Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КРЖИЖАНОВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Глеб Максимилианович [12(24).1.1872, Самара, — 31.3.1959, Москва], деятель революционного движения в России, советский государственный и партийный деятель; учёный-энергетик, академик АН СССР (1929); литератор; Герой Социалистического Труда (1957). Член Коммунистической партии с 1893. Родился в семье интеллигента. В 1891 вступил в марксистский кружок. Вместе с В. И. Лениным участвовал в организации Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», В 1894 окончил Петербургский технологический институт. В декабре 1895 арестован. В 1897 сослан в село Тесинское (ныне Тесь) Минусинского округа на 3 года. В 1899 подписал написанный Лениным «Протест российских социал-демократов», направленный против «Кредо» «экономистов». С 1901 руководил искровским центром в Самаре, где работал в ж.-д. депо. Входил в Организационный комитет по созыву 2-го съезда РСДРП, на котором заочно был избран членом ЦК партии. Участвовал в подготовке 3-го съезда РСДРП. Участник Революции 1905—07; в октябре 1905 председатель забастовочного комитета Юго-Западного ж. д.; в начале 1906 в Петербурге сотрудничал в большевистской газетой «Волна» и журналом «Мысль». С 1910 заведовал в Москве кабельной электросетью. Участвовал в проектировании и строительстве первой в России электростанции на торфе «Электропередача»; работал в Московской организации большевиков. Во время Февральской революции 1917 член большевистской фракции Моссовета. После Октябрьской революции 1917 работал над восстановлением и развитием энергохозяйства Москвы. С 1919 председатель Главэлектро ВСНХ. В начале 1920 по заданию Ленина написал работу «Основные задачи электрификации России». В 1920 назначен председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) и в декабре 1920 выступил с докладом о плане ГОЭЛРО на 8-м съезде Советов. Первые советские электростанции сооружались при непосредственном участии К. Сыграл выдающуюся роль в организации социалистического планирования, был первым председателем Госплана (1921—30), участвовал в составлении 1-го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, на 16-й конференции ВКП (б) и на 5-м Всесоюзном съезде Советов СССР (апрель, май 1929) выступал с докладами о 1-й пятилетке. В 1930—32 председатель Главэнерго Наркомтяжпрома. В 1932—36 председатель Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР и заместитель наркома просвещения РСФСР. В 1929—39 вице-президент АН СССР; основатель (1930) и до конца жизни руководитель Энергетического института АН СССР; приложил много усилий для привлечения деятелей науки к разработке важных народно-хозяйственных проблем.
         В своих работах К. исследовал проблемы составления энергетического баланса и научных основ развития энергосистем, создания единой энергетической системы страны, электрификации отраслей народного хозяйства, комплексного использования энергетических ресурсов и энергетического районирования. В области промышленной энергетики изучал роль электрификации машин и электротехнологии в развитии техники, исследовал влияние энергетики на комбинирование и размещение промышленного производства, разработал ряд вопросов комплексного использования топливных ресурсов на энергохимической основе. Автор ряда воспоминаний о Ленине. В Бутырской тюрьме и сибирской ссылке создал известные песни революционного подполья (переработка польских революционных песен): «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами»), «Красное знамя», «Слезами залит мир безбрежный», «Беснуйтесь, тираны». Написал также ряд сонетов; во многих из них создан образ В. И. Ленина.
         Делегат 14—17-го съездов партии; на 13—17-м съездах избирался членом ЦК ВКП (б). Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден 5 орденами Ленина и 2 др. орденами.
         Соч.: Соч., т. 1—3, М.— Л., 1933—36; Избранное, М., 1957; Великий Ленин, М., 1968.
         Лит.: Флаксерман Ю. Н., Г. М. Кржижановский, М., 1964.
         А. А. Пархоменко.
        Г. М. Кржижановский.
1000 кратких биографических данных
Глеб Максимилианович (1872-1959). В начале 90-х годов - один из участников петербургской группы РСДРП (совместно с С. И. Радченко, А. Ванеевым, Старковым, Н. К. Крупской, Запорожцем, Якубовым, Невзоровым). После отбытия ссылки в 1895 г. вошел в 1901 г. в центральный орган "Искру". В 1903 г. был избран на II съезде РСДРП от фракции большинства членом ЦК. В 1905 г. был одним из руководителей железнодорожной забастовки в качестве председателя забастовочного комитета Юго-Западных железных дорог. После Октябрьской революции был председателем Государственного Комитета по электрификации (Гоэлро). В 1921-1923 гг., 1925-1930 гг.- председатель Госплана, в 1930-1932 гг.-председатель Главэнерго с 1930 г- руководитель Энергетического института АН СССР. Член ВЦИК. ЦИК СССР.
Энциклопедия Отечеcтво
КРЖИЖАНОВСКИЙ Глеб Максимилианович (1872-1959), политический деятель, академик (1929), вице-президент (1929-39) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1957). В 1903-04 член ЦК РСДРП. В 1920 председатель комиссии по разработке плана ГОЭЛРО. В 1921-23, 1925-30 председатель Госплана. В 1924-39 член ЦК компартии, с 1930 директор Энергетического института АН СССР (ныне имени Кржижановского). Труды по вопросам электрификации народного хозяйства. Автор песен "Варшавянка" ("Вихри враждебные"), "Беснуйтесь, тираны" и др.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Сигизмунд Доменикович (1887-1950) мыслитель, историк и теоретик лит-ры и театра, писатель. Один из первых в России занимался вопросами психологии творчества; создал самобытную философию культуры.
        Окончил юрид. ф-т Киев. ун-та, параллельно занимаясь на филол. ф-те. В 1918-22 читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, лит-ры, музыки. Печатался в журналах “Зори”, “Неделя искусства, лит-ры и театра”. В 1922 в Москве преподавал в студии Камерного театра, где в декабре 1923 состоялась премьера пьесы К. “по схеме Честертона” “Человек, который был Четвергом”. В 1925-31 сотрудничал в БСЭ. В сер. 20-х гг. активно участвовал в деятельности Гос. Академии Худож. Наук. В 1939 принят в Союз писателей. В к. 20-40-х гг. публиковал статьи по истории и теории лит-ры, театра в газете “Советское искусство”, журналах “Лит. критик”, “Интернац. лит-ра” и др. Отдельной брошюрой издал работу “Поэтика заглавий” (1931). Четырежды безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей.
        К. — писатель европ. уровня, сравнимый по масштабу дарования с Ф. Кафкой, Х.Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе. Отличит, черта прозы этого писателя и мыслителя — постоянная рефлексия на темы мировой культуры.
        Философия культуры К., генетически связанная с системой взглядов на культуру, разработанной в свое время рус. символистами, представляет мировую культуру как единое информационно-образное поле, где отд. элементы, относящиеся к разл. эпохам и странам, сосуществуют на равных правах и постоянно взаимодействуют.
        Огромное влияние на него оказали филос. системы Канта, Лейбница, античные и ср.-век. философы, а также Шекспир, Гофман, По, Свифт, А.Белый, А. Грин. Отд. элементы этого культурного поля используются К. для осмысления процессов, происходящих в совр. ему мире, в т.ч. в России, суть к-рых сводится к разрушению культуры. Планомерному уничтожению духовности К. противопоставляет демонстративный уход не “в небытие”, но в Бытие духовное лирич. героя.
        Важнейшие темы его творчества: Память и Игра — в карнавальном ее аспекте — как единственно возможный способ существования светской культуры. В этой связи симптоматично частое обращение К. к рассмотрению проблем теории и философии театра.
        В системе образов К. чрезвычайно важную роль играют также такие метаобразы, как Город, Книга и Слово.
        Часто используя в своем творчестве устойчивые мифологемы, переосмысливая их, К. создает на их основе принципиально новые “мифы”, являющиеся таковыми лишь по форме, по сути же направленные на разрушение мифов, которые рождала окружающая его, в т.ч. и советская, действительность. Метод работы К. с известной долей условности может быть назван методом “коллажа” из разл. текстов в рамках создаваемого мета-текста, в к-ром очень велика роль культурных цитат, аллюзий и реинтерпретации в новом контексте образов и идей, рожденных на разных этапах развития мировой культуры.
 
Соч.: Воспоминания о будущем. М., 1989; Возвращение Мюнхгаузена. Л., 1990; Сказки для вундеркиндов. М., 1991; “Страны, которых нет”: Ст. о лит. и театре. Записные тетради. М., 1994; Боковая ветка. М., 1994.
 
Лит.: Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. N 3; Перельмутер В. “Судьба берет себе звезды” // Совр. драматургия. 1992. N 2; Топоров В.Н. “Минус”-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
 
И. Б. Делекторская
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КРЖИЖАНОВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое КРЖИЖАНОВСКИЙ