Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОРНЕЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Корнель (Corneille)
        Пьер (6.6.1606, Руан, — 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные письма» (постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия «Клитандр, или Освобожденная невинность» (постановка 1630—31, издание 1632), трагедия «Медея» (постановка 1635, издание 1639). Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия «Сид» (постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени — отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в «Сиде» ещё сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нём уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций» (постановка 1640, издание 1641), «Цинна, или Милосердие Августа» (постановка 1640—41, издание 1643) и др. Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий К. начала 40-х гг. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга. Принципы поэтики классицизма К. стремится приложить и к комедии («Лжец», постановка 1643, издание 1644).
         Начиная с трагедии «Родогуна... » (постановка 1644—45, издание 1647), в театре К. намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 40-х гг., получивших впоследствии название трагедий «второй манеры» К. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ монарха — тирана, движимого личным честолюбием, становится центральной фигурой театра К. Не находя больше разумного общественного содержания, воля его героев предстаёт как иррациональная, извращённая, преступная сила; драму движет слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. К. делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией («Дон Санчо Арагонский», постановка 1649, издание 1650). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъёма, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие в лучшей трагедии позднего К. «Никомед» (постановка и издание 1651), заканчивающейся народным восстанием. После провала «Пертарита...» (постановка 1651, издание 1653) К. уходит из театра и возвращается к театральной деятельности лишь в 1659. Трагедии К. 60-х гг. «Серторий» (постановка и издание 1662), «Отон» (постановка 1664, издание 1665) и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. К. оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой «Сурена» (постановка 1674, издание 1675). Последние годы почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к К. в эпоху Просвещения и Великой французской революции. В России трагедии К. переводились и ставились уже в 18 в. Особенно популярен К. был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения. Новые переводы трагедий К. были сделаны в конце 19 в. и в советское время (М. Л. Лозинским).
         Соч.: CEuvres, v. 1—12, P., 1862—68; в рус. пер. — Избранные трагедии, М., 1956; Театр французского классицизма. П. Корнель, Ж. Расин, М., 1970.
         Лит.: Батюшков Ф. Д., Корнелиев «Сид», СПБ, 1895; Балашов Н. И., П. Корнель, М., 1956; Сигал Н. А., П. Корнель. 1606—1684, Л.— М., 1957; Klemperer V., P. Corneille, Munch., 1933; Dort В., P. Corneille dramaturge, [P., 1957]; Descotes М., Les grands roles du theatre de Corneille..., P., 1962 (имеется библ.).
         В. Я. Бахмутский.
        П. Корнель. «Сид». Илл. Л. Мюллера. Офорт. 1909.
        П. Корнель.
II
Корнель (Corneille)
        Тома (20.8.1625, Руан, — 8.10 или 8.12.1709, Андели), французский писатель, учёный, переводчик; брат П. Корнеля. С 1685 член Французской академии. Его комедии (начиная с 1649) — подражания или переложения испанской комедии интриги. Известность ему принесла лирическая трагедия «Тимократ» (1656). Мастер сцены, К. был одним из любимых придворных драматургов Франции до конца 17 в. Он — автор пьес различных жанров, от трагедии до галантной оперы (иногда в соавторстве с др.). В последние годы переводил Овидия, участвовал в работе над академическими энциклопедическими словарями, историей Людовика XIV.
         Соч.: CEuvres, t. 1—9, P., 1758; Theatre complet, P., 1881.
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М.— Л., 1946, с. 437; Collins D. А., Thomas Corneille: protean dramatist, Hague, 1966.
Современная Энциклопедия
КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606 - 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга - в основе трагикомедии "Сид" (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), победа гражданской доблести над личными влечениями, торжество героической воли - в трагедиях "Гораций" (поставлена в 1640), "Цинна" (поставлена в 1640 - 41). Разочарование в абсолютизме - в трагедиях "Мученик Полиевкт" (1643), "Смерть Помпея" (1644).
1000 кратких биографических данных
Пьер (1606 - 1684) - в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть, возобновив традиции древней классической трагедии, главным принципом которой было изображение возвышенных страстей, важных событий и сильных людей с трагическими конфликтами и роковой судьбой. Герои Корнеля - сильные люди, непреклонные в исполнении сурового долга. Борьба долга с чувством составляет содержание большинства его драм. Наиболее известны из них: "Сид", "Горации", "Цинна" и "Полиевкт".
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Пьер К. (1606-1684) - франц. драматург) Орете: / "Пожарных! / Горит Мурильо!" / А мы - / не Корнеля с каким-то Расином - / отца, - / предложи на старье меняться, - / мы / и его / обольем керосином / и в улицы пустим - / для иллюминаций. Хм. М918 (79)
Литературная энциклопедия
Пьер [Pierre Corneille, 1606—1684] — французский драматург. Р. в Руане; происходил из кругов судейской буржуазии; сын адвоката. Получив образование в иезуитской школе, К. изучил право и был принят в корпорацию адвокатов. Первая пьеса его — появившаяся в 1629 автобиографическая комедия в стихах «Melite» (Мелита), незначительная по сюжету, но имевшая некоторый успех у публики.
473 Вторым произведением К. является трагикомедия «Clitandre, ou l’innocence delivree» (Клитандр, или спасенная невинность), напечатанная в 1632, за к-рой последовал ряд других комедий: «La veuve» (Вдова, 1633), «La galerie du Palais» (Галерея суда, 1634) и др., а также первая трагедия «Medee» (Медея). Все эти произведения подражательны и неглубоки, но они свидетельствуют о росте драматурга и о настойчивом искании им своего художественного пути. После 1633 К. переехал в Париж, где кардинал Ришелье, не чуждый лит-ых запросов, привлек молодого драматурга к работе, совместно с четырьмя другими драматургами, над пьесой, в к-рой каждый из соавторов должен был написать один акт. Однако отношения Ришелье к К. вскоре изменились: стремясь сохранить свою независимость, К. отказался от пенсии и от поддержки кардинала. В 1636, находясь в Руане, К. написал знаменитую свою трагедию («трагикомедию», по обозначению самого К.) «Cid» (Сид), к-рая в декабре того же года была поставлена в театре дю Марэ. Постановка «Сида», первой великой трагедии французского классицизма (см.), явилась переломной датой не только в творчестве К., но и в истории французского театра. Не отступая по существу от поэтики классицизма, К. дал несколько расширенное толкование некоторым ее требованиям («единство дворца» он заменил «единством города»; действие «Сида» продолжается не 24 часа, а 30 и т. д.). Но это было достаточным поводом для настоящего похода против «Сида». Этот поход, инспирируемый самим Ришелье, вылился также в форму обвинения К. в плагиате, т. к. К. использовал для «Сида» сюжет одноименной драмы испанского драматурга XVI в. Гильена де Кастро и действительно заимствовал у последнего 72 лучших стиха (поэтика классицизма вообще не запрещала таких заимствований), хотя в то же время он совершенно отверг бесформенную разработку сюжета в драме испанского автора. Вместе с тем К. отказался от трактовки Сида этим автором как галантного остроумца и воинственного феодала. «Сид» вызвал множество споров, неизбежных в ту эпоху
474 перестройки социальных отношений в связи со становлением абсолютизма, и породил значительную лит-ру памфлетов и апологетических сочинений. Французская академия, выполняя волю своего создателя Ришелье, устроила суд над «Сидом» и осудила его сюжет и развязку. Несмотря однако на отрицательное отношение к «Сиду» Академии и ряда драматургов (Мэре, Жорж де Скюдери), трагедия К. пользовалась огромным успехом у широкой публики. Сложилась поговорка: «прекрасно, как „Сид“». После «Сида» Корнель обращается исключительно к трагедии. В 1639 он пишет трагедии «Horace» (Гораций) и «Cinna» (Цинна), в 1640 — «Polyeucte» (Полиевкт), в 1641 — «La mort de Pompee» (Смерть Помпея), в 1646 — «Rodogune» (Родогунда) и др. В 1647 К. был избран в Академию и совершенно отказался от судейской деятельности. К этой эпохе относится его сближение со светским обществом отеля Рамбулье. Провал трагедии «Pertharite» (Пертарит), появившейся в 1652, заставил К. раздраженно покинуть Париж и возвратиться в Руан, где, подпав под влияние иезуитов, К. отдался «искупительной» религиозно-поэтической деятельности (стихотворный перевод «Подражаний Христу», выдержавший несколько изданий). В 1659 К. делает попытку возвратиться к театру, но его пьесы «Oedipe» (Эдип), «Heraclius» (Геракл), «Sertorius» (Серторий), «Othon» (Оттон),
Иллюстрация: Титульный лист 1-го изд. «Сида» Корнеля
475 «Attila» (Аттила) и др. прежнего успеха уже не имеют, и публика начинает отдавать предпочтение его женственному сопернику Расину (см.). В 1663 друзья Корнеля выхлопотали ему у короля пенсию, ко орая однако выплачивалась ему неаккуратно. С театром К. простился пьесой «Surena» (Сюрена), поставленной в 1674. Последние годы жизни К. были омрачены бедностью и лишениями. Первая биография К. написана его племянником Фонтенелем [1685]. К. является идеологом французской чиновной буржуазии XVII века в эпоху становления абсолютизма. Неограниченная монархия, руководимая Ришелье, ставила себе целью уничтожить остатки феодализма, опираясь на буржуазию. В этой борьбе с феодалами — родовитой дворянской знатью — предначертания королевской власти выполняли две социальные группы: военно-служилое (мелкопоместное и неродовитое) дворянство и чиновная буржуазия. Однако прослойка этой группы, буржуазия судейская, с которой был связан К., при всей многовековой ненависти буржуазии к дворянству проявляла известную независимость и приглушенную оппозицию к королевской власти (что особенно сильно сказалось позднее в эпоху Фронды), иногда сближавшую ее со знатью, боровшейся против абсолютизма. Вот почему осуждение «Сида» Академией было вызвано не тем, что Ришелье «завидовал» К. как драматург-неудачник (обывательская болтовня по поводу этой «зависти» до сих пор в ходу среди части французских литературоведов), и не тем только, что К. воспел испанского национального героя в пору осложненных отношений Франции с Испанией. В своей трагедии К. выступил с протестом против основного принципа абсолютной монархии — против идей централизации и регламентации. В эпоху борьбы абсолютного государства с феодалами К. сочувственно изобразил бунтующего феодала, отца Химены, и героизировал Родриго, остающегося по существу тоже феодалом, хотя и изъявляющим покорность монарху. С другой стороны, расширенно толкуя правила, установленные Академией, внедрявшей идеи абсолютизма в область художественного творчества, К. свидетельствовал о готовности чиновной, именно судейской, буржуазии сотрудничать с абсолютизмом лишь при условии сохранения некоторой своей независимости. Сугубо суровым наказанием за такой либерализм и был приговор Академии. Наконец К. взял тему борьбы страсти и долга и дал ей компромиссное разрешение: если у Родриго эта борьба разрешается торжеством долга над страстью, то в развязке трагедии страсть все же торжествует над долгом: Химена отказывается от дочерней мести ради любви к убийце ее отца. В эпоху напряжения всех сил государства для борьбы на внутренних и внешних фронтах Академия, осуждая самую постановку такой темы, могла требовать только одного ее решения — победы долга.
476 По мере упрочения абсолютной монархии группа чиновно-судейской буржуазии все более правеет. Гордый К. должен был смириться и принять к сведению упреки Академии. В «Горации» он отходит от испанского сюжета к древнеримскому и уже не проявляет прежнего либерализма: правила здесь строго соблюдены, неортодоксальная тема борьбы долга и страсти уступила место теме борьбы семейного долга с долгом перед государством, причем дело кончается победой последнего. Расширение идеи долга до социально-политического ее толкования и пропаганда этой гражданской идеи, властвующей над всеми действиями и помыслами персонажей К., становятся с этих пор характернейшей особенностью его творчества. Придя к утверждению долга перед государством (абсолютистской, антифеодальной идеи), К. в дальнейших трагедиях расшифровывает содержание этого долга: верноподданническая преданность монарху и церкви. Так, в «Цинне» К. хоронит прежнюю оппозиционность своего класса, заставляя республиканца Цинну изъявить в развязке трагедии монархические чувства. В «Полиевкте» Корнель превозносит христианского мученика, увенчивающего смертью свою стойкость в вере.
Иллюстрация: Титульный лист трагедии Корнеля «Медея»
Чиновно-судейская буржуазия, строгая исполнительница законности, придя к убежденному служению неограниченной монархии,
477
Иллюстрация: Гравюры к трагедии Корнеля «Андромеда» (из изд. 1651)
478
479 сделалась твердой опорой абсолютизма и громогласным глашатаем его предначертаний. Приспособлением к ним специфически буржуазных элементов и явилось искусство К. В этом — объяснение всех характерных особенностей стиля К.: мощной волевой напряженности, запечатлевающей его творчество; самого наличия идеи долга и гражданственного его толкования; типичной для К. группы персонажей, активных, волевых, интеллектуальных борцов за эту идею, перед которыми склоняются остальные персонажи, обычно женские. В этом же — причина утилитарного подхода К. к римской древности: он отнюдь не стремится археологически реконструировать ее во имя ее самой, но лишь пользуется материалом ее политической истории ради служения идеологии абсолютизма. Наконец в этом же — причина пристрастия К. к персонажам из придворно-дворянской среды как носителям власти, в обладании к-рой они раскрываются с максимальной полнотой; можно впрочем отметить у К., как это указывает Г. Лансон, бессознательное тяготение в сторону сюжетов из частной буржуазной жизни, сказывающееся иногда, несмотря на монументальную приподнятость действия, и предвещающее будущую буржуазную драму.
Иллюстрация: Гравело. Иллюстрация к трагедии «Цинна» (Париж, 1764)
480 Значение К. в том, что он явился создателем классической трагедии. У предшественников К. (Гарнье, Гарди, Монкретьен и др.) она еще только начинает выходить из оболочки мистерии, копирует латинскую драму, хаотически загружена лишними эпизодами, иссушена мертвой риторикой, обладает одной внешней связью действия и примитивной психологией персонажей. Сам К. в начале своего творческого пути отдал дань этим недостаткам: загруженности инцидентами в «Клитандре», подражанию Сенеке (см.) в «Медее», Лукану (см.) — в «Смерти Помпея», испанской комедии — в фарсе «Комическая иллюзия» [1636]. Эпоха становления абсолютизма уже боролась усилиями многих драматургов за театр как за форму актуальной пропаганды идеологии нового строя; но только в «Сиде» был создан образец классической трагедии, сжатой, динамической и страстной, со строгой внутренней закономерностью действия. Буржуазный натурализм К. определил собой полнокровие и реалистическую глубину его психологических этюдов. Корнель — художник-трибун, художник-мыслитель, апологет социально-воспитательной роли искусства; рисуя людей, какими они должны быть, он отнюдь не впадает в менторский схематизм. Класс, полный свежих, веками накопляемых сил, сумел сообщить в творчестве К. мощную страстность и эмоциональный блеск самой борьбе идейных начал. Этим объясняется успех Корнеля в эпоху Великой французской революции, когда «Гораций» стал наиболее популярной пьесой революционного театра. Библиография: I. На французском яз.: При жизни Корнеля вышло четыре изд. его собр. сочин. — трехтомное изд. 1660, двухтомное художественное in folio — 1664, двухтомное — 1668 и первое полное — 1682. После смерти Корнеля было около пятидесяти изд. его сочинений, из к-рых наиболее интересны: изд. 1764 (12 тт., Женева), комментированное Вольтером, и двенадцатитомное изд. 1862—1868, редактированное Марти-Лаво (ed. Hachette). Переводы: насчитывается около трехсот перев. Корнеля на иностранные яз. (особенно часты переводы «Сида»: 13 итальянских, 14 немецких и т. д.). На русский яз. Корнеля переводил в XVIII в. Я. Б. Княжнин, Сид, СПБ., 1779; Смерть Помпеева, СПБ., 1779; Цинна, или Августово милосердие, СПБ., 1779; Родогуна, М., 1788. В позднейшее время Корнеля переводили: Е. Барышев (Сид, СПБ., 1881; Родгонда, СПБ., 1881), В. С. Лихачев (Сид, СПБ., 1891, изд. «Детской библиотеки» Суворина — лучший перевод), М. Чайковский (Гораций, СПБ., 1893), Л. Поливанов (Гораций, М., 1895) и др. II. Батюшков Ф., Корнелиев «Сид», СПБ., 1895; Веселовский Ю., Литературные очерки, т. II, М., 1930; Стороженко Н. И., Очерк истории западно-европейской литературы, М., 1913; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. — Л., 1929; Луначарский А. В., История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, ч. 1, изд. 2-е, Гиз, М., 1930; Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, изд. 4-е, Харьков, 1930; Fontenelle, L’eloge de Pierre Corneille, 1685, 1729, 1742; Guizot, Corneille et son temps, P., 1852; Bornier H., La politique dans Corneille, 1879; Bouquet F., Points obscurs et nouveaux de la vie de Corneille, P., 1888; Lemaitre J., Corneille et la poetique d’Aristote, P., 1888; Brunetiere F., Epoques du theatre francais, ed. Hachette, P.; Lanson G., Corneille, ed. Hachette, P., 1898; Faguet E., En lisant Corneille, P., 1913; Lyonnet H., Le Cid de Corneille, P., 1929. Ю. Данилин
481 III. Picot E., Bibliographie cornelienne, P., 1876; Le Verdier et Pelaye, Additions a la bibliographie cornelienne de Picot, Rouen et P., 1908. Ю. Данилин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОРНЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое КОРНЕЛЬ