Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛЮЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Николай Алексеевич (1887, Олонецкая губерния, — август 1937, Сибирская железная дорога), русский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Первые сборники — «Сосен перезвон» (1912, с предисловием В. Брюсова), «Братские песни» (1912) и др. Был связан с кругами символистов, возглавлял так называемое новокрестьянское направление (С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.), оказал некоторое влияние на раннее творчество Есенина. К. — самобытный поэт, однако его поэзия — архаичная по своей форме — была проникнута патриархально-религиозными настроениями, что сказалось также и в восприятии им революционной действительности, трактуемой в духе реакционно-крестьянской утопии.
         Соч.: Песнослов, кн. 1—2, П., 1919; Ленин, 3 изд., П., 1924; Изба и поле, Л., 1928.
         Лит.: Хомчук Н., Есенин и Клюев (по неопубликованным материалам), «Русская литература», 1958, №2; Орлов В., Николай Клюев, «Литературная Россия», 1966, 25 ноября.
Современная Энциклопедия
КЛЮЕВ Николай Алексеевич (1887 - 1937), русский поэт. Поэзия крестьянской патриархальности, стремление открыть в "избяной Руси" древнюю духовную культуру, противостоящую Западу, мистико-романтическая интерпретация русского национального характера, народно-мифологическая символика, религиозность. В последних вещах - глубокое осознание трагедии России. Сборники: "Сосен перезвон" (1912), "Песнослов" (книги 1-2, 1919), "Изба и поле" (1928); поэма "Погорельщина" (опубликована 1987). Погиб в лагере.
Ономастикон
• Отчество от прозвища или нецерковного мужского личного имени Клюй, подтвержденного документально: в 1638 г. по Москве записан Гаврило Клюй (С.Б.Веселовский). В 1678 г. - сибирский казак Бориско Клюев (Сл. Тупикова), фамилия это или еще отчество - неизвестно. Этимология спорна: "От клювый - "красивый, статный, видный" (Г.В.Тропин) или "человек с длинным орлиным носом, похожим на клюв " (Ю.А.Федосюк). Оба объяснения минуют имя, а фамилия образована именно из него. Имя могло возникнуть из глагола клевать, дающего для этого фонетически готовые основы (форму настоящего времени, повелительное наклонение клюй), или из отглагольного существительного. • см. ВОЛЬНОВ
Русская цивилизация
Николай Алексеевич (10/22.10.1887-23 (25?).10.1937), русский поэт. Из крестьян. В своей поэзии открывал красоту «избяной, православной Руси», ее великую древнюю культуру, мир возвышенных духовных символов и глубины народной веры — «Сосен перезвон» (1912), «Песнослов» (1919), «Изба и поле» (1928). Убит еврейскими большевиками за свои православные, народные убеждения. Часть его произведений опубликована только через 50 лет после его гибели — «Песнь о Великой Матери», «Погорельщина».
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КЛЮЕВ Владимир Владимирович (род. 1937), учёный в области дефектоскопии, член-корреспондент РАН (1987). Труды по проблемам неразрушающего контроля качества изделий, виброизмерителыюй техники, разработки автоматических методов и средств технической диагностики. Государственная премия Российской Федерации (1997).
2.
КЛЮЕВ Николай Алексеевич (1887-1937), русский поэт. Поэзия крестьянской патриархальности, противостоящей индустриальному Западу, стремление открыть в "избяной Руси" древнюю духовную культуру, мистико-романтическая интерпретация русского национального характера, народно-мифологическая символика, религиозность. Сборники "Сосен перезвон" (1912), "Песнослов" (кн. 1-2, 1919), "Изба и поле" (1928), поэма "Погорсльщина" (опубл. в 1987), "Песнь о Великой Матери" (опубл. в 1991). Репрессирован, расстрелян.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Николай Алексеевич (1884-1937) - рус. поэт) От Вытегры до Шуи Он избраздил весь край И выбрал кличку - Клюев, Смиренный Николай. Ес917 (I,290); Тогда в веселом шуме Игривых дум и сил Апостол нежный Клюев Нас на руках носил. Ес917-18 (II,30); Клюеву Посв. Ес918 (II,76)
Литературная энциклопедия
Николай Алексеевич [1887—] — поэт. Родился в крестьянской семье; литературную деятельность начал в 1912. К. является одним из виднейших представителей кулацкого стиля в русской лит-ре, оформившегося перед войной 1914 на основе форсированного выделения «хозяйственных мужичков» (столыпинские отруба и хутора). Поэтические черты этого стиля — стремление отрицать классовую борьбу в деревне, представив ее как патриархально-идиллическое единство; резкая вражда к городу, разрушающему эту идиллию, рисуемую в религиозно-мистических и фантастических
325 тонах, и стремление конфликтом города и деревни (взятых вне их социального расслоения) подменить те классовые конфликты, которые развертываются в подлинной деревне (это и ведет к отрыву от реальности и фантастико-мистическому изображению несуществующей деревни); наконец заостренно-враждебное отношение к социалистической революции и социальной перестройке, к-рое она с собой принесла. В ряде стихотворений К. с особенным пафосом развертывает идиллические сусальные картины своей деревни, поэтизируя каждую мелочь в ней и превращая ее в совершенно особый мир: «В селе Красный Волок пригожий народ, / Лебедушки-девки, а парни, как мед, / В моленных рубахах, в беленых портах, / С малиновой речью на крепких губах». Эта «Избяная Индия» и является единственной носительницей творческого начала для К.: «Осеняет словесное дерево, / Избяную дремучую Русь». В ней для К. заключается все подлинное, ценное: «Олений гусак сладкозвучнее Глинки,
Стерляжьи молоки Верлена нежней,
А бабкина пряжа, печные тропинки
Лучистее славы и неба святей». Понятно, что изменение этого уклада, те новые моменты в жизни деревни, к-рые связаны в деревне с процессами, протекающими в городе, вызывают у К. резкую вражду: город он трактует как носителя бесовского начала в противовес божественному началу деревни; город для К. — «ад электрический». «Книги-трупы, сердца папиросные, ненавистный творцу фимиам», «Город-дьявол копытами бил, устрашая нас каменным зевом». Характерно, что в дни империалистической войны К. мотивировал патриотизм своих оборонческих стихов тем, что в лице Германии на Русь ополчился мир машинной техники и городской культуры. Вся эта система отношений к действительности, четко намечающаяся еще до Октября, это прославление богатой, сытой, «божеской», деревни естественно определяет и его отношение к революции. Первоначально, поскольку окончательная ликвидация дворянства совпадала с интересами кулачества, К. приемлет революцию, но уже здесь у К. выступает совершенно специфическое ее понимание: «Обожимся же, братья, на яростной свадьбе
Всенародного сердца с Октябрьской грозой,
Пусть на полке Тургенев грустит об усадьбе,
Исходя потихоньку бумажной слезой». Революция с самого начала трактуется К. в тех же религиозных и даже монархических тонах («Боже, свободу храни, Красного государя коммуны»), понимается только как революция мужицкая: «Пробудился народ-Святогор», «ставьте свечи мужицкому спасу» и т. д. Даже образ Ленина дается в религиозно-народнических тонах («Есть в Ленине керженский дух, игуменский окрик в декретах»). Пролетарская революция и ее вождь гримируются под кулака, происходит сусально-националистическое и византийски-церковное
326 искажение лица революции, выраженное в максимально-реакционней форме. Это своеобразное кулацкое «приятие» буржуазно-демократических завоеваний революции органически связано еще со стихами Клюева о революции 1905, резко враждебными помещичьему строю, но расплывчатыми и религиозными, стилизованными под старинку. Однако по мере развития революции К. резко начинает от нее отталкиваться, снова развивая мотивы той же «особой» деревни, идущей по своим, «высшими силами» начертанным путям. Революция идентифицируется с тем же дьявольским городом, она разрушает клюевскую сусальную деревню: «Древо песни бурею разбито,
Не триодь, а Каутский в углу».
«Облетел цветок купальской веры,
Китеж-град — ужалил лютый гад». И К. остается только обращаться с мольбой к «Егорью» — «страстотерпец, вызволь, цветик маков». Революция разрушает старый уклад и поэтому яростно «разоблачается»: «Вы обещали нам сады
В краю улыбчиво далеком.
На зов пошли — чума, увечье,
Убийство, голод и разврат...
За ними следом страх тлетворный
С дырявой бедностью пошли, —
И облетел ваш сад узорный,
Ручьи отравой потекли».
«Не глухим бездушным словом
Мир связать в снопы овинные».
«И цвести над Русью новою
Будут гречневые гении». Эта враждебность к пролетарской революции, постепенно разрушающей базу кулачества в деревне и наконец ликвидирующей его как класс, и является доминантой послеоктябрьского творчества К., она же и вызывает весь тот культ старой, красочной, патриархальной деревни, которую он дает в своих исключительно изощренных в изобразительном отношении стихах. Эту свою установку на «старину» он демонстративно подчеркивает напр. в своем предисловии к сб. «Изба в поле» [1928], завляя, что «знак истинной поэзии — бирюза. Чем старее она, тем глубже ее зелено-голубые омуты...» Поэмы «Деревня» и «Плач по Есенину» [1927] — совершенно откровенные антисоветские декларации озверелого кулака. К. открыто проклинает революцию за разоблачение мощей и т. д. и предрекает, что «мужик сметет бородою» новое татарское иго. Так развертывается социальная сущность клюевской «старорусской» эстетики. Мироощущение вымирающего кулачества, цепляющегося за прошлое и отталкивающегося от революции, и выражено в творчестве К. как одного из наиболее ярких представителей кулацкого стиля, среди к-рых следует назвать Клычкова, Орешина, раннего Есенина и др. — см. «Кулацкая лит-ра». Библиография: I. Песнослов, кн. I, изд. ЛИТО НКП, П., 1919; То же, кн. II, П., 1919; Медный Кит, изд. Петр. совдепа, П., 1919; Песнь солнценосца, Земля и железо, изд. «Скифы», Берлин, 1920; Избяные песни, изд. «Скифы», Берлин, 1920; Львиный хлеб, изд. «Наш путь», М., 1922; То же в изд. «Скифы», Берлин, 1922; Четвертый Рим, изд. «Эпоха», П., 1923; Мать суббота, изд. «Полярная звезда», П., 1923; Ленин, Гиз, П., 1924; Изба и поле, М., 1928.
327 II. Каменев Ю., Литературные беседы, Н. Клюев, «Звезда», 1912, № 10; Троцкий Л., Литература и революция, изд. 2-е, М., 1924; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского футуризма, М., 1922; Лелевич Г., Окулаченный Ленин, сб. «На литературном посту», М., 1924; Его же, Литературный стиль военного коммунизма, «Литература и марксизм», 1928, II; Князев В., Ржаные апостолы (Клюев и клюевщина), изд. «Прибой», П., 1924; Безыменский А., О чем они плачут, «Комсомольская правда», 5/IV; Бескин О., Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, Изд. Комакадемии, 1930. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928. Л. Тимофеев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛЮЕВ


будет выглядеть так: Что такое КЛЮЕВ