Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОМПОЗИЦИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Композиция (от лат. compositio — составление, сочинение)
         1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.
         К. в литературе — организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).
         Приёмы и способы К. весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).
         Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).
         Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. персонажей и их системы — полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I — Шамиль).
         В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое Повествование или статическое Описание, характеристика, Диалог, Лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения — автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле.
         Своеобразна К. стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза).
         В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом — к театру и литературе).
         В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.
         К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику (См. Архитектоника) сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К. разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19—20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.
         О К. в музыке, т. е. о структуре музыкального произведения, см. Музыкальная форма.
         2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.
         3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.).
         4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония, Полифония, Инструментовка, анализ музыкальных произведений.
         Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. — Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433—34, [кн. 3], М., 1965, с. 422—42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1—2, Bonn — Lpz., 1920—22.
         В. E. Хализев, В. С. Турчин.
II
Композиция (математическое)
        общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например, К. двух функций f (x) и g (x) называют функцию h (x) = f [g (x)]. В математическом анализе и теории вероятностей К. называют некоторые другие способы образования из двух функций f (x) и g (х) третьей функции h (x) = f (x)*g (x), например:
         0190123678.tif
        .
Современная Энциклопедия
КОМПОЗИЦИЯ (от латинского compositio - сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. 2) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, а также произведение, включающее различные виды искусства (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из разных произведений и отрывков. Музыкальная композиция может фиксироваться нотным письмом.
Орфографический словарь Лопатина
композ`иция, композ`иция, -и
Словарь Ожегова
КОМПОЗ’ИЦИЯ, -и, жен.
1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.
2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.
3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.
4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.).
прил. композиционный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.). Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.
Словарь синонимов Абрамова
см. сочинение
Словарь Ушакова
КОМПОЗ’ИЦИЯ, композиции, ·жен. (·лат. compositio - составление) (·книж. ).
1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.
Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция.
2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.).
3. Художественная структура, построение произведения (иск.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.
4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. «Медальон... из какой-то композиции.» Гончаров.
5. Имитация, подделка (преим. драгоценного камня; ·устар. ). Малахитовая композиция.
Толковый словарь Ефремовой
[композиция]
ж.
1) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
2)
а) Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение.
б) Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство.
3) Теория составления музыкального произведения; сочинение музыки.
4) устар. Сплав различных металлов.
Литературная энциклопедия
[от латинского «componere» — складывать, строить] — термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор — автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из живописи и архитектуры, где им обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое. К. — раздел литературоведения, изучающий построение лит-ого произведения как целого. Иногда термин К. заменяют термином «архитектоника». Каждой теории поэзии свойственно соответствующее учение о К., хотя бы этот термин и не употреблялся. Диалектически-материалистической теории К. в разработанном виде еще не существует. Однако основные положения марксистской науки о лит-ре и отдельные экскурсы литературоведов-марксистов в области изучения композиции позволяют наметить правильное решение проблемы К. Г. В. Плеханов писал: «Форма предмета тождественна с его видом только в известном и притом поверхностном смысле: в смысле внешней формы. Более же глубокий анализ приводит нас к пониманию формы как закона предмета, или, лучше, его строения» («Письма без адреса»). В своем мировоззрении общественный класс выражает свое понимание связей и процессов в природе и обществе. Это понимание связей и процессов, становясь содержанием поэтического произведения, определяет собою и принципы расстановки и развертывания материала — закон построения; прежде
443 всего следует исходить из К. персонажей и мотивов и через нее переходить к композиции словесного материала. Каждому стилю, выражающему психоидеологию того или иного класса, соответствует свой тип К. В различных жанрах одного стиля этот тип иногда очень сильно вариируется, сохраняя в то же время свои основные признаки. Подробнее проблемы К. см. в статьях «Стиль», «Поэтика», «Сюжетика», «Стихосложение», «Тематика», «Образ».
Большой юридический словарь
во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОМПОЗИЦИЯ


будет выглядеть так: Что такое КОМПОЗИЦИЯ