|
|
|
|
|
КОНФУЦИЙ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства (См. Конфуцианство). Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения К. является жэнь («гуманность») — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д. В высказываниях К. отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам — сяожэнь («мелким людишкам»): первые призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.), К. был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 (начало буржуазной Синьхайской революции).
Лит.: Попов П. С., Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910; Петров А. А., Очерк философии Китая, в сборнике: Китай, М.— Л., 1940; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970; Ли Чжан-чжи, Кун-цзыды гуши (Биография Конфуция), Шанхай, 1957; Rygaloff A., Confucius, P., 1946.
|
Мультимедийная энциклопедия |
Латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун
Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э). Первый китайский философ, личность
которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в
царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но
обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э.
династии Инь.
Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным
преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел
более трех тысячи учеников). Его педагогическая доктрина строилась на
эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей - "обучения вне
зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату - "связку
сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", Конфуций
попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической
реализации своей социально-политической теории. В 496 он достиг поста
первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет
путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно
внушал их правителям свои идеи.
Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения,
преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями
древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и
передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался
сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие
прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и
художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Эта исходная
ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как
нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и
беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал "святых-
совершенномудрых" (шэн1) правителей полуреальной, полумифической
"древности" (гу2), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и
правильное общественное устройство как две стороны одной медали - разные
проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и
неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными-
интеллектуалами (в идеале - чиновниками), чье наименование - "жу" стало
обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н.э. подобный
подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство
получило статус официальной идеологии, а Конфуций - титулатуру,
приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности ("су ван" -
"некоронованный царь" или "подлинный властелин").
Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5-4 вв. до
н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций,
диалогов, исторических описаний и бытовых сцен Лунь юй (Суждения и
беседы), содержащем разнотемные высказывания самого Конфуция, его учеников
и их учеников. Конфуций также приписывается авторство философских
комментариев, входящих в Чжоу и, и первой летописи Чунь цю (Весны и
осени). Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая
высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистическое "безмолвное"
Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин1) может и должно быть
познано человеком, который только в таком случае способен стать
"благородным мужем" (цзюнь цзы), то есть нормативной личностью, сочетающей
в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный
статус. Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек"
(сяо жэнь), руководствующийся "выгодой" (ли3), а не "должной
справедливостью" (и1), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу.
С точки зрения кардинальных личностных качеств, т.е.
"благодати/добродетели" (дэ1), свободный ("безорудийный" - бу ци)
"благородный муж" господствует над зашоренным ("орудийным") "маленьким
человеком", как ветер - над травой. В центре учения Конфуция - человек,
осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся и
экзистенциальные проблемы ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что
такое смерть?"), и религиозные ("еще не умея служить людям, как суметь
служить навям?"), и гносеологические (знание - это "знание людей").
Человеческую "природу" (син1) Конфуций, видимо, считал этически
нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки",
ср. Мэн-цзы, Сюнь-цзы). Поэтому для формирования личности необходимо
"преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли2)", результатом
чего становится торжество "гуманности" (жэнь2) в Поднебесной.
"Благопристойность" - "внешняя", ритуализованная этико-социальная норма и
"гуманность" - "внутренняя" морально-психологическая установка на "любовь
к людям" составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой
концентрируются его основополагающие категории - "благодать/добродетель",
"должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо1). "верность"
(чжун2) и другие. Этика Конфуция подчинена принципам "срединности" (чжун
юн - "золотая середина") и "взаимности" (шу1 - "золотое правило морали").
Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила
социально-гносеологическую концепцию "выправления имен" (чжэн мин),
выдвигающую необходимое для политико-административного управления
требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом"
(мин - ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина
Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этико-
ритуальной благористойности (ли2) и церемониальной музыки (юэ) над любыми
иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовым,
утилитарно-экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на
первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами -
соответственно легизмом (фа цзя), моизмом (мо цзя), даосизмом. Идейная и
социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями
обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус
культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного царя" и святого
мудреца ("таинственного совершенномудрого" - сюань шэн), сохранявшийся за
ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911
негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и
традиционализма достиг апогея в кампании "критики Линь Бяо и Конфуция",
развернувшейся в КНР в 1960-е годы. Однако в 1980-х годах эта тенденция
сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как
родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан научно-
исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Китайским
фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал
издаваться ежеквартальник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю",
Цзинань).
ЛИТЕРАТУРА
Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб, 1910
Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973
Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982
Кобзев А.И. "Великое учение" - конфуцианский катехизис. - В кн.: Историко-
философский ежегодник, 1986, М., 1986
Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987
Малявин В.В. Конфуций. М., 1987
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Переломов Л.С. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Переломов Л.С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998
Великие мыслители Востока. М., 1998 |
1000 кратких биографических данных |
(Кун-фу-цзы, род. в 552 г. до нашей эры) - китайский моралист, учивший, что нравственное самоусовершенствование есть необходимое условие для сохранения и укрепления семьи и государства. Современный ему политический строй феодально-императорского Китая Конфуций считал единственной идеальной формой государственной организации. В XI в., в связи с проникновением в Китай иноземных влияний, учение Конфуция было дополнено натур-философскими умозрениями. С этого времени оно приобрело исключительное значение в умственной и политической жизни Китая. |
История философии. Энциклопедия |
КОНФУЦИЙ, (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати - магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя - каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом "дэ" в трактовке К. этизируется и означает "достоинство", "добродетель". Признавая за Небом роль верховного начала, К. в качестве практически действенного мерила земных дел указывает путь-"дао", следование которому и обеспечивает накопление человеком "дэ". В отличие от Лао-цзы, трактовавшего "дао" как вселенский принцип, К. понимает его как человеческое "дао" - истинный принцип человеческих деяний. Эталоном человека, идущего по пути-дао, К. считает "цзюнь-цзы" ("благородного мужа"), описание которого находится в центре внимания философа. К числу основных качеств "цзюнь-цзы" относятся "жэнь" - гуманность, "и" - справедливость, "чжи" - знание и "ли" - ритуал. "Жэнь" означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с "чином" каждого" - старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает "исправление имен": правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), подданный - подданным и т.п. "Чжи" у К. вовсе не означает праздного многознания, это - знание того, что должно делать и как это сделать. Наконец принцип "ли" означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам "ли", "благородный муж", по К., поддерживает "вэнь" - стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями древности. Учение К. проникнуто духом сохранения традиций: "Я подражаю старине, а не сочиняю". Показательно, что, по преданию, К. редактировал древнейшие канонические тексты в китайской культуре - "Illy цзин" и "Ши цзин", а также написал комментарий к "И цзин". Найденное сочетание традиционализма с императивом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической перспективе обнаружило свою исключительную продуктивность. Уже при империи Хань (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
В. Н. Фурс |
Новый философский словарь |
(Кун-цзы)
(551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати - магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя - каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом "дэ" в трактовке К. этизируется и означает "достоинство", "добродетель". Признавая за Небом роль верховного начала, К. в качестве практически действенного мерила земных дел указывает путь-"дао", следование которому и обеспечивает накопление человеком "дэ". В отличие от Лао-цзы, трактовавшего "дао" как вселенский принцип, К. понимает его как человеческое "дао" - истинный принцип человеческих деяний. Эталоном человека, идущего по пути-дао, К. считает "цзюнь-цзы" ("благородного мужа"), описание которого находится в центре внимания философа. К числу основных качеств "цзюнь-цзы" относятся "жэнь" - гуманность, "и" - справедливость, "чжи" - знание и "ли" - ритуал. "Жэнь" означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с "чином" каждого" - старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает "исправление имен": правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), подданный - поданным и т.п. "Чжи" у К. вовсе не означает праздного многознания, это - знание того, что должно делать и как это сделать. Наконец, принцип "ли" означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам "ли", "благородный муж", по К., поддерживает "вэнь" - стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями древности (согласно К., Яо, Шунем и др.). Учение К. проникнуто духом сохранения традиций: "Я подражаю старине, а не сочиняю". Показательно, что, по преданию, К. редактировал древнейшие канонические тексты в китайской культуре - "Шу цзин" и "Ши цзин", а также написал комментарий к "И цзин". Найденное сочетание традиционализма с имеперативом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической перспективе обнаружило свою исключительную продуктивность. Уже при империи Хань (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
В.Н. Фуре. |
Философский энциклопедический словарь |
КОНФУЦИЙ (Кун Фуцзы) (род. 552, Куоли, около Чоу, государство Лу, ныне провинция Шаньдун – ум. 479 до Р. X., там же) – кит. философ, историк и государственный деятель, основатель кит. государственной религии – конфуцианства, – которая представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму; в 1503 был причислен государством к лику святых. Конфуций не выступал с собственным учением, но собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произв. Древнего Китая. Несомненно, ему принадлежат лишь комментарии к Книге Весны и Осени, истории государства Лу. Кроме того, приписываемые ему молвой соч. «Великое учение» и «Учение о середине» также лишь пересказаны им. Их осн. содержание составляют пять простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество, – которые в определенной мере и определенных границах должны быть признаны; практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди; в то же время простое нагромождение законов не может быть признано. «Исправление имен» должно теоретически помогать практическому самопознанию, для того чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. Конфуцианство в 1 в, до Р. X. стало государственным учением, в 9 в. после Р. X. оно окончательно одержало верх над буддизмом, в 11 в. – над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху Сун. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу впров. Шаньдун),— 479 до н. э., там же], в литературе чаще всего именуется К у н - ц з ы — учитель Кун, др.-кит. философ, основатель конфуцианства. Род. в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе К. преподавались четыре дисциплины: мораль, язык, политика и лит-pa, излагаемые на основе книг «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфуцианство). В 50 лет К. начал свою политич. деятельность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет путешествовал по другим кит. государствам, не найдя, однако, в них применения своим идеям. В 484 вернулся в Лу и, помимо преподавания, занимался собиранием, редактированием и распространением «Шуцзина», «Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая погодичной хроники «Чуньцю» («шесть классич. книг», по Чжуан-цэы; см. также Тринадцатикнижие). Гл. источником сведений об учении К. является «Лунь юй» («Беседы и суждения») — записи высказываний и бесед К., сделанные его учениками и их последователями. К. похоронен на кладбище, специально отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и последователей; его дом был превращён в храм К., ставший местом паломничества.
Характерной чертой учения К. является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?»), хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания — проблемы человека, его умств. и нравств. облика. К. первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа — не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравств. качеств и культуры,— который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще; К. считал сяо основой жэнь и др. добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Наконец, К. придавал большое значение юе — музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли-этикету, т. е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения К. о чётком иерар-хич. разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин — выпрямления (исправления) имён, т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений К. имел ясно выраженный классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению конфуцианства в гос. доктрину. Идеи К. сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не свободного от элементов религ. культа.
см. к ст. Конфуцианство. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КОНФУЦИЙ
будет выглядеть так: Что такое КОНФУЦИЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|