Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАБИРИНТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Лабиринт (греч. labyrinthos)
        термин, которым античные авторы (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли сооружения со сложным и запутанным планом. Древние писатели сообщают о нескольких Л.: критском, построенном, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кносе); египетском около Файюма (в северном Египте), построенном, возможно, при фараоне Аменемхете III (19 в. до н. э.) и насчитывавшем ок. 3 тыс. помещений; самосском, построенном по приказу тирана Поликрата (6 в. до н. э.), и италийском в г. Клузий (совр. Кьюси), являвшемся, вероятно, гробницей этрусского царя Порсены (6 в. до н. э.).
         Л. в регулярных парках 17—18 вв. — участок с затейливым расположением узких дорожек между высокими стенками стриженых кустов.
         В переносном смысле Л. — сложное, запутанное расположение или переплетение (например, Л. улиц), а также запутанные положения, отношения, из которых трудно найти выход («лабиринт противоречий»).
II
Лабиринт (анат.)
        1) Л. перепончатый — основная часть органа слуха и орган статического чувства у позвоночных животных и человека; то же, что Внутреннее ухо. 2) Л. скелетный — хрящевая или костная капсула, в которой расположен перепончатый Л.
Мультимедийная энциклопедия
запутанная система комнат и переходов, спланированная так, чтобы из нее трудно было найти выход. В греческой мифологии знаменитый лабиринт на Крите был построен Дедалом для царя Миноса, чтобы поместить в нем Минотавра. Тесей вошел в лабиринт и убил чудовище, а обратную дорогу нашел, сматывая предварительно размотанный моток пряжи, который дала ему Ариадна. Другие знаменитые лабиринты - сооруженный Аменемхетом III (правил с 1818 по 1770 до н.э.) в Фаюме (Египет), а также построенный в правление Поликрата ок. 540 до н.э. на Самосе. Есть предположение, что слово "лабиринт" означает "место лабриса", двойного топора (т.е. топора с двумя лезвиями, обращенными в противоположные стороны), являвшегося священным культовым объектом на Крите в минойскую эпоху. Спиралевидные закутанные фигуры, вероятно культового назначения, выложенные на морском берегу из камней, нередки в Северной Европе (Дания, Швеция, Эстония, Россия). Встречаются также фигуры и на полях средневековых соборов (например, Шартрского), где их именуют "Иерусалимской дорогой", поскольку по ним должны были ползти на коленях кающиеся грешники. Лабиринты возводились и возводятся во всем мире для развлечения (в частности, лабиринты были популярны в европейской парковой архитектуре 17-18 вв.).
Современная Энциклопедия
ЛАБИРИНТ (греческое labyrinthos), сооружение со сложным и запутанным планом. В переносном смысле - запутанные положения, отношения.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЛАБИРИНТ — термин, к-рым антич. писатели (Геродот, Диодор, Страбон и др.) назыв. полуподзем. сооружения со сложным и запутан. планом. Древ. авторы сообщают о 4 Л.: критский, построен., по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отожд. знаменитый кносский дворец); егип., в р-не Файюмского оазиса, построен. Аменемхетом III и насчитывавший ок. 3 тыс. помещений; самосский, построен. по приказу тирана Поликрата; италийский, пред-ставл., вероятно, гробницу этрусск. царя Порсенны.
Медицинская энциклопедия
(labyrmthus: греч. labyrinthos)
в анатомии — см. <<Ухо внутреннее>>.
Орфографический словарь Лопатина
лабир`инт, лабир`инт, -а (запутанная сеть ходов, помещений) и Лабир`инт, -а (мифол.)
Словарь Даля
муж., ·*греч. запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти исход; от древних зданий в Египте и на Крите.
Внутренний слуховой снаряд: преддверие и кружала с улиткою. Лабиринтный, -товый, к лабиринту относящийся
Словарь Ожегова
ЛАБИР’ИНТ, -а, муж.
1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].
2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-н. Л. улиц. Л. мыслей.
3. Внутреннее ухо (спец.).
прил. лабиринтный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) и лабиринтовый, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.; спец.).
Словарь Ушакова
ЛАБИР’ИНТ, лабиринта, ·муж. (·греч. labyrinthos) (·книж. ).
1. В древней Греции и Египте - большое здание, дворец со множеством комнат и запутанными переходами. Критский лабиринт.
перен. Сложная и запутанная система помещений, расположенных так, что незнакомому трудно найти дорогу, выбраться. Лабиринт коридоров. Лабиринт колонн.
2. Запутанная сеть дорожек в парке, расположенных так, что гуляющему трудно выбраться оттуда.
3. перен., чего. Сложное, запутанное сцепление, переплетение чего-нибудь. Лабиринт жизни. Лабиринт мыслей. «Ежели я не оборву разом, то наверное запутаюсь в лабиринте самовопрошений и самовозражений.» Салтыков-Щедрин.
4. Внутренняя часть слухового органа (уха), наиболее сложная по форме, состоящая из улитки, преддверия и полукружных каналов (анат.).
Толковый словарь Ефремовой
[лабиринт]
1. м.
1)
а) Запутанная сеть ходов, сообщающихся друг с другом помещений.
б) Здание со сложными, запутанными ходами, из которых было трудно найти выход (в Древней Греции и Древнем Египте).
2)
а) Запутанная сеть дорожек в парке, саду, расположенных так, что посетителю трудно выбраться оттуда.
б) Часть парка, сада с такими дорожками.
3) перен. Сложное, запутанное расположение чего-л.
2. м.
Внутреннее ухо позвоночных животных и человека, выполняющее функции органа слуха и равновесия (в анатомии).
Этимологический словарь Крылова
Заимствование (через немецкое и латинское посредство) из греческого, в котором labyrinthos – "лабиринт" является заимствованием из лидийского, где это слово означает "топор" (имеются в виду царские регалии).
Теософский словарь
    (Греч.) Египет имел "небесный лабиринт", в который ныряли души умерших, а также его представитель на земле, знаменитый Лабиринт, ряд подземных залов и коридоров с самыми неожиданными поворотами. Геродот описывает его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось под землей, половина - снаружи. Даже в его время посторонних не допускали в подземные части, так там хранились гробницы строивших Лабиринт царей и другие тайны. "Отец Истории" нашел этот Лабиринт уже после в развалинах, но тем не менее считал его и в полуразрушенном состоянии гораздо более чудесным, чем пирамиды.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ЛАБИРИНТ (от греч. labyrinthos) - англ. labyrinth; нем. Labyrinth. Сложная система переплетенных путей, лишь один из к-рых ведет к цели. Л. применяется в экспериментальных исследованиях процесса обучения и решения задач.
Новый философский словарь
образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: "Сад расходящихся тропок", 1944; "Дом Астерия", 1949; "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см.: "Имя розы", 1980; "Заметки на полях "Имени розы", 1983; "Путешествия в гиперреальности", 1987; "Пределы Интерпретации", 1990; "Остров прежнего дня", 1994; "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая "все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) - или все, что поддается выражению - на всех языках". Согласно Борхесу, такое "книгохранилище" - это Л. или Система, архитектоника которой обусловливается собственными правилами - законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: "Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком"). Восприняв борхесовскую идею Л. как образно-знаковую модель Универсума, Эко ("Имя розы") выстраивает своеобразную "двойную метафору - метафору метафоры", акцентированно изображая библиотеку аббатства как Л., непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко - своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, "библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара". Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко - это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л. в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна. По мнению Эко ("Заметки на полях "Имени розы"), борхесовский Л. Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем - это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л. (Таковыми Л. в истории человечества, нередко понимаемой Эко как история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись: а) безальтернативный Л. Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично - с помощью нити Ариадны или без оной - к неизбежной развязке - встрече с Минотавром); б) "маньеристический", по Эко, Л., состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков - выход из которого в конечном счете достижим через конечное число проб и ошибок). Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей - можно проникнуть в тайну самих Л.: герои романа Эко разгадали загадку Л. "извне", а не "изнутри". Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: "Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу". Согласно Эко, подлинная схема Л. мироздания - это "ризома", устроенная так, что в ней "каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична". Путешествие в таком Л. - являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого Л. куда менее значим: мир такого Л. не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: "Пространство догадки - пространство ризомы" (Эко). Сопряжение "ризомы" и "структуры", с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо - это понятия-антиподы. Постмодернистский Л. ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л. мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес. Истоки идеи Л. ризомы Эко усматривал в парадигме устройства мироздания средневекового герметизма, а именно в идее о том, что мир целиком отражается в любом своем конкретном проявлении ("принцип всеобщего подобия"), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума как "сети переплетающихся подобий и космических симпатий". Семи-озис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует "герметический дрейф" - "интерпретативный обычай, преобладавший в ренессансном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии". Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход "от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи": знак, тем самым, по Эко, оказывается чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем "нечто иное" (ср.: посредством познания знака мы постигаем "нечто большее", по Пирсу). Историческим коррелятом "герметического дрейфа" в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение "процессу свободного лингвистического творения" или "экстатической каббале" (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед "теософической каббалой" (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст). Пророча наступление Зона (см. Зон) Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем: Бесконечна ли ризома? Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков? Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого? Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма, продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л. пространства ризомы, Эко пришел к выводу ("Маятник Фуко", "Остров прежнего дня"): семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен. "Рамки" гиперпространства ризомы задаются предельно артикулированной сакральной осмысленностью жизни и ее смыслов: только "о-смысленный", по Эко, семиозис - нить из бес-смысленного ризоматического Л. "Рождение Читателя оплачено смертью Автора" (Барт). Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л. - есть неизбывная проблема цены этого. (См.: Борхес, Эко, Ризома, Смерть субъекта).
А. А.Грицинов
Корпоративный жаргон лиц, потребляющих наркотики
Марка ЛСД (по изображению на ней).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАБИРИНТ


будет выглядеть так: Что такое ЛАБИРИНТ