Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КНЯЖНИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Яков Борисович [3(14).10.1742 (или 1740), Псков, — 14(25).1.1791, Петербург], русский писатель, член Российской академии (1783). Сын вице-губернатора. Учился в гимназии при АН (1750—55). С 1762 на военной службе. В 1778 стал секретарём И. И. Бецкого (См. Бецкой). Писал трагедии, комедии, комические оперы, в которых выступил как характерный представитель русского классицизма. Патриотический пафос и тираноборческие мотивы трагедий К. создали им успех у современников. Наиболее популярной была трагедия «Росслав» (1784). Трагедия «Вадим Новгородский» (1789) не была поставлена; Екатерина II, усмотрев в ней антимонархическую направленность, приказала в 1793 сжечь весь тираж пьесы. Комедии К., касавшиеся актуальных вопросов русской жизни 2-й половине 18 в., отличались живостью языка, простотой композиции («Хвастун», 1784 или 1785; «Чудаки», 1790). К. известен также как переводчик Вольтера, П. Корнеля, К. Гольдони и др.
         Соч.: Избр. произв. Вступ. ст., подгот. текста, примеч. Л. И. Кулаковой, Л., 1961.
         Лит.: Гуковский Г. А., Княжнин..., в его кн.: Русская литература XVIII в., М., 1939; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960.
Ономастикон
• Эту фамилию носил знаменитый русский драматург XVIII в., один из потомков жившего в XV в. боярина с прозвищем Княжна. У крестьян эта фамилия означала крепостных, принадлежавших помещикам Княжниным или княжне (княжна - "дочь князя"; сын же ее, конечно, не мог получить эту фамилию). • В притяжательном прилагательном князев, как основе фамилии, безусловно, исключено значение «сын князя», так как он сам носил тот же титул. Возможные значения: 1) «принадлежавший князю, т.е. его крепостной»; фамилия действительно часта у крестьян; 2) отчество от иронического прозвища Князь, частого в прошлом в крестьянской среде, а в городах Среднего Поволжья оно было обычным обращением к ходившим по улицам сборщикам старья, продавцам сладостей или груш и т.д Фамилию Княжнин носил знаменитый русский драматург XVIII в., один из потомков жившего в XV в. боярина с прозвищем Княжна. У крестьян эта фамилия означала крепостных, принадлежавших помещикам Княжниным или княжне (княжна - «дочь князя»; сын же ее, конечно, не мог получить эту фамилию).(Н) В конце XIV в. жил в Радонеже вотчинник Афанасий Елизарович, его потомки стали писаться Княжниными потому, что по родословным преданиям, великий князь дал одному из их рода «княжну из сеней», т.е. из приближенных девушек своей супруги. Унбегаун считает, что фамилия могла иметь и немецкое происхождение Некоторые неудобопроизносимые фамилии переводились полностью или частично на русский: Князе - это первая часть фамилии Furstenberg. (Э) Возможно и еще одно объяснение прозвища Князь. (Ср. Королев) Княжев, Княжих. В основе княжий - притяжательное прилагательное от слова князь. В памятниках письменности XIV - XVII вв. прозвище Князь и производные от него широко употребительны. (Парфенова)
Энциклопедия Отечеcтво
КНЯЖНИН Яков Борисович (1742 или 1740-91), русский драматург, поэт, член Российской академии (1783). Представитель классицизма. Трагедии "Дидона" (1769), "Росслав" (1784), "Вадим Новгородский" (1789), комедия "Хвастун" (1784-85), либретто комических опер.
Литературная энциклопедия
Яков Борисович [1742—1791] — известный русский драматург екатерининской эпохи. Сын псковского вице-губернатора, К. получил образование в гимназии при Академии наук; изучил французский, немецкий и итальянский яз. В 17 лет уже печатал стихи в журнале «Трудолюбивая пчела» Сумарокова [1759]. С 1764 был на гражданской и военной службе; проиграв казенные деньги [1773], вышел в отставку и, покинув столицу, занялся исключительно лит-ым трудом. Для заработка переводил Вольтера («Генриада»), Корнеля, Кребийона, Гесснера. Лит-ая известность К. началась с трагедии «Дидона» [1769]; всего он написал 7 трагедий (из них: «Росслав», «Титово милосердие» — по заказу Екатерины), 4 комедии (лучшие — «Хвастун» и «Чудаки»), 8 комических опер (лучшие — «Сбитенщик» и «Несчастье от кареты»), мелодраму и ряд стихотворений, литературно незначительных. Пьесы К. прочно держались в репертуаре. К. пользовался славой «Российского Расина». В 1783 был выбран членом Российской академии. Последняя трагедия К. «Вадим» [1789], напечатанная после смерти К. [в 1793], вызвала цензурные гонения как «очень язвительная против монархической власти» и вследствие этого была изъята. Творчество К. формируется под воздействием французского классицизма XVIII в., затронутого уже влиянием мещанской драмы. Сюжеты трагедий заимствованы у Вольтера, Расина, Метастазио и др., в комедии К. подражал Мольеру, Бомарше, Детушу. Трагедии К. риторичны, местный колорит в них отсутствует. Комедии и комические оперы обладают большими лит-ыми достоинствами, стройностью композиции, комическими положениями, живой обрисовкой характеров, образным и легким яз., изобилующим однако галлицизмами. К. явился выразителем психоидеологии передовых слоев господствовавшего класса
360 — дворянства: отсюда у него упор на обязанности монарха и гражданина. Столкновение двух идеологий — монархической и республиканской («Вадим») — разрешается К. в пользу первой, но с несомненной симпатией к представителям политического свободолюбия. Быт «поселян» идеализирован в духе сентиментализма. Сатира К. в комедиях бичует французоманию, взяточничество, отсутствие сознания гражданского долга и чувства чести в дворянской среде. Его «Хвастун» — прототип гоголевского Хлестакова.
Иллюстрация: Виньетка к сочин. Я. Б. Княжнина (СПБ., 1787)
Библиография: I. Собр. сочин. Княжнина, 4 тт., СПБ., 1787 (изд. 2-е, 5 чч., СПБ., 1802—1803; изд. 3-е, 5 чч., СПБ., 1817—1818, с биографией автора — лучшее изд.; изд. 4-е, 2 тт., СПБ., 1847—1848); Вадим Новгородский, Трагедия Я. Княжнина, с предисл. В. Саводника, М., 1914; значительнейшую часть од, сатир и мелких стихотворений, биографич. очерк, прилож. к изд. сочин. Княжнина, 1818, вместе с разбором его стихотворений А. Д. Галахова, см. в «Русской поэзии XVIII в.», под ред. С. А. Венгерова, вып. IV, СПБ., 1894. II. Стоюнин В., Княжнин-писатель, «Исторический вестник», 1881, № 7—8; Записки С. Н. Глинки, СПБ., 1895; Веселовский Ю. А., Идейный драматург, Лит-ые очерки, М., 1900; Замотин И., Предание о Вадиме Новгородском в русской литературе, «Филологические записки», 1899—1900; Мокульский В. Н., Комические оперетты XVIII в., Одесса, 1911; Варнеке Б., История русского театра, изд. 2-е, Казань, 1914; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. III, М., 1925 (и в «Собр. сочин.», т. XXII, М., 1925); Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, т. I, М., 1929; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929. III. Свод критических статей и перечень изданий и стихотворений Княжнина см. в «Русской поэзии XVIII в.», под ред. С. А. Венгерова, вып. VI, СПБ., 1897; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914. Т. Берхен-Глаголева
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КНЯЖНИН


будет выглядеть так: Что такое КНЯЖНИН