Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КУРОЧКИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Курочкин
        Василий Степанович [28.7(9.8).1831, Петербург, — 15(27).8.1875, там же], русский поэт, журналист, общественный деятель. Сын крепостного, отпущенного «на волю». Брат Н. С. Курочкина. Был военным (до 1853) и на гражданской службе. С середины 50-х гг. занялся литературной и общественной деятельностью. В 1861—63 член Центрального комитета общества «Земля и воля». Печатался с начала 50-х гг. как поэт, прозаик, драматург. Приобрели известность его переводы «Песен Беранже» (1 издание 1858; при жизни К. переиздавались 6 раз). В 1859—73 редактировал журнал «Искра», с которым неразрывно связано творчество К. как оригинального поэта некрасовской школы — поэта-гражданина, трибуна, полемиста, мастера стихотворной политической карикатуры.
         Соч.: Стихотворения. Статьи, фельетоны, М., 1957; Стихотворения, М. — Л., 1962.
        
         Лит.: Добролюбов Н. А., Песни Беранже. Переводы В. Курочкина, Собр. соч., т. 3, М. — Л., 1962; Михайловский Н. К., Литература и жизнь, Полн. собр. соч., т. 7, П., 1909: Ямпольский И. Г., В. Курочкин, в кн.: История русской литературы, т. 8, ч. 2, М. — Л., 1956; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
         Г. М. Миронов.
II
Курочкин
        Владимир Акимович (р. 7.5.1922, Астрахань), русский советский актёр и режиссёр оперетты, народный артист СССР (1978). Член КПСС с 1949. Учился в Свердловском музыкальном училище, в 1946 окончил студию Свердловского драматического театра, в 1962 — Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа в Москве. С 1946 актёр, с 1963 главный режиссёр Свердловского театра музкомедии. Ставит спектакли также во многих музыкальных театрах СССР и за рубежом. На сцене Свердловского театра оперы и балета осуществил постановку «Арабеллы» Р. Штрауса (1973, 1-я постановка в СССР). Среди постановок: «Севастопольский вальс» Листова, «Белая ночь» Хренникова, «Девушка с голубыми глазами» Мурадели, «Табачный капитан» Щербачёва, «Пусть гитара играет» Фельцмана, «Гори, гори, моя звезда» Пожлакова, «Прекрасная Елена» Оффенбаха, «Хелло, Долли!» Германа и др. В 1964—74 преподавал в Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского.
III
Курочкин
        Николай Степанович [2(14).6.1830, Петербург, — 2(14).12.1884, там же], русский журналист, общественный деятель, поэт. Брат В. С. Курочкина. Окончил Медико-хирургическую академию (1854). Как военный врач участвовал в Крымской войне 1853—56. В 1860, оставив медицину, стал помогать брату в издании «Искры» (См. Искра). Видный деятель общества «Земля и воля». В 1865—67 редактировал «Книжный вестник», ставший в эти годы журналом революционно-демократического направления. В 1868—74 член редакции «Отечественных записок» (См. Отечественные записки). Выступал в печати со статьями, критическими обзорами, рецензиями. Как поэт тяготел к жанру злободневного сатирического фельетона и поэтическому переводу (О. Барбье, Ш. Бодлер, В. Гюго, Дж. Джусти и др.).
         Соч.: [Стихотворения], в кн.: Поэты 1860-х гг., Л., 1968.
        
         Лит.: Амфитеатров А., Н. С. Курочкин, в его кн.: Забытый смех, М., 1914; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
         Г. М. Миронов.
IV
Курочкин
        Павел Алексеевич [родился 6(19).11.1900, деревне Горнево, ныне Вяземского района Смоленской области], советский военачальник, генерал армии (1959), Герой Советского Союза (29.6.1945), профессор (1962). Член КПСС с 1920. Родился в семье крестьянина. Участвовал красногвардейцем в штурме Зимнего дворца в октябре 1917, с 1918 в Советской Армии, во время Гражданской войны 1918—20 командовал эскадроном и кавалерийским полком. Окончил Петроградские кавалерийские курсы (1920), Военную академию им. М. В. Фрунзе (1932) и адъюнктуру при ней (1934). При освобождении Западной Украины и в советско-финляндской войне 1939—40 командовал стрелковым корпусом, в 1940—1941 — армейской группой войск, армией, войсками Забайкальского военного округа. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 на должностях: командующего войсками 20-й и 43-й армий (июль — август 1941), командующего и заместитель командующего войсками Северо-Западного фронта (август 1941 — ноябрь. 1942), командующего войсками 11-й (ноябрь 1942 — март 1943) и 34-й (март — июнь 1943) армий Северо-Западного фронта (июнь — ноябрь 1943), заместитель командующего войсками 1-го Украинского фронта (ноябрь 1943 — февраль 1944), командующего войсками 2-го Белорусского фронта (февраль — апрель 1944) и войсками 60-й армии (с апреля 1944 до конца войны). После войны — командующий войсками Кубанского военного округа (с июля 1945), заместитель Главнокомандующего советскими войсками в Германии и Главноначальствующего советской военной администрации в Германии (с июля 1946), помощник Главнокомандующего войсками Дальнего Востока (с мая 1947), заместитель начальника Военной академии Генштаба (с февраля 1951), начальник Военной академии им. М. В. Фрунзе (с мая 1954). С апреля 1968 на руководящей работе в министерстве обороны СССР. Депутат Верховного Совета 2-го созыва. Государственная премия им. М. В. Фрунзе (1967). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденом «Знак Почёта» и медалями, а также 8 иностранными орденами.
        П. А. Курочкин.
Ономастикон
см. КУРОВ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КУРОЧКИН Василий Степанович (1831-75), русский поэт. Брат Н. С. Курочкина. В 1861-63 один из руководителей общества "Земля и воля". В 1859-73 редактировал сатирический журнал "Искра" (до 1865 совместно с Н. А. Степановым). В сатирических стихах высмеивал самодержавие, консервативную печать. Переводчик стихов П. Ж. Беранже.
2.
КУРОЧКИН Виктор Александрович (1925-76), русский писатель. В повестях "Заколоченный дом" (1957), "Наденька из Апалёва" (1961) -жизнестойкие характеры из народа. В военных повестях "Железный дождь" (1968), "На войне как на войне" (1965; одноимённый фильм 1968) суровая правда о войне сочетается с романтикой подвига, юмором в изображении военного быта. Автобиографическая повесть "Судья Семён Бузыкин" (опубликована в 1974).
3.
КУРОЧКИН Николай Степанович (1830-84), русский поэт. Брат В. С. Курочкина. Петрашевец, с 1861 член общества "Земля и воля". В журнале "Искра" публиковал злободневные сатирические фельетоны и пародии.
Литературная энциклопедия
1. Василий Степанович [1831—1875] — русский поэт и переводчик (псевдонимы Пр. Знаменский, Темный поэт и др.). Окончив дворянский полк (военно-учебное заведение), несколько лет прослужил в армии. С 1855 — профессионал-писатель. В 1858 выпустил перевод песен Беранже, доставивший ему большую популярность. Принял участие в «Свистке», издававшемся при «Современнике». В 1859 совместно с карикатуристом Н. Степановым создал сатирический журнал «Искра» (см.). К. — организатор, вдохновитель, руководитель и талантливейший сотрудник этого блестящего органа радикальных разночинцев. В сентябре 1864 министром внутренних дел отстранен от редактирования «Искры». Горячий последователь Чернышевского, Курочкин
755 участвовал в революционном подполье 60-х годов. В 1866 просидел 4 месяца в Петропавловской крепости. Годы после закрытия «Искры» были для К., лишенного своего органа печати, годами подлинной агонии. К. — один из крупнейших революционно-разночинческих поэтов 60-х гг. Поэзия К. прежде всего насквозь демократическая позия. Самоуважение труженика-бедняка — один из излюбленных мотивов К. Творчество К. противоположно и враждебно поэзии барства, как реакционного, так и либерального. Традиционнейшие темы дворянской поэзии приобретали под пером К. совершенно иной — новый характер (тема весны в стихотворении «Только»; тема времени в стихотворении «Тик-так, Тик-так»). Публицистическая поэзия К. беспощадно высмеивала крепостническую реакцию, но — и это характернейшая черта революционного разночинца — еще более сокрушительные удары направляла она в лагерь буржуазно-помещичьего либерализма (напр. «Сон на новый год», высмеивающий либеральные надежды на смягчение классовой борьбы; «Рапсодия о нигилизме», бичующая либеральное искажение образа разночинца в «Отцах и детях» Тургенева). Если в лагере реакции, по К., подвизаются Загорецкие и др. персонажи «Горя от ума», то в либеральном стане К. видит Чичикова и др. персонажей «Мертвых душ». К. — в высокой степени злободневный поэт; чутко и метко откликался он на каждое событие, волновавшее радикальную общественность. Наиболее передовое для эпохи мировоззрение К. позволяло ему подымать мелкие факты текущего дня на высоту значительных обобщений. Наряду с Некрасовым, Добролюбовым, Ломаном, Минаевым и др. К. проделал огромную работу по снижению и разрушению канонов дворянской поэтики. Специфически лит-ая полемика занимает не последнее место в сатирическом наследстве К. (напр. ряд откликов на юбилей П. Вяземского: «Стансы на будущий юбилей Бавия», «Эпитафия Бавию», «Граф — князю», «В гостях и дома» и т. д.). К. мастерски владел пародией, используя ее и для высмеивания разных общественных явлений и специально для сокрушения поэтики барства (см. напр. «Роковое недоразумение»). Опираясь на опыт Беранже и на технику водевильных песенок, К. разработал жанр сатирического «куплета». К. искал острых стихотворных сатирических формул, к-рые врезались бы в память читателя, вошли в обиходную речь, плотно прилепились бы к объекту нападения. Это требование блестяще осуществлялось отточенным рефреном, хлестким каламбуром, неожиданной рифмой и т. д. Изобретательность К. в этом отношении была неисчерпаема. Переводы К. (из Беранже, Гюго, Барбье и т. д.) сливаются с оригинальным творчеством в одно целое. Благодаря К. Беранже стал одним из любимых писателей разночинной
756 интеллигенции. Несмотря на нередкие смягчения (из-за цензуры) и явное «обрусение» оригинала, переводы Курочкина из Беранже и сейчас сохранили значение. В настоящее время К. представляет особый интерес как создатель злободневной газетной политической поэзии и первый блестящий мастер этого жанра в России. Библиография: I. Песни Беранже, перев. В. Курочкина, СПБ., 1858, изд. 6-е, 1874; Собр. стих. Василия Курочкина, СПБ., 1867; То же, новое дополненное изд., СПБ., 1869. II. Миклашевский А., Дворянский полк в 40-х гг., «Русская старина», 1891, I; Трубачев С., Карикатурист Н. С. Степанов, «Исторический вестник», 1891, IV; Михайловский Н., Литературные воспоминания и современная смута, т. I, СПБ., 1900; Его же, Собр. сочин., т. III, Записки профана (Похороны В. С. Курочкина), изд. 3-е; Лемке М., Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX в., СПБ., 1904; Скабичевский А., История новой русской литературы, изд. 7-е, СПБ., 1909; Забытый смех («Поморная муза»), сатирический сб. «Беранжеровцы», № 1, сост. А. Амфитеатров, М., 1914 (Большая статья о Курочкине и избранные статьи); Ясинский И., Роман моей жизни, Л., 1926; «Н. Г. Чернышевский в донесениях агентов III Отделения», «Кр. архив», 1926, т. XIV; Скабичевский А., Литературные воспоминания, М., 1928; Лелевич Г., В. С. Курочкин, «Кр. новь», 1931, I. Рец. на «Песни Беранже»: Добролюбов Н., «Современник», 1858, XII, или Собр. сочин., т. III, под ред. Е. Аничкова; Водовозов В., «Биб-ка для чтения», 1858, т. 148; Талычева Т., Беранже и его переводчик, «Отечеств. записки», т. CXVII, 1862, IX. III. Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914; Владиславлев И., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. Г. Лелевич
2. Николай Степанович [1830—1884] — поэт, журналист, переводчик, брат В. С. Курочкина. Писал под псевдонимами: Преображенский, Ефим Скорпионов, Пр. Вознесенский, Густав Ненадо, поэт Околодочный и др. В 1854 окончил Медико-хирургическую академию, с конца 50-х гг. окончательно оставил медицину. В 1861 был намечен к привлечению в о-во «Земля и воля», с 1862 состоял под секретным надзором в связи с делом о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами»; после покушения на Александра II просидел четыре месяца в Петропавловской крепости за связи с «государственными преступниками» и эмигрантами. Еще гимназистом помещал переводы в «Пантеоне». Был деятельным сотрудником и членом редакции «Искры»; в 1861—1862 редактировал «Иллюстрацию», в 1865—1866 — «Книжный вестник» — список новых книг, который пытался превратить в боевой орган; в 1867 под его редакцией вышел «Невский сборник». К. вел также библиографический отдел в некрасовских «Отечественных записках», в разное время сотрудничал в «Русском мире», «Русском инвалиде», «Наблюдателе» и др. журналах. К. переводил Джусти, Альфиери, Бодлера, Гюго, Г. Надо, Шевченко, Прудона («Искусство, его основание и общественное значение») и др. К. примыкал к группе «искровцев», идеологически связанных с революционно-настроенной мелкой буржуазией и культивировавших
757 сатирический фельетон; в этой группе он занимал второстепенное место. Его фельетон иногда своеобразно сплетается с «высокой» одой (напр. «Ода на современное состояние Франции»). Курочкин — автор ряда интересных пародий; его лирика бледна и неоригинальна. Библиография: I. Отдельных книг у Н. Курочкина нет; полная библиография его произведений также отсутствует. См. сб. I «Забытый смех» («Поморная муза»), Беранжеровцы, сост. А. Амфитеатров, М., 1914. II. Мартьянов П., Дела и люди века, т. I, СПБ., 1893; Михайловский Н., Литературные воспоминания и современная смута, СПБ., 1900; Лейкин Н. А., в его воспоминаниях и переписке, СПБ., 1907; Лемке М., Очерки освободительного движения 60-х гг., СПБ., 1908; Масанов И. Ф., Русские сатиро-юмористические журналы, вып. I, Владимир, 1911; Скабичевский А., Литературные воспоминания, М. — Л., 1928; Шилов А. А. и Карнаухова М. Г., Деятели революционного движения в России, т. I, ч. 2, М., 1928. III. Языков Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. IV, СПБ., 1888, и вып. V, СПБ., 1889; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, II, III, П., 1914. И. Я.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КУРОЧКИН


будет выглядеть так: Что такое КУРОЧКИН