|
|
|
|
|
КЛИР |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от греч. kleros — жребий)
в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов и др.) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей, причетников и др.).
|
Мультимедийная энциклопедия |
(лат. clericus, от греч. kleros, "жребий", "часть наследства"),
духовенство, совокупность духовных лиц, официально выделенных для служения
Богу и таким образом отличающихся от мирян.
В Римско-католической и Восточно-православных церквах кандидаты
посвящаются в сан епископом посредством рукоположения. Различие между
духовенством и мирянами подчеркивается у католиков и православных особой
одеждой, безбрачием священников и епископов (у католиков) и епископов (у
православных), а также т.н. неизгладимой печатью таинства священства,
полученной при посвящении в сан. В протестантских церквах клирики и миряне
отличаются не столь сильно.
В новозаветных посланиях указывается, что Христос "поставил одних
Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и
учителями" (Еф 4:11; несколько иной список приводится в 1 Кор 12:28).
Кроме таких общих терминов, как "предстоятели ваши в Господе" (1 Фес 5:12)
и "наставники ваши, которые проповедывали вам слово Божие" (Евр 13:7),
встречаются два более определенных термина, обозначающих духовных лидеров:
епископы ("надзиратели", "блюстители") и пресвитеры ("старейшины").
Диаконы ("служители") упоминаются в других местах. Для этих фактов
предложено два объяснения. Традиционная католическая интерпретация
связывает их с утверждением Игнатия Антиохийского (ок. 110), описывающего
диаконов, священников и епископов как три различных степени церковного
служения; эти данные рассматриваются как доказательство того, что с самого
начала существовало три чина, дарованные божественным установлением и
различающиеся по своей сущности: апостолы и их преемники, священники,
помогавшие им, и диаконы (о которых говорится в Деян 6). Большинство
протестантских теологов видят во взаимозаменяемости слов episkopoi и
presbyteroi в Новом Завете подтверждение того, что в раннем христианстве
церковная иерархия еще не обрела четко зафиксированных форм и что
епископство является более поздним церковным институтом.
Церкви, которые сохранили традиционное учение о том, что священство есть
таинство, добавили к уже упомянутым трем степеням священства разное число
низших степеней, от привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа до
иподиакона; последний включен в Римском каноническом праве в число главных
степеней священства. В тех же церквах клирики делятся на регулярных и
мирских, в зависимости от того, являются ли они членами монашеских орденов
или других церковных учреждений, где даются монашеские обеты.
Кроме иерархии степеней священства у клириков, существует ряд церквей с
параллельной, но вполне четкой иерархией административной власти.
(Обоснования этих иерархий и соответствующие организационные детали
изложены в статьях ПАПСТВО; ЕПИСКОП; СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ и в статьях,
посвященных отдельным церквам.) Наиболее развитая и крепкая система
сформировалась в Римско-католической церкви. Другие епископальные церкви,
такие, как Восточно-православные церкви, Церковь Англии и Протестантская
епископальная церковь в Америке, также придерживаются тройной системы
священства - епископы, священники и диаконы - и сохраняют непрерывное
преемство епископов со времен апостольских. Далее, они утверждают, что без
епископов, в чьей исключительной компетенции находится рукоположение
священников и диаконов, не было бы духовенства, ответственного за учение,
провозглашение отпущения грехов и совершение таинств, и, строго говоря, не
было бы ни одной церкви. Пресвитерианские, реформатские,
конгрегационалистские, баптистские, лютеранские и методистские и другие
церкви, придерживаются в целом "равенства служения". Методисты, а также
Евангелические объединенные братья и несколько небольших сект имеют
епископов, избираемых народом, но эти выборные епископы не могут
претендовать на принадлежность к более высокой духовной степени или к
апостольскому преемству. Протестантские епископы имеются в Скандинавии и
Германии (но не среди американских лютеран). В обыденной речи слово
"священник" употребляется в отношении священнослужителя Епископальной
церкви. Однако он не применим к клирикам других протестантских церквей,
если только под ним не подразумевается всеобщее священство всех верующих.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских
до X века. СПб, 1997 |
Современная Энциклопедия |
КЛИР (от греческого kleros - жребий), в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство. |
Орфографический словарь Лопатина |
клир, клир, -а |
Словарь Даля |
муж., церк. собрание священно- и церковнослужителей; весь причт церковный; собрание причетников и певчих. Придти всем клиром, полным собором. Клирный, клировой, к клиру относящийся, принадлежащий. Клировые ведомости, послужные списки клиров. Клирик муж. всякий священно- и церковнослужитель, иногда разумеются одни лишь причетники. Клировщина жен., собир. клирики. Клириков, ему принадлежащий. Клирос муж. или переделанное в крылос, место в церкви для певцов и
самые певцы, во время службы. Клиросный, к клиросу относящийся. Клиросник, клирошанин, крылошанин, поющий на клиросе причетник, дьячек. Клирошанка жен. монастырская послушница, поющая на клиросе. Клиросников, клирошанинов, клирошанкин, ему, ей принадлежащий. Клиросить, петь на клиросе. |
Словарь Ожегова |
КЛИР, -а, муж. В христианской церкви: служители, причт одного храма. |
Словарь синонимов Абрамова |
см. духовенство |
Словарь Ушакова |
КЛИР, клира, ·муж. (·греч. kleros) (церк.). Духовенство какой-нибудь церкви; то же, что причт. |
Толковый словарь Ефремовой |
м.
1)
а) Совокупность духовных лиц - священников, епископов и т.п., исключая архиереев - в христианской церкви.
б) Совокупность церковнослужителей - псаломщиков, пономарей и т.п. - при каком-л. храме.
2) То же, что: ~ос (2). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КЛИР
будет выглядеть так: Что такое КЛИР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|