Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОЛОННА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Колонна (французское colonne, от латинского columna)
        архитектурно обработанная вертикальная опора, как правило, круглая в поперечном сечении, стержневой элемент здания (сооружения), несущей конструкции и т.д. К. служит в основном для восприятия вертикальной нагрузки. Возникнув в зодчестве многих народов как часть простейшей стоечно-балочной конструкции (при которой прототип К. — деревянная стойка или каменный столб — несёт балку перекрытия), К. стала элементом закрепленных традицией систем архитектурных композиции, обычно называемых Ордерами. В классических архитектурных ордерах главная часть К. — ствол (фуст) — обычно утончается кверху, иногда получая при этом криволинейные очертания или «припухлость» (Энтазис), обрабатывается вертикальными каннелюрами (См. Каннелюры). Ствол К. нередко покоится на простой или сложной базе и увенчивается Капителью. Художественную выразительность и значение, большая или меньшая монументальность К. определяются её пропорциями, членениями и пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра К. с интерколумнием (См. Интерколумний) и с абсолютными размерами сооружения. Уже в архитектуре Древнего Востока и античности К. применялась в композиции как фасадов зданий (см. Периптер, Портик, Пропилеи), так и их внутреннего пространства (см. Атрий, Перистиль). К. использовали и для архитектурной обработки стены: К. придает ей нужный масштаб и ритмичную расчлененность; уже в архитектуре Древнего Египта и античности подчеркивалась различная степень ее слияния со стеной и утраты самостоятельного тектонического значения (трехчетвертные К., полуколонны, пилястры (См. Пилястра), а также приставные К. в архитектуре Древнего Рима). Связанные первоначально с балочным перекрытием, К. позже часто применялись и в качестве опоры для арок (См. Арка) и Сводов. В виде свободно стоящих К., обычно увенчанных скульптурой, иногда сооружаются памятники (см. Александровская колонна). В каркасных зданиях К. — один из основных элементов Каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них др. элементов (балок, ригелей, ферм и т.д.). К. бывают каменные (из кирпича, естественных или бетонных камней), железобетонные, металлические, деревянные. В современном словоупотреблении К. часто неправильно называют опоры различного сечения (квадратные, прямоугольные, круглые, двутавровые, двухветвенные, крестовые и т.д.). См. также Ростральная колонна.
        
         Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 1—2, М., 1970—73.
         В. Ф. Маркузон.
II
Колонна (военное)
        строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим. К. могут быть по 1, 2, 3 и более человек в ряду; применяются для построения подразделений и частей в походный или развёрнутый строй. При движении военнослужащий (или подразделение), находящийся в голове К., называется направляющим, сзади — замыкающим. Расстояние от головы до хвоста К. называют глубиной К. В ВМФ К. — построение флота в несколько линий, каждая из которых также называется К.
         До середины 19 в., когда войска применяли в бою плотные боевые построения, К. являлась одной из форм боевого порядка войск. Например, ротные и батальонные К. применялись Наполеоном I, А. В. Суворовым и другими полководцами. Увеличение во 2-й половине 19 в. скорострельности оружия, дальности прицельного огня и его мощи приводило к большим потерям и ведение боя в К. стало невозможным (см. Боевые порядки).
III
Колонна (Colonna)
        римский феодальный род. Первые достоверные сведения о нём относятся к 12 в. К. имели огромные земельные владения в Риме, в Папской области, на юге Италии. По 16 в. К. играли большую роль в политической жизни. Постоянно соперничали с родом Орсини; в борьбе между императором и папой чаще примыкали к гибеллинам (см. Гвельфы и гибеллины). К. оказывали значительное влияние на избрание пап. К роду К. относились папа (в 1417—31) Мартин V, проводивший политику Непотизма, и многие кардиналы. Кардиналы Джакомо К. (умер 1318) и Пьетро К. (умер 1326) совместно с Шаррой К. (брат Джакомо, умер 1329) вели ожесточённую борьбу с папой Бонифацием VIII (См. Бонифаций VIII). Род К. возглавлял борьбу римских феодалов против движения Кола ди Риенцо. К роду К. принадлежал кондотьер (См. Кондотьеры) Просперо (1452—1523); в период Итальянских войн 1494—1559, командуя имперским войском, он нанёс поражение французам при Бикокке (1522).
         Лит.: Paschini P., J. Colonna, Roma, 1955.
Мультимедийная энциклопедия
в архитектуре, вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит из базы, ствола и капители, а также всякая подобная колонне опора из любого материала. Наряду с обычным применением в качестве опор колонны использовались и как отдельно стоящие памятники - в культовых и мемориальных целях. Так, несомненно культовым объектом является колонна над Львиными воротами в Микенах. Этруски посвящали отдельные колонны храмов определенным божествам, раскрашивая их в особые цвета. Колонна Траяна в Риме служила императору и надгробием, и памятником. В ознаменование побед, одержанных в морских сражениях, римляне сооружали также ростральные колонны (лат. rostrum, "нос корабля"), украшенные снятыми с вражеских кораблей носами. Происхождение. Древнейшие из дошедших до нашего времени колонн каменные, однако некоторые исследователи настаивают на том, что им предшествовали деревянные. Так, из дерева были изготовлены колонны Кносского дворца на Крите. Характерные для персидской архитектуры двуглавые капители, возможно, происходят от деревянных столбов с развилкой наверху. В этрусских храмах колонны, как правило, выполнялись из дерева. Впрочем, многие имеющие столпообразные элементы каменные сооружения доисторического человека (менгиры, дольмены, кромлехи) явно возникали самостоятельно, не имея предшественников из древесины. Египет. Достаточно ранние каменные колонны восьмигранного или шестнадцатигранного сечения обнаружены в храме Амона в Дейр эль-Бахри и в гробницах в Бени Хасане. Позже колонны делали цилиндрическими, зачастую с довольно резким сужением к основанию, по мере же подъема к капители они плавно уменьшались в диаметре. Иногда стволам придавали форму пучков стеблей папируса или лотоса, перехваченных связкой через определенные интервалы. Поверхность круглых стволов нередко покрывали тонкой резьбой в несколько ярусов, изображавшей растения, фигуры людей и животных, иероглифические письмена. Плоские, обычно круглые в плане базы сильно выступали наружу под скруглением ствола. Капителям придавалась форма бутона лотоса, подобного колоколу развернувшегося цветка лотоса, пучков листьев пальмы или папируса, а иногда их комбинации. Месопотамия и Персия. Как в Ассирии, так и в Вавилонии каменные колонны применялись не слишком широко, тогда как в персидской архитектуре Ахеменидского периода (ок. 550-330 до н.э.) тонкие, широко расставленные колонны представлены в изобилии. У них были высокие базы, прорезанные неглубокими каннелюрами стволы и сложные капители, украшенные волютами, над которыми укреплялись дополнительные консоли в форме сросшихся быков, коней, единорогов или грифонов. Великолепные примеры таких колонн сохранились в т.н. Зале ста колонн в Персеполе. Греция. В отличие от других разновидностей колонн, дорическая колонна греков была лишена базы. Так называемый энтазис (легкая припухлость, максимум которой приходился на одну треть высоты колонны) достигался за счет плавно нарастающего от основания к капители уменьшения диаметра ствола. Дорическую капитель образуют круглый, подушкообразной формы эхин, в нижней части которого прорезались канавки (т.н. ремешки), и большая лежащая на нем квадратная в плане плита - абак (или абака). Как правило, стволы греческих колонн каннелированы. Греческие колонны, с некоторыми вариациями, были усвоены в римской архитектуре. Византия. В византийской архитектуре, во многом следовавшей римским образцам, появились любопытные новые формы капители, четырехсторонние и в виде плетеной корзины. Над капителью устанавливался вытянутый вверх прямоугольный каменный блок, своего рода разросшийся вверх абак, зрительно увелчивавший мощь опоры для массивной стены или аркады, шедшей поверху. Капители украшались резными листьями с заостренными краями. Романская колонна. В романской архитектуре применялись несколько огрубленные версии классической римской колонны. В северной Италии использовались приставные полуколонны возле столбов, несущих свод, и линия такого пилястра продолжалась по поверхности свода в виде его ребра. В южной Италии и на Сицилии в результате смешения византийских, мусульманских и норманнских культурных влияний возникло множество вариантов колонн. Восхитительные двойные колонны клуатра (внутреннего двора) собора в Монреале (Сицилия) имеют то простые, то закрученные, то ломаной формы орнаментированные стволы, на которых покоятся массивные арки. Романская эпоха породила также мощное обрамление т.н. перспективных порталов, образуемых за счет ступенчатых отступов и чередования тонких круглых пилястр и квадратных стоек, которому соответствуют отступы уменьшающихся в размере арок сверху. Множество примеров такой формы обнаруживается в Италии, Франции, Германии и Англии. В романском зодчестве Франции продолжалась традиция использования приставных полуколонн, сопряженных с членениями свода, сложившаяся в северной Италии. Формы колонн все еще отражают влияние Рима, особенно на юге, что великолепно демонстрирует грубоватое, но чрезвычайно любопытное решение фасадов соборов Сен Трофим в Арле или Сент Жиль (оба построены ок. 1150). В Аквитании возникли капители с резными изображениями библейских сцен, человеческих фигурок и животных. Колонна в англо-саксонском и норманнском зодчестве. В англо- саксонской архитектуре (449-1066) применялись лишь короткие толстые колонны, а капителями обычно служили прямоугольные каменные блоки. Весьма характерны для этого стиля короткие колонки в окнах башен замка Эрлз Бартон с тяжелыми грубо исполненными капителями. Колонны норманнского периода (1066-1154), все еще короткие и грубоватые, применялись чаще и с большей гибкостью. Колонна в готике. На протяжении истории готического стиля (12-16 вв.) столбы, разделявшие нефы, постепенно преобразовались в пучки тонких стержней, которые доходили до перекрытий боковых нефов и, чаще всего лишенные капителей, выразительно подчеркивали ребра свода. Для Франции характерны цилиндрические колонны с капителями, подобными коринфским, но с более резкой очерченностью резных листьев. Для южной Франции характерно применение прямоугольных в плане столбов с приставленными к ним полуколоннами. В Англии предпочитали пучковые столбы, хотя в ранний период применяли и псевдокоринфский тип капители. Позднее свобода трактовки декора возрастает, и место средиземноморского аканфа занимает лист родного для Британских островов дуба. Колонна эпохи Ренессанса. В период Ренессанса возрождается античный ордер, и в большинстве случаев его пропорциям следуют неукоснительно. Ордера использовали чрезвычайно широко - то конструктивно, то сугубо декоративно. Был разработан тип колонны с удвоенным энтазисом, с сокращением диаметра и кверху и книзу от уровня 1/3 высоты ствола, так что нижний диаметр оказывался несколько шире верхнего. Хотя капители, вообще говоря, строго соответствовали ордерам, можно упомянуть т.н. ионический ордер Скамоцци, в котором была применена ионическая капитель с четырьмя волютами, а также множество вариаций коринфской капители. Колонна на Дальнем Востоке. В архитектуре Древней Индии широко применялись колонны множества форм, покрытые обильным скульптурным рельефом в несколько ярусов. Трудно найти нечто общее между ними и колоннами других стилей. Консольного типа капители указывают, по-видимому, на их происхождение от деревянных конструкций. В Индии колонны нередко полностью утрачивали черты принадлежности к миру архитектурных форм, превращаясь в нагромождение скульптуры и рельефов. В Китае и Японии колонны, как правило, деревянные. У этих колонн нет капителей, и они удерживатся на месте с помощью замысловатой системы консолей и клиньев.
Идеографический словарь
^ опора
^ в виде, вертикальный, стержень
колонна - опора в виде столба.
ростральная колонна.
атлант. кариатида.
пилоны.
герма.
¦ база. плинт.
ствол. фуст. каннелюры. энтазис.
капитель. антаблемент. абак. акант. импост. эхин. архитрав, эпистиль.
триглиф.
метоп.
v
ордер - архитектурное оформление колонны; архитектурная колонная композиция.
колонада. периптер. портик. перистиль. аркада. пропилеи.
гипостиль.
Орфографический словарь Лопатина
кол`онна, кол`онна, -ы
Словарь Даля
КОЛОННА, жен., ·*лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся.
Конная, пешая колонна, отделение войск, отряд. Колонна судов, кораблей, отряд флота. Колонный, столповой, столпный. Колончатый, с колоннами, столпчатый. Колоннада, целый ряд колон, в один порядок или в два, улицей, просадью. Колонновожатый, офицер, которому поручается вести колонну; это было прежде название юнкеров генерального штаба.
Словарь Ожегова
КОЛ’ОННА, -ы, жен.
1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента. Зал с колоннами. Триумфальная к.
2. О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. К. демонстрантов. Танковая к. Тракторная к.
• Пятая колонна вражеская агентура внутри страны.
уменьш. колонка, -и, жен. (к 1 знач.).
прил. колонный, -ая, -ое (к 1 и спец. ко 2 знач.). К. зал (с колоннами).
Словарь синонимов Абрамова
см. ряд
Словарь Ушакова
КОЛ’ОННА, колонны, ·жен. (·итал. colonna) (архит.).
1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. «Я... дом построил, с колоннами, огромный...» Грибоедов.
Архитектурное сооружение такой формы, столб на площадях, улицах, воздвигаемый в память какого-нибудь события. Триумфальная колонна. Вандомская колонна в Париже.
2. Построение военных частей в порядке следования одной за другой (воен.). Боевая колонна. Выстроить колонну.
Ряд судов, поставленных в прямую линию (мор.).
Группа людей или предметов, в порядке движущихся один за другим. Тракторная колонна. Прошла колонна рабочих Путиловского завода (на манифестации).
3. Ряд каких-нибудь однородных предметов, сложенных столбцами, горкой. «Аккуратно сложены в колонны кирпичи.» Некрасов.
4. То же, что колонка во 2 ·знач. (·устар. ). Печатный текст в две колонны.
Толковый словарь Ефремовой
[колонна]
ж.
1)
а) Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, служащая опорой фронтонов или внутренних частей здания.
б) Памятник в виде столба, воздвигаемый в честь какого-л. события.
2)
а) Строй военнослужащих, располагающихся в затылок друг другу, глубина которого больше его ширины или равна ей.
б) Ряд судов, поставленных в прямую линию одно за другим.
в) Группа людей или предметов (транспортных средств, тракторов и т.п.), расположенных или движущихся вытянутой линией, ряд за рядом.
3)
а) устар. Ряд слов, цифр и т.п., последовательно расположенных по вертикали.
б) Столбец в книге.
4) устар. То же, что: колонка (1*2).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОЛОННА


будет выглядеть так: Что такое КОЛОННА