Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОСМОС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(греч. kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная)
        первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин «К.» перешёл в современную науку как синоним Вселенной (См. Вселенная) К. включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами. Из понятия «К.» (космическое пространство) иногда исключают Землю с её атмосферой. В этом смысле термин «К.» (употребляется также термин «ближний К.») получил широкое распространение после запуска (1957) в СССР первого искусственного космического объекта — искусственного спутника Земли и начала исследовании околоземной и межпланетной среды с помощью различного рода космических летательных аппаратов.
II
Космос
        космея (Cosmos), род однолетних или многолетних травянистых растении семейства сложноцветных. Стебли ветвистые, листья тонко дважды перисторассеченные; соцветия корзинки на длинных цветоносах с бесплодными язычковыми и обоеполыми трубчатыми цветками; семянки с несколькими легко опадающими остями. Около 25 видов в тропической и субтропической Америке. Многие виды декоративны; широко известен однолетний К. дваждыперистый (С. bipinnatus,) до 1 м высотой с розово-пурпуровыми, красными или белыми язычковыми цветками, а также серножелтый (С. suipnureus,) с желтыми язычковыми цветками.
III
Космос («Космос»,)
        наименование серии искусственных спутников Земли (ИСЗ), регулярно запускаемых (начиная с 16 марта 1962) в Советском Союзе на различных 2—4 ступенчатых ракетах-носителях с нескольких космодромов для исследования космического пространства и верхних слоев атмосферы. В 1962—63 запущено 24 «К.», в 1964 — 27, в 1965 — 52, в 1966 — 34, в 1967 — 61, в 1968 — 64, в 1969 — 55, в 1970 — 72, в 1971 — 81, в 1972 — 72. Всего на 1 июля 1973 запущено 576 спутников этой серии. Научная программа предусматривает изучение концентрации заряженных частиц, корпускулярных потоков, распространения радиоволн, радиационного пояса Земли, космических лучей, магнитного поля Земли, излучения Солнца, метеорного вещества, облачных систем в атмосфере Земли. Спутники серии «К.» помогают решать технические проблемы, связанные с космическими полётами (стыковка на орбите, вхождение космического летательного аппарата в атмосферу, воздействие факторов космического пространства, вопросы ориентации, жизнеобеспечения, защиты от излучений), а также отрабатывать элементы конструкции и бортовых систем космических аппаратов. Орбиты ИСЗ «К.» охватывают область высот от ~ 145 км до 60,6 тыс. км («К-260»); некоторые «К.» (до 8 ИСЗ одновременно) выведены одной ракетой-носителем (например, «К-38» — «К-40»; «К-71»—«К-75»; «К-336»—«К-343» и др.). ИСЗ «К.» разнообразны по конструкции, составу основной и научной аппаратуры; многие из них имеют систему ориентации (на Солнце, Землю или по вектору скорости); энергопитание бортовой аппаратуры от солнечных батарей и химических источников тока (на «К-84», «К-90» проверялась работа систем с изотонными генераторами); передача научной и измерительной информации на Землю с помощью многоканальных телеметрических систем, имеющих бортовые запоминающие устройства. Некоторые ИСЗ из серии «К.» снабжаются спускаемыми аппаратами для возвращения научной аппаратуры и объектов экспериментов на Землю (например, «К-110», «К-136», «К-188»). Ряд ИСЗ «К.» унифицирован по конструкции и составу основных бортовых систем, что позволяет относительно легко изменять состав научной аппаратуры для различных модификаций ИСЗ. На биологическом ИСЗ «К-110» в 1966 проведён длительный медико-биологический эксперимент на собаках, приземлившихся в спускаемом аппарате после 22-суточного полёта. Метеорологические ИСЗ «К-144», «К-156» и др. использовались для получения метеорологических данных в системе «Метеор». При совместном полёте ИСЗ «К-186» и «К-188» 30 октября 1967 впервые в мире было совершено их автоматическое сближение и стыковка на орбите. ИСЗ «К-261» использован для эксперимента по изучению верхней атмосферы и природы полярных сияний, в котором приняли участие научно-исследовательские институты и обсерватории социалистических стран (НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР). ИСЗ запускаемые в СССР с 1969 по программе международного сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства, назывались «Интеркосмос».
         Е. Ф. Рязанов.
IV
Космос («Космос»)
        ракета-носитель, советская 2-ступенчатая ракета-носитель, используемая с 16 марта 1962 для выведения на орбиты ИСЗ серии «Космос». Ступени расположены последовательно, общая длина 30 м, диаметр 1,65 м. Первая ступень снабжена двигателем РД-214 с тягой 726 кн (74 mc), работающим на азотнокислотном окислителе и углеводородном горючем. Вторая ступень имеет двигатель РД-119 с тягой 108 кн (11 тс), работающий на топливе — жидкий кислород и несимметричный Диметилгидразин. ИСЗ размещается на второй ступени под головным обтекателем, сбрасываемым на участке выведения после прохождения плотных слоев атмосферы. В конце участка выведения производится отделение ИСЗ от последней ступени. С помощью «К.» запущено большое число советских ИСЗ, предназначенных для научных исследований околоземного космического пространства, верхней атмосферы и для решения др. задач. См. Искусственные Спутники Земли.
Современная Энциклопедия
КОСМОС (греческое kosmos - строй, порядок, мир, Вселенная), первоначально у древних греков - Вселенная как стройная, организованная система, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. В современном понимании термин "космос" имеет несколько значений: синоним Вселенной; все, что находится за пределами Земли и ее атмосферы; область пространства, доступная исследованиям с борта космических аппаратов (приблизительно совпадает с планетной системой); ближайшая и наиболее доступная таким исследованиям область - околоземное пространство (иногда называется "ближний космос").
Идеографический словарь
^ пространство
^ Вселенная
космос - пространство Вселенной; мировая среда небесных тел
(ближний #. дальний #. освоение космоса).
макрокосм. , космический (# лучи).
ближний космос.
v небо, мировая катастрофа, космонавтика
Орфографический словарь Лопатина
к`осмос, к`осмос, -а
Словарь Даля
муж., ·*греч. мир, вселенная и мироздание. Космический, к мирозданию относящийся. Космогония жен. учение о образовании вселенной. Космография жен. описание вселенной, всех миров. Кос- мограф, ученый, занимающийся космографией. Космология жен. наука о законах вещественного мира, земли. Космолог муж. ученый, этой наукой занимающийся. Космополит муж. -тка жен. всемирный гражданин; человек не признайщий особых отношений родины; вселенец, вселенщина. Косморама жен. картина большого пространства, объема местности, написанная и поставленная так, что кажется живою.
Словарь Ожегова
К’ОСМОС, -а, муж. Вселенная, мир 1 (в 1 знач.). Ближний к. (исследуемый человеком). Дальний к. (мир звёзд и галактик). Освоение космоса. Пути в к. Космонавт выходит в открытый к. (за борт космического корабля).
прил. космический, -ая, -ое. К. век (период развития общественной жизни и науки, характеризующийся началом освоения космоса, полётами человека в космос). Космические лучи. К. полёт. К. корабль. Космическая связь (осуществляемая через запущенные в космос искусственные спутники Земли, а также непосредственная связь Земли с космическим летательным аппаратом). Первая, вторая и третья космические скорости (при к-рых тело, соответственно, превращается в искусственный спутник Земли, преодолевает её притяжение и покидает Солнечную систему).
Словарь синонимов Абрамова
см. мир
Словарь Ушакова
К’ОСМОС, космоса, ·муж. (·греч. kosmos) (·книж. ). Мир, Вселенная. Есть ли что-нибудь за пределами нашего космоса?
Вселенная, как организованное целое (научн., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос.
Толковый словарь Ефремовой
[космос]
м.
Мир, вселенная.
Теософский словарь
    (Греч.) Вселенная, в отличие от мира, что может означать наш шар или землю.
История философии. Энциклопедия
КОСМОС, (греч. kosmos - устройство, упорядоченность, украшение) - философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. являются: 1) оформленность как конфигурированная определенность облика; 2) дифференцированность, т.е. выделенность и конституированность составных частей; 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов; 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа "нуса" или "логоса" в античной философии); что обусловливает такие характеристики К., как: 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. как "прекраснейшей гармонии" у Гераклита, тезис Платона о том, что "К. - прекраснейшая из возможных вещей" и т.п.). Данное свойство К. мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. в этом контексте нередко мыслился в качестве сферического: рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия: идея "гармонии сфер" у Пифагора, семантическая структура "равного себе самому отовсюду" Спайроса как исходного состояния К. у Эмпедокла и др.; 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной "меры" (порядка, принципа) К.; 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции "Хаос - К." функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих: а) морфологическое соотношение: К. противостоит "безвидному" (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм); б) субстратное соотношение: К. возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку; в) пространственное соотношение: как правило, в мифологичерких представлениях К. ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых ("три шага Вишну"), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К. как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука: тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа); г) временное соотношение: К. генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов - от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. в сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла: от семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. на элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, - до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 - начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см. космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. выступает в качестве аргумента), а понятие "К." прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие "К." радикально переосмыслено с точки зрения его статуса: идея мира как К. понята в качестве одной из "метанарраций" (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом "корня" (мир как ветвящееся дерево); центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает "книга как духовная реальность в образе Дерева или Корня" (Делез и Гваттари), что порождает представление о К. как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей "заката метанарраций", постольку идея мира как К. утрачивает свои позиции ("мир потерял свой стержень" - Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии: любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие "К." замещается в постмодернизме понятием "Хаосмоса" - понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям "перформанса" (Хомский): правильность как проявление порядка К. сменяется порядками правил игры. "Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира: хаосмос-корешок занял место мира корня" (Делез и Гваттари).
М. А. Можейко
Философский словарь
(греч. kosmos — вселенная) — мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики. С развитием космонавтики, однако, под К. чаще стали понимать малую часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за вычетом самой Земли, “внеземное”; в этом случае как граница между Землей и К., так и К. и остальной вселенной остается обычно неопределенной (Космология).
Философский энциклопедический словарь
КОСМОС (греч. kosmos – Вселенная) – мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально – то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Плутарх начинает свою «Естественную историю» с восхваления космоса. Космическим чувством, или ощущением, называется преисполненность чувством внутренней тесной связи с космосом (см. также ФЕДОРОВ). Космический – относящийся к миру, космосу, свойственный космосу, приходящий из космоса (напр., космические лучи).
Философский энциклопедический словарь 2
        (греч. , лат. mundus), термин др.-греч. философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилос. употреблении значение слова К. варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутр. структуры, особенно социальной — политической (гос. строй, «порядок» — Геродот) я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементоввоинов — начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида; ср. рус. «ряд» и особенно «чин» в др.-рус. смысле). Пути проникновения термина «К.» в филос. лексикон остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что «Пифагор первым назвал универсум „космосом", исходя из порядка , который в нем наличен», не согласуется с тем, что термин «К.» употребляется в космологич. контексте уже у милетских философов [несомненно, у Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрич. сферах «элементов» внутри сфе-рич. миранебосвода ]. Впервые К. как «ми-рострой», «мир» бесспорно засвидетельствован ок. 500 до н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 124-51, 107 Marcovich), зависимость крого от Пифагора весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилос. лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах, допускающих множество «миров» (особенно в атомистич. традиции), К. всегда обозначает «упорядоченную часть» Вселенной и противополагается понятию ?? — «универсум» (т. е. примерно соответствует понятию солнечной системы). У Платона и Аристотеля (особенно трактат «О небе») с термином К. конкурирует термин — «небо», окончательно уступающий место К. начиная с эпохи эллинизма.
        Идея К. как разумной и прекрасной упорядоченности была изначально чревата, с одной стороны, телеологизмом и возможностью осмысления К. как результата целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (частично эти возможности были реализованы уже Анаксагором, полностью — Платоном в «Ти-мее»), с другой — обожествлением самого К.: пантеизмом или космотеязмом. Др.-греч. восприятие К. (особенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного, «всеобъемлющего» и невинного существа составляет историч. антитезу иудео-христ. концепции «ущербности» природы как результата грехопадения, равно как и неприятию мира как творения злого демиурга в гностицизме.
        Аверинцев С. С., Порядок К. и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья, в кн.: Античность и Византия, М.,1975, с. 266—85; его же, Поэтика ранневизант. литературы, М., 1977,с. 84—108; ? о ;к а н с к и и И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, ч. 2 — Эволюция идеи ?.,?., 1979; Kranz W..Kosmos, Bonn, 1958 (Archiv fur Begriffsgeschichte, Bd 2, Tl 1—2); Kerscliensteiner J., Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern, Munch., 1962 (библ.); P u h v с l J., The origins of Greek kosmos and Latin mundus, «American Journal of Philology», 1976, v. 97, ?? 2, p. 154—67 (этимология).
Рус. арго (Елистратов)
см.:
Если очень захотеть, можно в космос полететь
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
КОСМОС (от греч. «косме» - порядок), Вселенная, рассматриваемая как единое упорядоченное целое. Платон и Аристотель считали, что Вселенная упорядочена по принципам разума. Убеждение в наличии закономерного порядка стало основой современных естественных наук.
Энциклопедия афоризмов
КОСМОС И КОСМОНАВТИКА
см.также НЛО, БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ
В космосе ничего не пропадает.
•Станислав Лем
Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются.
•Гарри Андерсон
Луна: то, что раньше нам обещали политики, а теперь обещают ученые.
•Джек Ламберт
Мы будем блохами космоса, скачущими со звезды на звезду.
•Станислав Ежи Лец
Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств.
•Блез Паскаль
Путь к звездам ведет через многолетнее заключение. Астронавтика пахнет тюрьмой.
•Станислав Лем
Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости.
•Л. Дюбридж
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОСМОС


будет выглядеть так: Что такое КОСМОС