Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        система взаимосвязей звуков, выраженная в Звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму (См. Гамма). Необходимое условие существования Л. — качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Основным устоем служит Тоника, определяющая Тональность лада. Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу Л. (см. Диатоника) и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом). Эти ладовые опоры представляют зародыш гармонических функций ступеней Л. — доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта). Дополнительная опора на III ступени ведёт к образованию гармонической тоники лада — мажорного или минорного трезвучия (См. Трезвучие). Гармонической функции приобрели большое значение в композиторской профессиональной музыке. Они проявляются главным образом в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей к образованию автентической каденции (См. Каденция), коренится в акустической природе звука. Тяготение неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, которая проявляется в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях. Л. по существу является обобщённо-абстрагированной системой музыкального мышления и служит для него лишь необходимой логической основой. Л. обладает только общими потенциальными выразительными свойствами, которые сказываются прежде всего в его наклонении (см. Наклонение) — мажорной или минорной окраске (см. Мажор и Минор). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор, основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной секунды повышение VI ступени (мелодический минор). На этой почве выросла сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных ладов. В относительно сложных муз. произведениях осуществляется Модуляция в др. тональности, изменяется звуковой состав Л., один лад сменяется другим (например, минор мажором), происходит усложнение Л. с помощью альтерации (См. Альтерация) его ступеней, которая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качестве надстройки над диатоникой. Структура ладов отражает национальные и исторические особенности музыкального искусства и подчиняется общим закономерностям акустики и музыкального восприятия. Наряду с национальными особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует взаимопониманию и взаимодействию различных музыкальных культур. С начала 20 в. традиционные ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение о Л. разрабатывается преимущественно в СССР.
         Ю. Н. Тюлин.
Русская цивилизация
одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси. Означало мир, согласие, любовь, дружбу, отсутствие вражды, порядок, гармонию в вещах, одежде, доме. «Лад всего дороже», «Мир да лад, тишь да крышь», «Дело пошло на лад».
Наиболее полно это понятие раскрыто в книге В. И. Белова «Лад» (1982).
Орфографический словарь Лопатина
лад, лад, -а и -у, предл. в лад`у, мн. -`ы, -`ов
Словарь Ожегова
ЛАД, -а (-у), о ладе, в ладу, мн. -ы, -ов, муж. (разг.).
1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу или в ладах с кем-чем-н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем-н. Он с ним не в ладах. Ум с сердцем не в ладу у кого-н. (о том, кто разумом понимает одно, а сердцем чувствует другое). Ученик не в ладах с математикой (перен.: не успевает по математике).
2. Образец, способ. На другой л. сделать (по-другому). На все лады (по-всякому, по-разному).
• На лад (идти, пойти) (разг.) успешно. Дело пошло на лад.
Ни складу ни ладу нет в чём (разг.) нет ни ясности, ни порядка (обычно о рассказе, речи).
II. ЛАД, -а, мн. -ы, -ов, муж. (спец.).
1. Строй музыкального произведения, сочетания звуков и созвучий.
2. мн. Поперечное деление на грифе струнного инструмента.
3. мн. Клавиши гармоники, струнного, духового инструмента. Перебирать лады.
• В лад (разг.) стройно, в соответствии с чем-н. Петь в лад.
В лад с кем (чем), в знач. предлога с твор. (разг.) как кто-н., совместно, не расходясь с кем-чем-н. Действовать в лад с напарником.
прил. ладовый, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. гармония, дружба, согласие, тишина || быть не в ладах, быть не в ладу, в лад, на все лады, на другой лад, под лад, пойти на лад, прийтись под лад, старая погудка на новый лад
Словарь Ушакова
ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, ·муж.
1. только ед. Согласие, мир, порядок (·прост. ). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов.
2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин. «Спою не хуже я и соловьиным ладом.» Крылов. «Защелкал, засвистал на тысячу ладов.» Крылов. На разные лады.
3. Способ построения звукоряда, расположения звуков, тональность, строй музыкального произведения (муз.). Фригийский лад. Церковные лады.
4. преим. мн. Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментов (муз.). Знать лады балалайки.
Клавиши гармоники (муз.). Бойко перебирать лады.
5. Физическое сложение, стать животных (охот.). «Пегий мерин... ладов хороших.» Л.Толстой. Лады лягавой собаки.
• В ладу или в ладах (·разг.) - мирно, дружно, в полном согласии; ант. не в ладу, не в ладах. «Ум с сердцем не в ладу.» Грибоедов. В лад с кем-чем - согласно, стройно; в соответствии. Петь в лад. В лад шевелить плечами. «С его неясными словами моя душа звучала в лад.» Пушкин. Ни складу, ни ладу в чем (погов.) - никакой связи, никакого толку. На лад (итти, пойти; ·разг.) - итти, протекать успешно. «На лад их дело не пойдет.» Крылов.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
1) разг. Согласие, мир, порядок.
2) Способ, образец, манера.
2. м.
1) Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, строй музыкального произведения (в музыке).
2) Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментах.
3)
а) Клапаны с отверстиями у флейты и некоторых других инструментов.
б) Кнопки гармоники.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАД


будет выглядеть так: Что такое ЛАД