Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КВИЕТИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(франц. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой)
        религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиционных настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам (См. Иезуиты). Идеи К. были развиты испанским священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель». Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божественную любовь.
         Католическая церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церковная комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравственное еретическое учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском Пиетизме 18 в.
         Термин «К.» приобрел и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от какой-либо деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность многих восточных религий. В. И. Ленин, находя элементы К. в толстовстве подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 20, с. 104).
        Б. Я. Рамм.
         Лит.: Scharling С. Е., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.
Мультимедийная энциклопедия
общее название сходных религиозных течений, распространившихся в 17 в. в Испании, Франции и Италии. Обычно с квиетизмом ассоциируют имена Мигеля де Молиноса, мадам Гюйон (Жанны Марии Бувье де Ла Мотт-Гюйон) и Фенелона (Франсуа де Салиньяка де Ла Мотт), архиепископа Камбре. Квиетисты рассматривали церковь как основное, но недостаточное средство для единения души с Богом и выдвинули учение о присущем человеческой душе непосредственном знании Бога. Уверенность в истинности каждого такого непосредственного переживания Бога обеспечивается, согласно учению квиетистов, состоянием "пассивности", т.е. умерщвления всех желаний. Фенелон говорил, что человек, достигший состояния пассивности, "подобен пушинке, подчиняющейся дуновению всех ветров благодати". Идеалом является состояние "святого безразличия", в котором пребывает человек, утративший даже желание достигнуть личного спасения и блаженства. В 1675 М. де Молинос (1640-1692), испанский священник, написал трактат Духовный руководитель (Guida spirituale), в котором отстаивал идею непосредственного единения души с Богом, отодвигая тем самым на второй план христианские таинства и церковные богослужения. Его книга была осуждена, а сам он был схвачен инквизицией и умер в заточении. Тех же взглядов держалась и мадам Гюйон (1648-1717), возглавившая квиетистское движение во Франции. Эти убеждения навлекли на нее подозрения со стороны французских клерикальных кругов; в ее защиту выступил архиепископ Камбре, однако некоторое время ей пришлось провести в Бастилии. Максимы святых Ф. Фенелона, где он развивал некоторые идеи мадам Гюйон, вызвали крайне резкую критику со стороны Боссюэ, прославленного епископа Мо, и Фенелон обратился к папе с просьбой разрешить их спор. Иннокентий XII в 1699 осудил Максимы, и это фактически положило конец движению квиетистов, хотя многие их идеи, касающиеся как вероучения, так и практики христианской жизни, не умерли и по сей день. См. также <<ФЕНЕЛОН Франсуа>>. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Современная Энциклопедия
КВИЕТИЗМ (от латинского quietus - спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному "спасению". Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.
Орфографический словарь Лопатина
квиет`изм, квиет`изм, -а
Словарь Ушакова
КВИЕТ’ИЗМ, квиетизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. quietus - спокойный) (·книж. ).
1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия.
2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 ·в. (·ист. ).
Толковый словарь Ефремовой
[квиетизм]
1. м.
Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.
2. м. устар.
Безучастное, пассивное отношение к жизни.
Большой психологический словарь
(от лат. quietus — спокойный, бездействующий).
1. Религиозно-этическое учение, проповедовавшее доверие, смирение, покорность, пассивное отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. развивал испанский священник М. Молинос (1628-1696) в своей работе «Духовный руководитель» (1675); объявлены ересью.
2. Безучастное, пассивное отношение к жизни, непротивление, воздержание от активной деятельности. Отчасти К. присущ толстовской проповеди непротивления злу насилием.
Новый философский словарь
(лат. quietus - спокойный)
неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя - quies (культурно-типологический аналог в рамках православия - более ранний исихазм). Оформляется в 17 в.; основоположник - испанский теолог Мигель де Молинос (ок. 1628-1696), выступивший с проповедью мистического учения, согласно которому единение с Богом возможно как апофеоз безмятежности, проявляющейся в отрешенности души, прошедшей через "акт самоотречения" от всех сует, включая и озабоченность собственным спасением (ср. с требованием "незаинтересованности любви" к Богу, акцентированным в суфизме). Добродетель и конфессиональная вера объявляются "внешними", а потому не имеющими отношения к святости, понимаемой в качестве достигнутого состояния покоя, основой которого является безграничное доверие к Мессии и полное делегирование Христу ответственности за свою судьбу. Развивая традиционные для мистики идеи (постижение Абсолюта на путях любви и непосредственное единение с ним в акте откровения), К. отличается предельной логической последовательностью, доводя характерную для классической мистики презумпцию отрешенности души до нормативного полного безразличия - вплоть до индифиффирентно-го отношения к добру и злу. Согласно концепции К., человек, достигший совершенства "на вершине самоотречения" не подлежит оценке в контексте этических дихотомий (типа дихотомии добродетели и греха), ибо все его поступки и мысли принадлежат и восходят к Богу, в пользу которого он отрекся от своей воли. К. был осужден ортодоксальным католицизмом (особенно иезуитами): Молинос был вынужден отречься от своих взглядов и заточен (1685), а его идеи по 68 пунктам осуждены специальной папской буллой Иннокентия XI "Coelestis Pastor" (1687) как ересь. Однако, книга Молиноса "Духовный путеводитель" (1675) до начала 18 в. была переиздана более 20 раз на различных языках. К. нашел своих пламенных последователей как в Западной Европе (Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон (1651-1715), архиепископ Камбрейский, впавший в опалу за квиетистские взгляды; Ж.М. Гюйон (1648-1717), заключенная в Бастилию за проповедь К. и, в частности, за вывод о равенстве добра и зла как различных проявлений Божественной воли, П.М. Пет-руччи, Ф. Лакомб и др., включая представителей официальных церковных кругов: А.Х. Франк, Д. Арнольд), так и России (распространение в начале 19 в. обер-прокурором Синода князем Голицыным русских переводов классических текстов К., имевших хождение вплоть до официального изъятия в сер. 1840-х). В контексте динамизма культуры Запада (17 в. - заря Нового времени). К. выступил аксиологической альтернативой основополагающим ценностям активизма (ср. общекатолическую концепцию "добрых дел"); задав поведенческую и смысложизненную парадигму покоя, что является максимальным выражением общей тенденции западной мистики к созерцательной сосредоточенности (ср. с культивируемой в восточной мистике, развивающейся в контексте традиционно-консервативной стабильной культуры, нормативно экстатической практики как альтернативы типовым поведенческим парадигмам: пляски дервишей в исламе, предельный ритм раннесуфийских танцев и др.). Выражая искомую для европейской традиции ценность покоя (аксиологический горизонт культуры в контексте приоритетов активизма), К., будучи официально осужден католицизмом, вновь заявил о себе в рамках протестантизма, оказав значительное влияние на лютеранский пиетизм 18 в., и в рамках философской традиции, оказав воздействие на аксиологический строй ряда концепций, начиная с Шопенгауэра.
М.А. Можейко, С.Л. Ленин
Философский словарь
(лат. quietus — спокойный, бездействующий) — богословско-этическое учение, возникшее в конце 17 в. в католицизме, проповедовавшее пассивно-созерцательное отношение к жизни, отказ от активной деятельности, безразличие к добру и злу, примирение со всеми страданиями, безусловное подчинение “божественной воле”. К. есть следствие фатализма, к-рый присущ в той или иной мере всем религиозным течениям. Проповедь бездейственности и безразличия к страданиям содержится в учении Шопенгауэра.
Философский энциклопедический словарь
КВИЕТИЗМ (от лат. quies – покой) – далекое от жизни поведение; полная отрешенность, спокойное, лишенное аффектов пассивное поведение, безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: «не стремиться ни к чему, ничего не отклонять» («ni desirer, ni refuser»).
Философский энциклопедический словарь 2
        (франц. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой), религ. этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божеств. воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в кон. 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель» («Guida spirituale»). Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божеств. любовь.
        Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в.
        Термин «К.» приобрёл и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от к.-л. деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность мн. вост. религий. В.И.Ленин, находя элементы К. в толстовстве, подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. ПСС, т. 20, с. 104).
        S с h а г l i n g С. E., Michael de Molinos. Ein Bild aus der irchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; H e p p e H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КВИЕТИЗМ


будет выглядеть так: Что такое КВИЕТИЗМ