Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Критический реализм
        в философии, направление современной идеалистической философии, ведущее своё происхождение от «критической философии» И. Канта. Исходные принципы К. р. были сформулированы в Германии в конце 19 — начале 20 вв. А. Рилем, О. Кюльпе, А. Мессером и др. Как самостоятельная школа К. р. сформировался в США, когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс и Ч. Стронг выпустили в 1920 «Очерки критического реализма», где была дана детальная разработка доктрины К. р. Наиболее существенна для неё теория познания, в которой К. р. противопоставляет себя Неореализму: если последний считает, что в процессе познания внешний мир непосредственно включается в сознание субъекта, «схватывается» им таким, как он есть, то К. р. исходит из того, что процесс познания опосредован «данным», или содержанием сознания. При этом проблема природы «данного» решается представителями К. р. по-разному. Пратт и Лавджой отождествляют его с восприятием, считая, что «данное» условно представляет свойства внешней действительности, знание которых даёт возможность субъекту ориентироваться в окружающем мире; это сближает их взгляды с субъективно-идеалистической «иероглифов теорией» (См. Иероглифов теория). Сантаяна, Дрейк, Стронг и Роджерс понимают под «данным» абстрактное понятие — логическая «сущность» вещи, которая в случае правильного познания может совпадать с реальной сущностью вещи. Здесь идеальные «сущности» приобретают онтологический характер, что приводит к своеобразному варианту платонизма. Особую позицию занимает Селлерс, отождествляющий «данное» с адекватным отражением в сознании внешнего мира, что ведёт его к материалистической трактовке процесса познания.
         Лит.: Богомолов А. С., Англоамериканская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 8; Луканов Д. М., Гносеология американского «реализма», М., 1968; Юдина Н. С., Концепция реальности в американском «критическом реализме», «философские науки», 1958, №2; Hicks G. D., Critical realism, L., 1938.
         Д. М. Луканов.
II
Критический реализм
        направление (метод) в реалистической литературе и искусстве 19—20 вв. Понятие К. р. воспринято советским литературоведением и искусствоведением от М. Горького, употребившего выражение К. р. (1934) для акцентирования обличительной направленности реалистической литературы 19 в. Однако обличительный пафос К. р. никоим образом не исключает в реалистическом искусстве 19—20 вв. утверждающего начала. См. в ст. Реализм.
        
         Лит.: Лаврецкий А., О судьбе одного литературоведческого термина, «Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка», 1957, т. 16, в. 1; Николаев П., Реализм как теоретико-литературная проблема, в кн.: Советское литературоведение за 50 лет, М., 1967.
Современная западная философия
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, - один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р. противопоставлял себя «догматическому реализму» - некритическому постулированию объективности внешнего мира. К такому догматизму относился как «наивный реализм» обыденного мышления, так и идеализм, сводящий предмет познания к опыту. Важное значение К.р. придавал качественному различению объекта и его представления в знании. В трактовке их отношения представители К.р. придерживались разных версий. Ряд философов (А. Риль, Э. Бехер, Г. Шварц) продолжали трансцендентализм - знание имеет объективное основание, но предметность создается самим сознанием. В. Вундт, О. Кюльпе и их последователи, напротив, большое значение придавали анализу психологических механизмов освоения и представления реальности в сознании. <<Онтология>> К.р. также неоднозначна. В ней встречаются материалистические тезисы, однако сам по себе реализм не тождественен материализму. Поэтому многие представители К.р. допускают реальность идеальных сущностей.
В США К.р. как философское течение сформировался на базе критики <<неореализма>>. В 1920 <<Р.В. Селларс>>, Дж.В. Пратт, <<Лавджой>>, Д. Дрейк, А.К. Роджерс, Ч.О. Стронг выпустили программный сборник «Очерки критического реализма» (Essays in Critical Realism. L., 1920). Вскоре к группе примкнул <<Сантаяна>>. Объединяющим амер. К.р. основанием было неприятие неореалистических идей прямого «схватывания» субъектом объекта и «имманентности независимого». Любое содержание человеческого сознания рассматривалось как результат, опосредованный сложным познавательным процессом в контексте взаимодействия субъекта и объекта. Этим объясняется значительное внимание К.р. к анализу механизмов познания, особенно чувственного, и реабилитации классической корреспондентной теории истины как соответствия знания предмету. Однако в трактовке объектов познания, природы «чувственно данного» и критериев истины позиции представителей К.р. расходились. У Р.В. Селларса совокупным объектом познания выступала физическая реальность. Стронг и Роджерс трактовали объекты в духе идеалистического эссенциализма. Позиция Сантаяны была противоречива, но он также склонился к эссен-циалистскому варианту. Согласно К.р., адекватность знания обеспечивается его соответствием объекту, опосредованным идеальными структурами и опытными данными, которые принципиально не могут быть «похожими» на объект. Расхождение мировоззренческих позиций в К.р. было еще более значительным. Лавджой и Р.В. Селларс склонялись к материалистическим взглядам, другие критические реалисты близки к объективному идеализму, нередко теистического толка (Пратт, Дрейк). Несмотря на непродолжительное существование, амер. К.р. сыграл заметную роль в развитии <<натурализма>> и <<научного материализма>> в США. Как особое течение К.р. в настоящее время уже не существует. Однако некоторые его идеи в модифицированном виде воспроизводятся в <<научном реализме>> и разрабатываются в рамках конкретных философских концепций. К ним, напр., относится «радикальный критический реализм» амер. философа М. Мандельбаума, который испытал влияние Лавджоя и стремился разработать критико-реалистическую методологию исторического познания.
A.M. Каримский
Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 5, 6; A. Peacocke. Intimations of Reality: Critical Realism in Science and Religion. Notre Dame, Indiana, 1984; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford. 1986; H. Albert. Kritik der reinen Erkenntnislehre: Das Erkenntnisproblem in realistischer Perspektive. Tubingen. 1987.
Философский словарь
(в философии) — 1) Направление в буржуазной философии США 20 — 30-х гг. 20 в. (Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Б. Пратт, А. К. Роджерс, Сантаяна, Р. В. Селларс и др.). Возник как реакция на неореализм. Тезису неореалистов об “имманентности” объекта сознанию, о непосредственном “вхождении” объекта в сознание К. р. противопоставил свое учение о структуре познавательного акта. Последний сводится к трем элементам: субъекту, объекту и “данному”, или “сущности”. Эта “сущность”, с т. зр. К. р., и составляет содержание нашего сознания. “Сущности”, согласно учению К. р., в отличие от объекта даны нам с непосредственной достоверностью, в них объединены все продукты нашего сознания. К. р. пытается представить эти сущности как нечто объективно существующее, наподобие универсалий средневекового реализма. “Сущность” имеет особую, отличную от физической, реальность, к ней неприменима пространственно-временная характеристика. Согласно К. р., “сущности” ни в коем случае не являются образами или копиями вещей. К. р., как и неореализм, т. обр., направлен против материалистической теории отражения. К. р. признает существование реального мира; это признание основано, согласно К. р., на инстинкте и “животной вере” (Сантаяна) в реальный мир. Гносеологический источник этого варианта “реализма” заключается в ложном истолковании им факта различия материального и идеального, объективного и субъективного, в метафизическом противопоставлении сознания объективному миру. 2) “К. р.” также называют течение, возникшее в Германии в конце 19 в. (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на идеалистической интерпретации совр. естествознания. Понятие “К. р.” употребляется в буржуазной- философии и для обозначения всякого философствования, так или иначе противостоящего т. наз. наивному реализму.
Философский энциклопедический словарь 2
        идеалистич. направление в нем., англ. и амер. философии кон. 19 — нач. 20 вв. Понятие К. р. ведёт происхождение от «критицизма» Канта. Взгляды нем. К. р. представляют собою «реалистич.» переработку кантианства и часто причисляются к неокантианству в широком смысле. Осн. представители — А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер и др. исходят из того, что «нашему сознанию не дано ничего, что не было бы уже образовано и преобразовано им самим» (R i e h l ?., Der philosophische Kritizismus. Geschichte und System, Bd 2, Lpz., 19253, S. 226). Совр. нем. К. р. представлен в учении А. Венцля, попытавшегося осуществить «синтез» материалистич. установок совр. физики и идеалистич. философии на основе волюнтаризма: «Мир есть воля и представление, природа — проявление идей» (W e n z l ?., Philosophie der Freiheit, Bd l, Munch., 1947, S. 216). Другая его тенденция — сближение с религией в целях защиты свободы воли.
        В Великобритании К. р. (А. Сет, Д. Хикс) был близок к персонализму, сочетая его с воззрениями шотландской школы. В США К. р. как самостоят. школа возник в нач. 20-х гг. 20 в., когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Сантаяна и Селлерc издали сб. «Очерки критич. реализма» («Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, К. р. утверждает возможность лишь опосредованного познания (репрезентативней), которое трактуется двояк«: или объект познаётся при помощи «данного» как логич. сущности, отличной от объекта и субъекта, но выражающей некоторые черты первого; или ояосредование осуществляется с помощью психич. представлений, отражающих и (или) символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим представители К. р. разделились на объективных идеалистов (Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и натуралистов, сближающихся с материализмом (Селлерс, Лавджой). При этом Пратт тяготеет к персонализму, Сантаяна развивает объек-тивно-идеалистич. филос. и социологич. систему, Лавджой «примиряет» К. р. с неореализмом, Селлерс приходит к взглядам, близким диалектич. материализму. Термин «К. р.» в широком смысле используется в совр. бурж. философии для противопоставления т. н. наивному реализму и связывается с признанием различия между предметом познания и знанием субъекта о нём.
        X и л л Т. И., Еовр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Богомолов А. С.. Бурж. философия США 20 в., М., 1974, гл. 6; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 3; R е с k ?., Becent American philosophy, N. ?., 1964, p. 208—75; W e s s e l K. F., Kritischer Realismus und dialektischer Materialismus, B., 1971;
        см. также лит. к статьям Реализм, Сантаяна, Селлерс.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ


будет выглядеть так: Что такое КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ