Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОСМОПОЛИТИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира)
        идеология т. н. «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.
         Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. К. киренаиков выражен в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).
         В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков. В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями. Буржуазный К. отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). Буржуазный К. не исключает национализма угнетающих наций, а возникает на его почве.
         Космополитические идеи получили распространение в эпоху империализма, отражая объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с тенденцией к образованию национальных государств. К. представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазной политической науки (проповедь мировой политической интеграции, наднациональных и межгосударственных монополистических организаций); экономической теории (реакционно-утопические проекты создания планируемой мировой капиталистической экономики); права (теории международной правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о превращении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение.
         Пролетарский Интернационализм противоположен буржуазному К. Космополитизм призывает к слиянию наций путём насильственной ассимиляции. Марксисты же рассматривают перспективу постепенного и добровольного сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что это длительный процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций (См. Нация).
        
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т.4; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30; Модржинская Е. Д., Космополитизм — империалистическая идеология порабощения наций, М., 1958; Кузьмин Э. Л., Мировое государство: иллюзии или реальность, М., 1969; Социологические проблемы международных отношений, М., 1970.
         Е. Д. Модржинская.
Современная Энциклопедия
КОСМОПОЛИТИЗМ (от греческого kosmopolites - космополит, гражданин мира), идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И.В. Гете, И.Ф. Шиллер, И. Кант, И.Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.
Орфографический словарь Лопатина
космополит`изм, космополит`изм, -а
Словарь Ожегова
КОСМОПОЛИТ’ИЗМ, -а, муж. Идеология так наз. «мирового гражданства», ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации.
прил. космополитический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
КОСМОПОЛИТ’ИЗМ, космополитизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). Взгляды, убеждения космополита.
Толковый словарь Ефремовой
[космополитизм]
м.
Идеология, заключающаяся в отказе от национальной самобытности, национальных традиций и культуры, в пренебрежении собственными национальными интересами и выдвигающая идеи единого мирового государства и гражданства.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites - гражданин мира) - англ. cosmopolitism; нем. Kosmopolitismus. Теория, обосновывающая отказ от национальных традиций и культуры, отрицающая госуд. и нац. суверенитет во имя единства человеческого рода.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от греч. — космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац. суверенитет, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена Лаэртия, слово «космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Кити-она (Plutarchi Мог. 329 А—В). По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. По мнению некоторых исследователей, идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста (см. Das Weltburgertum in der Antike, «Die Antike», B.—Lpz., 1926, Bd 2, H. 3, S. 178).
        Кризис антич. полиса и создание разноплеменного государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопс-кого выражал отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зенон из Кптиона, в космополитич. идеале искали обществ. форму, которая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).
        В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод. раздробленности (Данте, Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Вивес, Рабле, Мон-тень, Эразм Роттердамский).
        Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность феодальнопартикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями, отражая стремление к национальному единству.
        Позднее бурж. К. приобретает реакц. характер, он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.
        Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против нац.освободит. движения идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию национальных государств, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднациональных сообществ.
        К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, над-нац. блоков и межгос. монополистич. организаций); эконо-мич. теории (реакционноутопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики); права (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., предложение о превращении ООН в мировое государство). Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за сохранение нац. суверенитета, за нац. освобождение.
        Пролет. интернационализм противоположен бурж. К., призывающему к слиянию наций путём насильств. ассимиляции и закабаления народов мира империализмом. Марксисты рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций ст. зр. объективного хода обществ. развития, свидетельствующего о том, что слияние наций — это длит. процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 22, с. 136).
        Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, Святое семейство..., там же, т. 2; их же, Нем. идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, ПСС, т. 25; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистич. экономизме», там же, т. 30; Модржинская Е. Д., К.— империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958; Кузьмин Э. Л., Мировое государство: иллюзии или реальность?, М., 1969;Социоло-гич. проблемы междунар. отношений, М., 1970.
        Е. Д. Модржинская.
Экономический словарь краткий
отказ от государственного и национального суверенитета (независимости), национальных традиций и культуры во имя мировой политической интеграции.
Энциклопедия афоризмов

см.также ПАТРИОТИЗМ
Я - гражданин мира.
•Диоген Синопский
Для меня, как Антонина, град и отечество - Рим, как человека - мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.
•Марк Аврелий
Говорят, что я настоящий космополит: мне повсюду не по себе.
•Штефан Визинци
Достаточно быть космополитом, чтобы оказаться чужим в любой точке современного мира.
•Тадеуш Котарбиньский
За границей мне не нравится столько всего, что я там почти как дома.
•Габриэль Лауб
Они хотят быть гражданами космоса, и клеймят позором космополитизм.
•Станислав Ежи Лец
Война космополитов с интернационалистами.
•Видоизмененный Болеслав Пашковский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОСМОПОЛИТИЗМ


будет выглядеть так: Что такое КОСМОПОЛИТИЗМ