Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
        Феликс Яковлевич [18(30).5.1864, Варшава, — 28.7.1941, Москва], деятель польского, российского и международного революционного движения. Родился в буржуазной семье; мать — участница Польского восстания 1863—64. В 1882, студентом Варшавского университета, входил в социалистические кружки. С 1882 член партии «Пролетариат» 1-й. В 1884 арестован, отбывал 8 лет на Карийской каторге (на р. Каре, Забайкалье), в 1891—1904 — на поселении в Восточной Сибири. С 1904 в Варшаве, деятель левого крыла Польской социалистической партии (ППС). Делегат 7—9-го съездов ППС, член Центрального рабочего комитета ППС (1905—06). Участник Революции 1905—07, в ноябре 1905 работал в Петербургском совете рабочих депутатов. После раскола ППС в 1906 член ППС-левицы, в 1906—08 член её Центрального рабочего комитета. С 1907 в эмиграции, участник Штутгартского конгресса 2-го Интернационала (1907), 11-го съезда ППС-левицы (1912). В период 1-й мировой войны 1914—18 — интернационалист. В 1914—17 деятель левого крыла Социал-демократической партии Швейцарии. С мая 1917 в Петрограде, член ЦИК ППС-левицы в России и член секретариата меньшевиков-интернационалистов с июня. В 1917—18 комиссар по польским делам в Харьковской губернии. С 1918 член РКП (б), с зачётом партстажа с 1906. Член Коммунистической партии Польши с момента её образования (декабрь 1918). С 1919 в Киеве редактор польских коммунистических изданий. В 1919 член коллегии Наркомата иностранных дел УССР. В 1919—30 член Польского бюро при ЦК РКП (б). Член Оргбюро по созыву 1-го съезда КП (б) У, член Киевского губкома партии, председатель Галицийского организационного комитета КП (б) У. В июле—августе 1920 в Белостоке член Польского временного революционного комитета. В 1921 секретарь ЦК КП (б) У. В 1921—22 начальник Политического управления Украинской Красной Армии. Один из организаторов (1922) и активных деятелей Международной организации помощи борцам революции. Участник 2—7-го конгрессов Коминтерна; в 1922—23 секретарь Исполкома Коминтерна, в 1924—35 член Интернациональной контрольной комиссии, в 1927—35 заместитель её председателя. Редактор газеты «Красная Звезда» (1925—28), «Рабочей газеты» (1928—30) и др. В 1930—31 член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1931—33 председатель Всесоюзного комитета радиовещания и член коллегии Наркомата почт и телеграфов. В 1933—37 заведующий музейным отделом Наркомпроса РСФСР. В 1937—41 редактор журнала «Наша страна». Делегат 9, 11, 13—17-го съездов ВКП (б). Был членом ВЦИК и ЦИК. Автор работ по истории русского и польского революционного движения, в том числе «За пятьдесят лет» (т. 1—3, 1932—34), «Феликс Эдмундович Дзержинский» (1939) и др.
        Ф. Я. Кон.
II
(Cohn)
        Фердинанд (24.1.1828, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 25.6.1898, там же), немецкий ботаник и бактериолог. Окончил университет в Бреслау, с 1859 профессор в нём. Основные труды по морфологии, истории развития и систематике водорослей и грибов. К. первый отнёс бактерии к растениям. Сотрудничал с Р. Кохом в изучении сибирской язвы. Основал журнал «Beitrage zur Biologic der Pflanzen» (1870).
         Лит.: Rosen F., F. Cohn. «Berichte der Deutschen Botanischen Gesellschaft», 1899, Jg. 17, S. 172—202 (библ.).
III
        водопад на р. Меконг, один из крупнейших в мире. Расположен на границе Лаоса и Камбоджи, при выходе Меконга на Камбоджийскую равнину. Представляет собой ряд каскадов из порогов, водоскатов и водопадов, 3 из которых имеют падение от 15 до 21 м (при ширине от 0,8 до 1,7 км). Средний расход воды 10—12 тыс. м3/сек, наибольший (летом и осенью) до 30 тыс. м3/сек.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Cohn) Йонас (1869-1947) – нем. философ; в 1901-33 — проф. во Фрейбурге у Риккерта. В 1933 эмигрировал в Англию. Философия К. генетически связана с традициями фрейбургского неокантианства. Он испытал влияние Лотце и Вундта, но без свойственного им эклектизма, солидаризировался с философией позднего Зиммеля; в собств. построениях вплоть до нач. 20-х гг. разрабатывал философию ценностей школы Виндельбанда. Уже первая его большая работа “Общая эстетика” стала образцом т.н. нормативной эстетики “каккритич. науки о ценностях”. Она “имеет целью исследование особого рода ценностей, господствующих в прекрасном и искусстве”. Такая ценность переживается непосредственно (созерцается), оценивается ради нее самой (чисто интенсивная), в отличие от тех, к-рые служат средствами для другого (консекутивные ценности) и имеет характер требования (чтобы не смешиваться с приятным). В третьей части книги К. представил очерк аксиологии, как основание культурфилософии, исходя из эстетич. ценностей. Они входят у него в органич. систему, наряду с логическими и этическими; тем самым не допускается их иерархия и полагается их взаимная необходимость. Эстетич. переживание характеризуется единством выражения и формы и является чисто интенсивным сообщением. Именно через сообщение (социальную связь) соотносится оно с этическим и истинным, т.е. сообщаемость как культурная связь всех надиндивидуальных ценностей есть эстетич. спецификум. Чтобы совр. человеку не чувствовать себя “простым колесом в машине”, он должен научиться непосредственно чувствовать то, чего он не может постигнуть путем мышления и поведения. “Но это возможно лишь в том случае, если форма и великое значение культурного целого, к-рому он принадлежит, раскроется ему непосредственно эстетически”. Эти живые воплощения К. называет формами жизни или жизненными формами, поскольку в них жизнь отд. человека вдвигается в общую жизнь. Такой формой иногда может быть и произведение искусства как выражение нац. духа (напр., эпос). Жизненные формы являются необходимым выражением культуры общин, ибо несут в себе традицию преемственности.
        Подробнее К. изложил свою культурфилософию в соч. “Смысл совр. культуры” как переосмысление положений кн. Фихте “Осн. черты совр. эпохи” на основе теории ценностей, причем даже “переживание” как нечто последнее, элементарное, зависит у К. не только от данного нам материала, но и от нашей способности переживать. В основе же последней лежат более или менее бессознат. ценности. Именно потому рациональное и иррациональное не две рядоположные области, но две части всякого процесса познания, частью рационального, частью иррационального, но в целом относительного.
        Важнейшую цель нашего времени К. видит в “исполнении” освобожденным духом задачи, переданной нам прошлым. Освобожденный дух в совр. культуре реализует себя как сознат. личность в профессии, жизненных формах социальности, в отношении к миру и к Богу. В поел. случае возможно, напр., освобождение в религии и от религии; один путь ведет к отрицанию всякого нравств. долженствования, к абсолютному произволу самомощного Я, другой — к укоренению нравств. долженствования с ядром в самом Я. В 20-е гг. К. переосмысляет свою культурфилософию на основе восполнения трансцендентализма диалектикой. Именно с помощью диалектики как познават. средства философии, а не объективистской логики, могут быть выражены мировое целое, Я и его действия в акте полагания предмета. Мышление диалектично, т.к. есть самодвижение мысли, и ему как средству познания всегда лишь частично удается преодолеть противоречия, поэтому диалектика понимается К., в отличие от Гегеля, критически, никак не в виде догмы разумности и полной постижимости мира в понятиях. Всякое истинное суждение, как и всякий выступающий в содержании суждения предмет, содержит в себе мысленную форму и чуждый мышлению, т.е. ему лишь привходящий материал. Потому невозможна никакая целиком рац. или полностью рационалистич. теория целого, а попытки ее создания неосуществимы.
        В аксиологии диалектика у К. проявилась след. образом: ценна не чистая ценность, но всегда лишь благо, несущее в себе устойчивые моменты, не произведенные и даже “чуждые ценности”. Правда, как момент блага эти моменты, чуждые ценности, приобретают ценностную форму и тем самым, подобно диалектич. понятию “чуждое мысли”, больше не являются “чуждыми ценности”.
        Каждая единичная ценность схватывается в своей истине лишь в связи со всеми ценностями, всякое идеальное благо обретает свою истину впервые в своей осуществленности. Это относится как к науке о ценностях вне общего учения о ценностях (аксиотика), так и к систематике ценностей и к учению об их осуществлении (эргетика). Эргетика в новой аксиологии К. становится основанием его культурфилософии. “В средоточии ее стоит личность, т.е. целиком самостоятельное Я, чей центр из ее самости переходит в другие самости и может лежать в сверхсамостном центре, который можно идентифицировать как с сообществами, так и с чисто познающим Я. Ниже личности находятся центры жизненности, чистого переживания и самости, над ней общность и дух. Толковать целое как смысловое целое, как высшую идею науки о ценностях, научно невозможно. Здесь прекращается научная философия и начинается вера, религиозная по своей сути”.
 
Соч.: Der Sinn der gegenwartigen Kultur. Lpz., 1914; Theorie der Dialektik. Lpz., 1923: Darmstadt, 1965; Die Philosophic im Zeitalter des Spezialismus. Lpz., 1925; Wertwissenschaft. Bd. 1-2. Lpz., 1932-33; Selbstdarstellung // Philosophen-Lexikon. hrsg. von W. Ziegenfuss. Bd. 1. В., 1949; Wirklichkeit alsAufgabe. Stuttg., 1955; “Страннические годы Вильгельма Мейстера” // Логос. Кн. 2. М., 1910; То же//Лики культуры. Т. 1. М., 1995; Ганс фон Марэ // Логос. Кн. 2-3. М., 1911-12; Общая эстетика. М., 1921; Руководящие мыслители. Берлин, 1923.
 
Лит.: Marck S. Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart. Bd. 2. Lpz., 1931; Klockenbusch R. Husser! und Cohn: Widerspruch, Reflexion und Telos in Phaenomenologie lind Dialektik (Phaenomenologica. 117). Dordrecht, 1989.
 
А.Г. Вашестов
Орфографический словарь Лопатина
кон, кон, -а, предл. на кон`у, мн. -`ы, -`ов
Словарь Даля
муж. начало, предел, межа:
рубежь, конец;
ряд, порядок, очередь, раз. Вот откуда пошел кон земли нашей. Скот у нас в ко пошел, падеж! Архипка на кону, в перву голову в ставку идет. От кона, спокону, спокон, искони так водилось. Докону, до конца, доконать.
В играх, поприще, место игры, постановки, и пр. порядок козен, бабок, кеглей. Первому кону не верь. Первому кону не радуйся, выигрышу.
В игре на деньги, они ставятся на кон, ставка, пулька, казна. Голова на кону. Рок на кону бьет, неурочье за коном. Сам в кон ставит, а другим споспешенья желает! Вся беда на кону, вся участь, проигрыш и выигрыш. Сбить кого с кону, с места, лишить власти, значенья. По первому кону, на кону, разу, в первый раз; или в первом ряду, порядке. Ямщики на кону, копаются, мечут жеребей об очереди. Кон его пришел, ·*калуж. черед, очередь;
конец, гибель, смерть.
Товарищество, братство, соглас. Он не нашею кону. Либо в кон, либо вон. Коновой, все, что на кону, в ставке. Коновной, относящийся к кону; начальный, коренной. Коновной зачинщик. Конобавиться ·*твер., ·*пск. проклажаться в сборище, забавляться, беседовать. Конобой муж., ·*сев. крик, шум, суматоха, сполоха, тревога.
собир. сборище повес, шалунов, буянов. Конобойный народ, буянливый; - ягоды, потоптанные на месте, плохие. Конобоиться ·*сев. шуметь, кричать, спорить или буянить;
колотиться, биться, возиться, колобоиться. Коноботиться ·*казач. беспокоиться, хлопотать, суетиться. Не коноботьтесь, хозяюшка, я сыт. Конобродить, коноброд, ·*твер., ·*пск. колобродить, колоброд и пр. Коновод муж. -дка жен. зачинщие, затейшик; затевала, в смутах, играх, проказах и пр. (см. также конь). Коновщик муж. у кого есть ставка, заклад на кону, участник в игре. Конать, -ся, конобоиться, см. также выше на своем месте. Конить кого, ·*казач. в играх, где бросают бабку, палку: перекидывать, бросать далее. Я тебя конил, перекинул тебя.
Зубы конят, ·*сар. донимают, болят. -ся, ·*казач., ·*симб. конаться, метать жеребей. Конаются ямщики, по палке, по веревке; в играх, счетом и пр.
Словарь Ожегова
КОН, -а, о коне, на кону, мн. коны, -ов, муж.
1. Место, куда в игре (в бабки, в городки) надо попасть при броске, а также место, куда в азартных играх кладётся ставка (в 3 знач.). Бить в к. Поставить деньги на к.
2. В нек-рых играх: отдельная партия.
Словарь Ушакова
КОН, кона, о коне, на кону, мн. коны (кона ·прост.), конов, ·муж.
1. Очерченное место, куда надо попадать при какой-нибудь игре (в городки, бабки, чижики и т.п.). Попасть в кон. Выбить из кона.
Место, куда кладется ставка (в азартной игре). Поставить деньги на кон. «Игрок был убит в драке за неправильно взятый с кону пятиалтынный.» Лесков.
2. Партия какой-нибудь игры. Сыграем еще кон и кончим.
Толковый словарь Ефремовой
м.
1)
а) Очерченное место, где при игре в городки, бабки и т.п. расположены фигуры, которые надо выбивать.
б) Фигуры, расставленные на таком месте в соответствии с правилами игры.
в) Место, куда кладется ставка (в азартных играх).
2) Одна партия какой-л. игры.
Философский энциклопедический словарь
КОН (Cohn) Йонас (род. 2 дек. 1869, Герлиц – ум. 12 янв. 1947, Бирмингем) – нем. философ; в 1901 – 1933 – профессор во Фрейбурге. Полагал, что вещь и познание вещи могут восприниматься только в совокупности, а именно благодаря диалектическому мышлению, которое не предполагает как условие ни разумность мира, ни его понятийность. Кон защищал этику ценностей; всякое идеальное благо имеет истину лишь в своем осуществлении. Осн. произв.: «Allgemeine Дsthetik», 1901; «Theorie der Dialektik», 1923; «Wertwissenschaft», 2 Bde., 1932-1933; «Wirklichkeit als Aufgabe», 1955.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОН


будет выглядеть так: Что такое КОН