Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОНДОРСЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Condorcet)
        Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон, — 29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. Исследования К. в области математики принесли ему известность, и он был избран членном французской Академии наук (1769). С 1782 член Французской академии. В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук (фактически выполняя его обязанности с 1773). Был в дружеских отношениях с Д'Аламбером, Вольтером и особенно с А. Р. Тюрго, сотрудничал в «Энциклопедии». В 1791 избран в Законодательное собрание. К. принадлежит представленный Законодательному собранию проект организации народного образования, в котором были выдвинуты принципы всеобщности образования, бесплатности обучения, светской школы. В Конвенте примыкал к жирондистам. Правительство Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. некоторое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
         К. — сторонник Деизма и Сенсуализма. В его литературном наследии особое место занимает «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794, русское переиздание 1936), в котором К. делает попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. Находясь под влиянием философских взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго, Г. Рейналя, К. не сводил исторический процесс к деяниям королей, законодателей, выдающихся личностей, уделял большое внимание культуре и нравам народа. К. — один из основоположников идеи исторического прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистических позиций. Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Исторические эпохи он обусловливал этапами развития человеческого разума, указывая при этом также и на значение хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. В экономических вопросах разделял взгляды физиократов (См. Физиократы). К. — сторонник теории естественного права. Использовал эту теорию для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась К. как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, К. мыслил этот прогресс лишь в границах буржуазного правопорядка.
         Как идеолог восходящего общественного класса, К. отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права для получения образования и т. п. К. гневно осуждал колониальный разбой, «... который развращает и опустошает Африку...» («Эскиз...», М., 1936, с. 224), рассматривал войну «... как величайшее преступление» (см. там же, с. 248).
         Идеи К. сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, Провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса.
         Соч.: CEuvres, t. 1—12, P., 1847—49; Correspondance inedite..., P., 1883.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530—31; Cahen L., Condorcet et la Revolution francaise, P., 1904; Cento A., Condorcet е l'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962].
        Ж. А. Кондорсе.
Современная Энциклопедия
КОНДОРСЕ (Condorcet) Жан Антуан Никола (1743 - 94), маркиз, французский философ-просветитель, математик, политический деятель. С 1785 секретарь Французской академии; сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Д'Аламбера. В 1791 избран в Законодательное собрание, в Конвенте примыкал к жирондистам. В философии - сторонник деизма и сенсуализма, развил концепцию исторического прогресса, в основе которого развитие разума ("Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", 1794).
1000 кратких биографических данных
(1743 - 1794) - французский математик и социолог. Ученик Руссо, деятель эпохи Великой Французской Революции. Был арестован и убит приверженцами Робеспьера за единомыслие с жирондистами. Автор известной книги: "Esquisse d'un tableau historique de l'esprit humain", в которой впервые развивается и обосновывается понятие о прогрессе человечества.
История философии. Энциклопедия
КОНДОРСЕ, ( Condorcet) Мари- Жан Антуан Никола де Карита, маркиз ( 1743- 1794) - французский мыслитель, философ- просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук ( с 1785). Сотрудничал в " Энциклопедии" Дидро. Депутат Законодательного собрания ( 1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен " врагом народа" и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен ( по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме). Основные сочинения: " Размышления о рабстве негров" ( 1781), " Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством голосов" ( 1785, легло в основу современной философской дисциплины - " теории решений"), " Жизнь господина Тюрго" ( 1786), " Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" ( написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой К. после падения Робеспьера в 1795). Миропонимание К. основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей ( в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) К. полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. По мысли К., " существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, по не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя- человека. Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только вероятностью. Все наши знания, согласно мысли К., " подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких- нибудь изменений". Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели ( свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: " Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения К., прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов - эпох " прогресса человеческого разума". Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и " этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимистических версий философии Просвещения, К. собственной трагичной судьбой продемонстрировал способность истинных философов рефлексировать по поводу окружающего вне каких бы то ни было политических контекстов.
A. A. Грицанов, В. Л. Абушенко
Новый философский словарь
(Condorcet)
Мари Жан Антуан, маркиз де (1743-1794) - французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Заочно приговорен к смертной казни режимом Робеспьера. После ареста умер в тюрьме (по некоторым сведениям покончил с собой). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Главное сочинение - "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, видя его в преодолении предрассудков и суеверий благодаря развитию человеческого разума (знания, науки, просвещения). Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. В конечном итоге прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов - эпох прогресса человеческого разума. Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., человек является чувствительным существом, способным к рассуждению и овладению моральными идеями; люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и "этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко
Философский словарь
Жан Антуан (1743 — 94) — фр. философ-просветитель, в экономических вопросах был сторонником физиократов (Тюрго). К. критиковал религию с позиций деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний. В своей гл. работе “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и “естественности”. На основании различных случайных признаков К. делил историю на 10 эпох, обосновывал идею бесконечного прогресса капиталистического строя. К. боролся против сословного разделения, в защиту политического равенства. В то же время считал имущественное неравенство полезным для об-ва.
Философский энциклопедический словарь
КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан, маркиз де (род. 1743 Рибмон, близ Сен-Кантена – ум. 1794, Бур-ла-Рен) франц. представитель философии истории, сенсуалист и позитивист. С 1777 – постоянный секретарь Парижской академии наук, был близок к энциклопедистам и Дидро (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ), позднее участвовал в революции. Написал «Esquisse d'un tableau historique des progres de 1'esprit humain», 1794) (рус. пер. «Историческая картина прогресса человеческого разума», 1909); в этом произв. он пытался доказать первобытную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать своему разуму.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бурла-Рен), маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791 избран в Законодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. некоторое время скрывался. Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
        К.— сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса человеч. разума» (1795, рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить закономерности развития истории, её осн. этапы, движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Руссо, Тюрго, Рейналя, К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.— один из основоположников идеи историч. прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистич. позиций. Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития человеч. разума как демиурга истории. Он связывал историч. эпохи с этапами развития человеч. разума, указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. К.— сторонник теории естеств. нрава, использовал её для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости и разумности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человечества К. мыслил лишь в границах бурж. правопорядка.
        Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветит. концепции историч. процесса.
        Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 530—31; Cento ?., Condorcet е 1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962].
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОНДОРСЕ


будет выглядеть так: Что такое КОНДОРСЕ