Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КУДРЯВЦЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Кудрявцев
        Владимир Николаевич (р. 10.4.1923, Москва), советский юрист, член-корреспондент АН СССР (1974). Член КПСС с 1945. В 1952—60 на научной и преподавательской работе в Военно-юридической академии и Военно-политической академии им. В. И. Ленина, в 1960—63 заместитель начальника и начальник оргинспекторского отдела Военной коллегии Верховного суда СССР, с 1963 во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в 1969—73 директор); с 1973 директор Института государства и права АН СССР. Основные труды по уголовному праву и криминологии. Награжден 3 орденами, а также медалями.
         Соч.: Объективная сторона преступления, М., 1960; Теоретические основы квалификации преступлений, М., 1963; Причинность в криминологии. (О структуре индивидуального преступного поведения), М., 1968; Общая теория квалификации преступлений, М., 1972; Причины правонарушений, М., 1976; Право и поведение, М., 1978.
II
Кудрявцев
        Петр Николаевич [4(16).8.1816, Москва, — 18(30).1.1858, там же], русский историк и литератор. Окончил Московский университет; ученик Т. Н. Грановского (См. Грановский). С 1847 преподаватель, с 1855 профессор Московского университета. Специалист по всеобщей истории. В области методологии К. выступил против попыток дворянского идеолога С. С. Уварова представить историю как цепь недостоверных преданий. В своих исследованиях, написанных с буржуазно-либеральных позиций, К. пытался выявить внутренние, в первую очередь политические, причины исторических явлений. В истории человечества К. особенно привлекали переходные эпохи (генезис феодализма, Возрождение, Реформация), периоды смены старых общественных отношений новыми. Наибольшее внимание в его работах уделено Древнему Риму, средневековой Италии; интересовался он и историей Италии в новое время. Важнейшие монографии К.: «Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления её Карлом Великим» (1850), «Римские женщины» (1856).
         К. — автор ряда повестей и рассказов («Катенька Пылаева», 1836; «Без рассвета», 1847, и др.; печатался под псевдонимом «А. Н.» или «А. Нестроев»), искусствовед (выступал со статьями по западноевропейскому искусству), журналист (сотрудничал в «Телескопе», «Московском наблюдателе», «Современнике» и др.).
         Представляя прогрессивное направление русской буржуазной науки, К. обличал деспотизм, являлся сторонником отмены крепостного права в России, но при этом, придерживаясь теории эволюционного развития общества, пытался доказать возможность предотвращения революции.
         Соч.: Соч., т. 1—3, М., 1887—89; Повести и рассказы, ч. 1—2, М., 1866.
         Лит.: Бороздин И. Н., П. Н. Кудрявцев как историк древнего мира, «Вестник древней истории», 1951, №2; Алпатов М. А., Исторические взгляды П. Н. Кудрявцева..., в сборнике: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955; Романова И. И., Исторические взгляды П. Н. Кудрявцева, «Тр. Воронежского государственного университета», 1960, т. 53, в. 2.
III
Кудрявцев
        Петр Филиппович [13(25).10.1863, село Черткове, ныне Пензенской обл., — 27.8.1935, Рязань], деятель земской медицины, активный строитель советского здравоохранения. В 1887 окончил вольнослушателем медицинский факультет Казанского университета. Руководил студенческими революционными кружками в Поволжье; примыкал к народовольцам, впоследствии был связан с группой «Земля и воля». Сотрудничал с М. Горьким, Д. И. Ульяновым, А. Д. Цюрупой и др. В 1889—1917 санитарный врач в разных земствах. После Октябрьской революции 1917 работал в Рязани, затем в Санитарно-гигиеническом институте им. Ф. Ф. Эрисмана в Москве. Основные исследования — изучение заболеваемости населения, распространение эпидемий, детской смертности, санитарного состояния школ, труда и быта с.-х. рабочих. Материалы К. были использованы В. И. Лениным и получили его положительную оценку и отражение в книге «Развитие капитализма в России». Первым из советских врачей К. в 1933 удостоен звания Героя Труда.
         Лит.: Лаврова Л. Н., Врач П. Ф. Кудрявцев (1863—1935), «Советское здравоохранение», 1964, № 3.
Ономастикон
Слово «кудри» раньше имело и единственное число - «кудря»; так называли не только завиток волос, локон, но и кудрявого человека, «кудрявца, кудряша». Над кудрявым, завитым щеголем подшучивали: «Одна кудря стоит рубля, другая тысячи». (Н) Другие кудрявые фамилии Кудреватый (в значении не очень кудрявый), Курляев (курля - кудреватый), Кудрявчиков. Фамилии в форме прилагательных менее распространены в русских среде, но тоже встречаются - Кудрявый. (Э)
Русская цивилизация
1. (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (3.10.1828-3.12.1891), русский философ и богослов. Из семьи священника. С 1857 профессор Московской Духовной академии. Согласно учению Кудрявцева, началом философского познания является осознание идеи существа абсолютно совершенного — Бога. Основной философской истиной является истина бытия Божия. Она одухотворяет душу и жизнь, озаряет их идеальным светом. Философия есть наука о Божественной Сущности, последнем основании и цели существующего, который есть Бог. Критерий истины — в совпадении должного с сущим. Философия не имеет права исходить из Абсолютного, но она с необходимостью приходит к Абсолютной, т. е. Божественной Сущности. Соч.: «Введение в философию» (1889); «Начальные основы философии» (1889 — 90); «Сочинения» (1892-97).
О. П.
2. Михаил Петрович (1938-1993), русский искусствовед и общественный деятель.
В своем главном труде «Москва — Третий Рим (Историко-градостроительное исследование)» (1994) показывает первопрестольную русскую столицу как мировой священный центр, «стан Святых и град возлюбленный». В книге раскрываются корни глубокой исторической традиции, устанавливающей преемственную связь мировых священных центров, высшим выражением которых является Москва.
Кудрявцев был соратником русского подвижника, архитектора-реставратора П. Д. Барановского, принимал участие в клубе «Родина», состоял членом «Русского клуба».
О.П.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КУДРЯВЦЕВ (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (1828-91), философ и богослов, крупнейший в России систематизатор теистической философии (концепция т. н. трансцендентального монизма). Ученик и преемник Ф. А. Голубинского, с 1854 преподавал в Московской духовной академии.
2.
КУДРЯВЦЕВ Владимир Николаевич (род. 1923), юрист, академик АН СССР (1984), вице-президент РАН (с 1988). Труды по криминологии, уголовному праву. Государственная премия СССР (1984).
3.
КУДРЯВЦЕВ Лев Дмитриевич (род. 1923), математик, член-корреспондент РАН (1984). Труды по теории функций, функциональному анализу и их приложениям. Государственная премия СССР (1988).
4.
КУДРЯВЦЕВ Пётр Николаевич (1816-1858), историк, писатель. Профессор Московского университета (с 1855). Вместе со своим учителем Т. Н. Грановским заложил основы российской медиевистики. Сотрудничал в журналах "Телескоп", "Московский наблюдатель", "Современник" и др. Осн. труды: "Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления её Карлом Великим" (1850), "Римские женщины" (1856). Автор повестей и рассказов ("Катенька Пылаева", 1836; "Без рассвета", 1847, и др.).
Философский энциклопедический словарь
КУДРЯВЦЕВ Виктор Дмитриевич (род. 1828 – ум. 1891) – рус. философбогослов; носил прозвище Кудрявцев-Платонов (за пылкую приверженность Платону), доктор богословия (с 1873), с 1854 по 1891 – профессор Московской духовной академии, ученик Голубинского. Философия, по его мнению, есть наука о сущности, последнем основании и цели существующего; ею объединяются все науки, одушевляются, озаряются идеальным светом факты. Признавая началом познания и бытия идею всесовершенного Существа и рассматривая дуализ духа и материи как дифференцирование и поляризацию этой отличной от мира Высшей Силы, Кудрявцев как защитник системы трансцендентального монизма пытался заменить этим учением субстанциальный монизм материализма и идеализма, жертвующих то духом ради материи, то материей ради духа. Он критически относился к Канту, что выражалось гл. о. в неприятии кантовских доказательств бытия Бога; сочувственно – к философии Якоби, поскольку тот выдвигал элемент веры как способности познания сверхчувственного. Как и Соловьев, считал, что любовь есть истинное знание. С 1852 напечатал целый ряд работ по философии, гносеологии, естественному богословию, космологии и рациональной психологии. В его богословских работах речь идет об источниках идеи Бога, о религии, ее сущности и происхождении, о различных формах первобытной религии и о различных видах религиозного сознания, както: деизме, пантеизме, атеизме; значительное место отведено в статьях доказательствам бытия Бога. Все вопросы философии религии обстоятельно рассматриваются в духе православия. Осн. произв.: «Религия, ее сущность и происхождение», 1873; «Начальные основания философии», 1895; Собр. соч. в 3 тт., 1893-1894; «Введение в философию», 1901 (два последних соч. были удостоены Св. Синодом премии митрополита Макария).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КУДРЯВЦЕВ


будет выглядеть так: Что такое КУДРЯВЦЕВ