Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОТЛЯРЕВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Котляревский
        Иван Петрович [29. 8(9.9).1769, Полтава, — 29.10(10.11).1838, там же], украинский писатель и культурно-общественный деятель. Сыграл важную роль в становлении новой украинской литературы и в развитии украинского литературного языка. Родился в семье мелкого чиновника, учился в Полтавской духовной семинарии (1780—89). В 1796—1808 на военной службе. Выйдя в отставку, в 1810 вернулся в Полтаву, занял должность надзирателя «Дома воспитания детей бедных дворян», проявил себя как педагог-гуманист и демократ. В 1812 сформировал казачий полк, отличившийся в боях против наполеоновских войск. В 1816—21 директор полтавского театра. С 1818 был связан с декабристскими кругами; в 1821 избран почётным членом Вольного общества любителей российской словесности (См. Вольное общество любителей российской словесности). В 1798 в Петербурге вышла (без ведома автора) бурлескно-травестийная (см. Бурлеска) поэма К. «Энеида» (ч. 1—3), ознаменовавшая целый этап в развитии новой украинской литературы. В 1809 поэма издана автором с добавлением 4-й части под названием «Виргилиева Энеида, на малороссийский язык преложенная И. Котляревским». Полный текст «Энеиды» (ч. 1—6) увидел свет в 1842. Используя богатые возможности травестийного жанра, К. гротескно-сатирически изображает события на Украине, связанные с ликвидацией царизмом Запорожской Сечи и закрепощением крестьянства. Быт и нравы всех слоев украинского общества, характер украинского народа написаны в поэме так, что она стала своеобразной энциклопедией украинской народной жизни 18 — начала 19 вв.
         Большую роль в развитии украинской драматургии сыграли пьесы К. «Наталка Полтавка» и «Солдат-чародей», впервые поставленные в 1819 на сцене полтавского театра с участием М. С. Щепкина. Пьесы К. идут на сценах многих театров Советского Союза. На сюжет «Наталки Полтавки» композитор Н. В. Лысенко написал оперу (1889). В 1903 в Полтаве открыт памятник К. Там же в 1952 открыт Государственный литературно-мемориальный музей, а к 200-летию со дня рождения писателя (1969) в бывшей его усадьбе создан мемориальный комплекс.
         Соч.: Повне зiбрання творiв, т. 1—2, К., 1952—53; Твори, т. 1—2, К., 1969; в рус. пер. — Энеида, М., 1961; Сочинения, Л., 1969.
         Лum.: Icторiя української лiтератури, у 8 тт., т. 2, К., 1967; Iван Котляревський у документах, спогадах, дослiдженнях. К., 1969; Волинський П. К., Iван Котляревський. Життя i творчicть, 3 вид., К., 1969; Кирилюк Є, Живi традицiї. Iван Котляревський та українська лiтература. К., 1969; Iван Котляревський. Бiблioграф. покажчик. 1798—1968. Склав М. О. Мороз, К., 1969.
         А. Е. Засенко.
        И. П. Котляревский.
II
Котляревский
        Нестор Александрович [21.1(2.2).1863, Москва, — 12.5.1925, Ленинград], русский литературовед, академик Петербургской АН (1909). Окончил Московский университет (1885), продолжал образование во Франции (до 1889). Работы К. посвящены западноевропейскому и русскому сентиментализму и романтизму, русскому «реальному роману», художественному творчеству декабристов и др. Методологические позиции К. близки культурно-исторической школе (См. Культурно-историческая школа), но при этом он стремился к психологическому обоснованию явлений литературы.
         Соч.: Декабристы, князь А. И. Одоевский и А. А. Бестужев-Марлинский, СПБ, 1907; Рылеев, СПБ, 1908; Мировая скорбь в конце XVIII и начале XIX в., 3 изд.. СПБ, 1914; Н. В. Гоголь (1829—1842), 4 изд., СПБ, 1915; М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения, 5 изд., П., 1915; Литературные направления Александровской эпохи, 3 изд., СПБ, 1917.
         Лит.: Памяти Н. А. Котляревского. 1863—1925, [Л., 1926] (библ.).
III
Котляревский
        Петр Степанович [12(23).6.1782, село Ольховатка Купянского уезда Харьковской губернии, — 21.10(2.11).1852, около Феодосии], русский военный деятель, генерал от инфантерии (1826). Родился в семье священника. Воспитывался в пехотном полку в Моздоке, в 1799 произведён в офицеры. Выдвинулся во время русско-иранской войны 1804—13. Отличался исключительной храбростью и решительностью. В 1810 захватил крепость Мигри, выдержал осаду, а затем разбил иранские войска на р. Аракс. 19—20 октября 1812 разбил превосходящие силы Аббас-Мирзы при Асландузе, а 1 января 1813 с 2-тысячным отрядом штурмом овладел Ленкоранью, что решило исход войны. Был тяжело ранен и вышел в отставку.
1000 кратких биографических данных
Сергей Андреевич (род. в 1873 г.) - историк и юрист, автор трудов по истории Запада и государственному праву. По своим теоретическим взглядам примыкал к авторам "Вех" и к метафизическим и религиозно-мистическим течениям того времени. Был членом центрального комитета кадетской партии и принадлежал к ее правому крылу.
Ономастикон
см. КОТЛЯР
Энциклопедия Отечеcтво
КОТЛЯРЕВСКИЙ Пётр Степанович (1782-1852), генерал от инфантерии (1826). В русско-иранскую войну 1804-13 с небольшим отрядом овладел крепостью Мигри, выдержал в ней осаду, затем разбил иранские войска на р. Араке (1810); в 1812 одержал победу при Асландузе; взял штурмом Ленкорань (1813).
Литературная энциклопедия
1. Иван Петрович [1769—1838] — знаменитый украинский писатель, зачинатель новой украинской литературы. Сын мелкого канцеляриста, Котляревский воспитывался в Полтавской семинарии, по окончании к-рой некоторое время учительствовал у богатых помещиков, затем был на военной службе, принимал участие в кампании 1806—1808. Лит-ой славой К. обязан поэме «Перелицованная Энеида» и пьесам «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чарівник» (Солдат-волшебник). Особой известностью пользовалась «Перелицованная Энеида» К., чрезвычайно быстро распространившаяся по Украине во множестве списков, сопровождаемая добавлениями и «исправлениями» читателей. До 1798 поэтом были написаны первые три части «Энеиды», к-рые и были изданы [1798] без ведома автора с одного из многочисленных списков; это же издание было повторено в 1808. В 1809 сам К. издал уже четыре части, внеся ряд изменений в опубликованный ранее текст. Последние части, пятая и шестая, были написаны в первой половине 20-х гг., и первое полное издание «Энеиды» появилось уже после смерти автора (Харьков, 1842). Написанная под несомненным влиянием «Энеиды, вывороченной наизнанку» [1791], Осипова, имевшей значительный успех в конце XVIII и начале
520 XIX вв. среди провинциального мелкого и среднего дворянства, к к-рому принадлежал и К., «Энеида» последнего создалась под влиянием сентиментальной традиции предшествовавшей украинской и русской лит-ры того времени. Писавшаяся в течение 30 лет «Энеида» не представляет единства в стилистическом отношении. Бурлескный стиль (см. «Бурлеска») часто перебивается сентиментальными веяниями, характерными для русской литературы 10-х — 20-х гг. XIX века.
Иллюстрация: Нарбут. Иллюстрация к «Энеиде» Котляревского (Киев, 1918)
Старая народническая традиция, исходя из общих предпосылок об украинской литературе как лит-ре демократической по преимуществу (см. «Ефремов»), утверждала наличие демократических тенденций в «Энеиде». Основанием для подобных утверждений послужили главным образом сцены сошествия Энея в ад, где среди грешников помещены и «паны», к-рые «людям льготи не давали і ставили іх за скотів». На самом деле отношения К. к панству определяются не социальным критерием, а моральным: плохи не вообще паны, но паны, издевающиеся над своими крепостными; подобного рода «демократизм» прекрасно уживался с крайним консерватизмом и даже сервилизмом, примеры к-рого можно найти и в «Энеиде». Тем не менее «Энеида» К. сыграла огромную роль в развитии украинской лит-ры. Подражали ей и использовали ее как тематически, так и стилистически писатели разных направлений на протяжении всей первой половины XIX века.
521 Ближайшим поводом к написанию пьес К. послужила опера-водевиль князя Шаховского «Козак-стихотворец», представляющая Украину в неправдоподобном юмористическом виде и коверкающая украинский яз. Обе пьесы К., написанные на украинском яз., были приняты публикой восторженно, быстро разошлись в массе списков. «Наталка-Полтавка» (впервые издана в 1838) и «Москаль-чарівник» (изд. в 1841) до сих пор не сходят со сцены. Изучение К., несмотря на обширность лит-ры о нем, только начинается. А между тем необходимость марксистского анализа его творчества особенно ощутительна теперь, когда возобновились попытки националистов (Мих. Марковский) исказить подлинное лицо поэта в угоду узко шовинистическим шаблонам и схемам. «Борьба за Котляревского», подобно борьбе за правильное понимание ряда других украинских писателей-классиков (Шевченко, Кулиш, Франко, Леся Украинка, Квитка, Коцюбинский и т. д.), ставится в порядок дня украинского литературоведения. Библиография: I. Енеіда, ред. и вступ. статья І. Айзенштока, вид. «Книгоспілка», 1927; Твори, Київ, 1928. II. Стешенко И., И. П. Котляревский и Осипов в их взаимоотношении, «Киевская старина», 1898, № 7—8; Его же, И. П. Котляревский в свете критики, «Киевская старина», 1898, №№ 7, 8, 9, 10; Житецкий П., «Энеида» Котляревского и древнейший список ее в связи с обзором малорусской литературы XVIII в., Киев, 1900; Стешенко И., Иван Петрович Котляревский, автор украинской «Энеиды», Киев, 1902; Павловский И., И. Котляревский, «Пошана», сб. Харьковск. ин-та филол. о-ва, т. XVIII, 1909; Зеров М., Нове українське письменство, 1924; Музичка А., До початків нової української літератури, «Червоний шлях», 1925, № 1—2; Оксман Ю., К истории опубликования «Энеиды» И. П. Котляревского, «Атеней», 1926, III; Филипович П., Нові праці про Котляревського, «Життя й революція», 1926, XII; Его же, Переклад Котляревського з Сапфо, «Записки Істор.-філольог. відділу ВУАН», 1927, XII—XIX; Марковський М., Наїдавнішни список «Енеіди» І. П. Котляревського й де яки думки про ченегу цьогу твору, Київ, 1927; Рулін П., І. П. Котляревський, театр його часу, «Рання українська драма», 1927; Коряк В., Нарис исторії украінської літератури, 1927; Айзеншток Я., Студіі над текстами І. Котляревського, «Записки істор.-філольог. відділу ВУАН», 1927, X.; Перетц В., До історії тексту «Наталки-Полтавки» І. П. Котляревського, «Література», зб. I, 1928; Айзеншток І., Котляревський як поет, вступ. ст. до вид. «Енеіди», Київ, 1928; Его же, Україські практисі, т. I, ст. «Котляревщина». III. Комаров М., Бібліографічній покажчик видань Котляревського, творив та писань про нього, «Збірник на вічну память Котляревському», Київ, 1901 (там же дополнения С. Ефремова); Горецький А. М., Іван Котляревський, Библіографія (1904—1928), Одесса, 1928. И. Айзеншток
2. Нестор Александрович [1863—1925] — литературовед, академик. Ученик И. П. Житецкого по Киевской коллегии Павла Галагана и Н. И. Стороженко по Московскому университету, К. завершил филологическое образование в Сорбонне у Г. Париса и Поля Мейера. После переезда в Петербург [1890] близкие отношения к А. Н. Пыпину (см.) оказали влияние на историко-литературные и общественные взгляды К. Примыкая по своим методологическим воззрениям к культурно-историческому
522 методу (см. «Метод культурно-исторический»), К. не принадлежал однако к числу его последовательных адептов: в научных работах его много эклектики. Литературу К. принимал как «правдивую летопись» целого ряда сменявших друг друга поколений. Хотя К. и заявлял, что «история литературы есть прежде всего история художественного творчества», что историку лит-ры надлежит «восстановить историю творчества художника и историю развития словесного искусства вообще», однако на деле работы его посвящены развитию «общественных идеалов», «политических мыслей и поэтических грез». Оценивая с такой «культурно-исторической» точки зрения факты русской и западной литератур, К. подобно большинству сторонников этого метода видел в истории лит-ры один из способов пропаганды «освободительных начал». Этот кадетского толка либерализм в соединении с художественностью изложения и создал главным образом ему популярность. Котляревский был одним из основателей и первым директором Пушкинского дома. Библиография: I. Главные труды К.: Очерки новейшей русской литературы. I. Поэзия гнева и печали, М., 1890; М. Ю. Лермонтов, СПБ., 1891 (изд. 5-е, 1915); Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века, СПБ., 1898 (изд. 3-е, 1924); Н. В. Гоголь, СПБ., 1903 (изд. 4-е, 1915); Декабристы, СПБ., 1907; Старинные портреты, СПБ., 1907; Литературные направления Александровской эпохи, СПБ., 1907 (изд. 3-е, 1917); Рылеев, СПБ., 1908; Канун освобождения, П., 1916; Пушкин как историческая личность, 1925. Полный список работ в книге «Памяти Н. А. Котляревского», Л., 1926. II—III. Словарь членов Об-ва любителей российской словесности, М., 1911; Материал для биографического словаря действ. членов имп. Академии наук, ч. 1, П., 1915; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М.-Л., 1924; Королицкий М. С., Н. А. Котляревский, Л., 1925; Памяти Н. А. Котляревского. Сотрудники Пушкинского дома Акад. наук, Л., 1926. П. Б.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОТЛЯРЕВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое КОТЛЯРЕВСКИЙ