Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОСТОМАРОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Николай Иванович [4(16).5.1817, село Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области, — 7(19).4.1885, Петербург], украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в семье русского помещика, мать — крепостная украинская крестьянка. Окончил Харьковский университет (1837). Общественно-политические и исторические взгляды К. формировались под влиянием И. И. Срезневского (См. Срезневский), Д. Н. Бантыш-Каменского (См. Бантыш-Каменский), Н. А. Марковича и др. В 1841 подготовил магистерскую диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России», которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки проблемы. В 1844 защитил диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». С 1846 профессор Киевского университета по кафедре истории. Один из организаторов (вместе с Т. Г. Шевченко и др.) тайного Кирилло-Мефодиевского общества (См. Кирилло-Мефодиевское общество) и авторов его устава и программы. В обществе К. занимал правые позиции. В 1847 общество было разгромлено; К. арестован и после годичного заключения сослан в Саратов. До 1857 служил в Саратовском статистическом комитете. В Саратове К. познакомился с Н. Г. Чернышевским.
         В 1859—62 профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка, работы по истории народных движений («Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России», 1857; «Бунт Стеньки Разина», 1858) создали К. широкую известность. К. был одним из организаторов и сотрудников украинского журнала «Основа» (1861—62), выходившего на русском и украинском языках. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов поддерживали К. по вопросам, касающимся прав украинского народа на развитие своей культуры, его борьбы с польскими дворянско-буржуазными шовинистами и т. д.; вместе с тем критиковали К. за либеральную ограниченность и его религиозный мистицизм.
         В 1862 К. отказался поддержать протест против ссылки проф. П. В. Павлова, что возмутило передовых студентов, и он вынужден был уйти из университета. Произошёл разрыв и с Н. Г. Чернышевским и более тесное сближение К. с либеральными националистическими кругами. Важнейшие вопросы русской и украинской истории К. толковал с позиций буржуазной историографии. Его теория «двух начал» — вечевого и единодержавного — идеализировала прошлое украинского народа. Идея об исключительных особенностях Украины, о её «бесклассовости» и «безбуржуазности» обусловила обращение К. к этнографическому материалу как основному, по его мнению, для раскрытия истории народа. Однако понимание К. истории народа было ненаучным: он не касался её экономических сторон.
         Выступал как поэт-романтик (сборники «Украинские баллады», 1839, «Ветка», 1840). В драмах «Савва Чалый» (1838), «Переяславская ночь» (1841) в националистическом духе изображена национально-освободительная борьба украинского народа. Повести К. «Сорок лет» (1840), «Сын» (1865), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881) и др. написаны на русском языке. К. — один из первых украинских литературных критиков.
         Соч.: Собр. соч., т. 1—21, СПБ, 1903—06; Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, 7 изд., т. 1—3, П., 1915; Автобиография, М., 1922; Твори, т. 1—2, Киiв, 1967; Науково-публiцистичнi и полемiчнi писания, Хар., 1928.
         Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 128—46, 567—78; Полухiн Л. К., Формування icторичних подглядiв Н. I. Костомарова, К., 1959; Icторiя yкpaiнськоi лiтератури у 8 тт., т. 2-3, К., 1967—68.
         А. Г. Беспалова, В. Я. Герасименко.
Современная Энциклопедия
КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817 - 1885), историк, писатель. Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Сторонник украинской культурно-национальной автономии. Труды по социально-политической и экономической истории России и Украины ("Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей", тома 1-3, 1873 - 88). Исследования и публикации украинского фольклора, древних актов. Сборники стихов "Украинские баллады" (1839), "Ветка" (1840), исторические пьесы "Савва Чалый" (1838), "Переяславская ночь" (1841); повести на украинском и русском языках. Автобиография.
Ономастикон
Костомара - большая кость. Очевидно, в старину слово имело и переносное значение: крупнокостный человек. (Ф)
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КОСТОМАРОВ Виталий Григорьевич (род. 1930), языковед, действительный член (1985), президент (1990-91) АПН СССР. Президент МАПРЯЛ (с 1991). Труды в области культуры речи, стилистики, лингво-страноведения, лексикологии и лексикографии, проблем преподавания русского языка как иностранного. Государственная премия СССР (1979).
2.
КОСТОМАРОВ Дмитрий Павлович (род. 1929), математик, член-корреспондент РАН (1991). Труды по математическому моделированию. Государственная премия СССР (1981).
3.
КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817-85), историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из руководителей Ки-рилло-Мефодиевского общества, созданного в 1846 в Киеве, выступавшего за образование славянской федерации во главе с Украиной. В 1847 арестован, после годичного заключения сослан в Саратов. В 1859-62 профессор Петербургского университета. Труды по социально-политической и экономической истории России и Украины. Исследования и публикация украинского фольклора, древних актов. Сборники стихов "Украинские баллады" (1839), "Ветка" (1840), исторические пьесы "Савва Чалый" (1838), "Переяславская ночь" (1841); повести на украинском и русском языках. Автобиография.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Николай Иванович (1817-1885) - рус. историк) Потомок! от Костомарова позднего Скитаясь до позднего Погодина, Имя прочтете мое, темное, как среди звезд Нева, Хл916 (105)
Литературная энциклопедия
Николай Иванович [1817—1885] — известный историк, украино-русский поэт и беллетрист. Еще будучи студентом словесного факультета Харьковского университета, К. сблизился с кружком романтически настроенной украинофильской молодежи, сгруппировавшейся вокруг И. Срезневского, А. Метлинского и т. д. Близость к украинофилам определила круг дальнейших интересов и симпатий К., а также повлияла на лит-ые его опыты на украинском яз. К. — автор ряда стихотворений, вышедших под псевдонимом Иеремия Галка: «Украинские баллады» [1838], «Ветка» [1839], и драм: «Савва Чалый» [1838] и «Переяславская ночь» [1840] и др. Отдельные стихотворения К. на украинском и русском яз. печатались в современных альманахах («Сніп» и «Молодик»). Параллельно с литературным творчеством развивалась и научная деятельность К.: в 1842 К. представляет диссертацию «О значении унии в Западной России», которая по настоянию духовных властей была конфискована и сожжена; в 1844 он подает вторую диссертацию — «Об
515 историческом значении русской народной поэзии», где полностью отразились его нац. устремления. В 1846, после краткого пребывания учителем в провинции, К. назначается адъюнкт-профессором в Киеве и сближается там с П. Кулишем, Т. Шевченкой, В. Белозерским и др. членами «Кирилло-мефодиевского братства» (см. «Украинская лит-ра»). За принадлежность к последнему К. был выслан в Саратов, где пробыл до конца 50-х годов. В это время К., не прерывая своих занятий по украинской истории, занимается также и русской историей. В 1859 приглашается профессором Петербургского университета, вместе с Кулишем и др. принимая активное участие в журн. «Основа», специально посвященном Украине. С конца 60-х гг. К. становится во главе украинского кружка («Громады») в Петербурге и является общепризнанным вождем и идеологом «просветительства». Работая по преимуществу над историей Украины, Костомаров время от времени возвращается и к художественному творчеству: ему принадлежит ряд повестей [«Сын» (1864), «Кудеяр» (1875), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881) и др.], драма [«Кремуций Корд» (1862)]. Произведения на украинском яз. были изданы отдельной книгой: «Збірнік творів Іеремії Галкі» (Одесса, 1875). В украинскую лит-ру К. вошел как представитель так назыв. молодого поколения романтиков, явившихся на смену первым зачинателям новой украинской лит-ры (Котляревский, отчасти Гулак-Артемовский) и внесших новые мотивы, сюжеты и лит-ые влияния в украинскую лит-ру. Панславистские настроения, подкрепленные личной близостью со славянофилами, определили специфические «общеславянские» мотивы и настроения в поэтическом творчестве К. Среди поэтического наследства К. выделяются две его драмы: «Савва Чалый» и «Переяславская ночь», опыты пересадки на украинскую
516 почву жанра романтической драмы. Отметим также переводы и «перепевы» К. из Байрона, из чешских романтиков и т. д. Политические и национальные требования К. отличаются крайней умеренностью. Еще в «Кирилло-мефодиевском братстве» Костомаров занимал едва ли не наиболее «правую» позицию. Украинскую литературу К. считал лит-рой простонародной, которая не должна даже и ставить перед собой каких-либо более серьезных задач, не должна стремиться стать в ряду европейских литератур. Эта концепция привела его позднее [в начале 80-х гг.] к резким выступлениям против переводов на украинский яз. Гоголя, против попыток расширить тематику украинской литературы за пределы чисто крестьянской тематики («Науково-публіцистичні і полемічні писання Костомарова», ДВУ, 1928). Библиография: I. Кроме названных выше произведений К. его стихотворения и драмы (украинские) собраны в кн. «Харківська школа романтиків», т. III, під ред. А. Шамрая, Харків, 1930; см. также «Чернігівка», Книгоспілка, 1929 (в этих изданиях и обстоятельные вступительные статьи). II. Грушевский М. С., Из харьковских лет Н. И. Костомарова, «ЖМНП», 1908, № 4; Автобиография Н. И. Костомарова, под ред. В. Котельникова, Москва., 1922. III. Сборн. «Литературное наследие», СПБ., 1890 (полн. список трудов). И. Айзеншток
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОСТОМАРОВ


будет выглядеть так: Что такое КОСТОМАРОВ