П. Шувалову о действии сельской природы и о поэзии описательной, М., 1817.
        
         Лит.: Sainte-Beuve Ch., Ceuvres, t. 1, [P., 1949]; Sproull G. М., The critical doctrine of J.-F. de la Harpe, Chi., 1939.
II
Лагарп (La Harpe)
        Фредерик Сезар де (6.4.1754, Роль, кантон Во, — 30.3.1838, Лозанна), швейцарский политический деятель. По профессии адвокат. В 80-х гг. приглашен Екатериной II в Россию в качестве воспитателя её внука, будущего русского императора Александра I. Либерализм Л. и защита им от посягательств правительства Берна кантона Во, в котором под влиянием Великой французской революции начались революционные выступления, повлекли в 1795 освобождение Л. от должности воспитателя. В 1798—1800 вместе с П. Оксом возглавлял Директорию Гельветической республики (См. Гельветическая республика). Во время Венского конгресса 1814—15 (См. Венский конгресс 1814-15) с помощью Александра I стремился к восстановлению Швейцарской федерации при независимом от Берна положении кантонов Во и Ааргау.
Литературная энциклопедия
Жан Франсуа [Jean Francois de La Harpe, 1739—1803] — известный французский драматург и критик. Происходил из обедневшей дворянской семьи. Дебютировал в модном жанре «героид» (подражание Овидию). Затем обратился к трагедии, следуя в ней Вольтеру. Первая трагедия Л. «Warwick» [1763] имела большой успех. Остальные трагедии его успехом не пользовались, исключая «Philoctete» [1783], познакомившей французскую публику с Софоклом. Лагарп отдал дань также мещанской драме: он перевел «Лондонского купца» Лилло («Barneveldt», 1778) и написал антиклерикальную драму «Melanie» [1770], поставленную на сцене только в 1791. Однако теоретически Л., как и его учитель Вольтер, не признавал за мещанской драмой права на существование. Дворянин по происхождению, Л. примыкал тем не менее к буржуазной интеллигенции и был одно время сторонником революции. С углублением революционного движения оказался на правом фланге и был арестован якобинцами. Литературную славу Л. приобрел как критик журн. «Mercure de France», в котором выделился своими темпераментными, подчас очень резкими статьями, создавшими ему множество врагов. Лит-ые суждения Л. не отличались оригинальностью. Он был типичным классиком, догматиком, следовавшим Буало и Вольтеру; признавал высшими образцами произведения аристократической литературы XVII в. и предпочитал их античным писателям. В то же время в суждениях этого критика заметен эклектизм. Политическому «поправению» Л. соответствовала аналогичная эволюция его лит-ых взглядов. Нетерпимость, борьба со всяким новаторством, крайний формальный ригоризм характерны для последних лет жизни Л., когда он отвернулся даже от своего учителя Вольтера, резко осуждая его за безбожие и богохульство. Л. — последний теоретик отмирающего французского классицизма. Авторитет его был в течение долгого времени непререкаем. На курсе истории лит-ры («Le Lycee», 17 vv., 1799), проникнутом тенденциями догматического рационализма, читавшемся Лагарпом с 1786 по 1798 во вновь основанном лицее, воспитывалось несколько поколений буржуазной
21 интеллигенции, и только победа романтиков, начавших ожесточенную борьбу с Л. как одним из вождей классицизма (см. напр. предисловие к «Кромвелю» Гюго и др.), положила предел его влиянию. Библиография: I. Ликей, или круг словесности древней и новой, 5 чч., СПБ, 1810—1814; Граф Варвик, в 5 д., перев. О. Ширяева, СПБ, 1814; Черный рыцарь, Исторический роман осьмого столетия, содержащий не волшебные, но удивительные приключения принца Британского, Москва, 1816; Послание к гр. Андр. П. Шувалову о действиях сельской природы и о поэзии описательной..., М., 1817, и др.; Le Lycee ou cours de litterature ancienne et moderne, 17 vv., 1799; к нему дополнение: Philosophes du XVIII siecle, 2 vv., 1805; Новое полное издание под ред. Saint-Surin, 16 vv., 1820—1822; Melanges inedits de litterature, «Mercure», 1810; Supplement au cours de litterature, ed. Barbier, 1818; ?uvres (без «Лицея»), 16 vv., 1820—1821. II. Sainte Beuve, Causeries du lundi, v. V; Jullien В., Du «Lycee» de La Harpe, «L’Investigateur», 1846; Bertrand L., La fin du classicisme et le retour a l’antique dans la seconde moitie du XVIII siecle, P., 1897. С. Мокульский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАГАРП


будет выглядеть так: Что такое ЛАГАРП