Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛИНГЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Клингер (Klinger)
        Макс (18.2.1857, Лейпциг, — 4.7.1920, Гросьена, ныне в ГДР), немецкий живописец, график и скульптор. В сериях офортов К. «Жизнь» (1881—84), «Драмы» (1883), «Любовь» (1887), «О смерти» (1889, 1898—1910) яркие образы реальной жизни, обращение к острым социальным проблемам сочетались с фантастикой и трагическим пессимизмом. В живописи («Христос на Олимпе», 1897, Галерея 19 и 20 вв., Вена) более явственно выступают черты стиля «Модерн», претенциозной мистической символики и натурализма. К. стремился возродить полихромную скульптуру («Бетховен», мрамор, гипс, бронза, 1886—1902, Музей изобразительного искусств, Лейпциг).
         Лит.: Мах Klinger... Zum 100. Geburtstag Lpz., 1957.
        М. Клингер. «Мартовские дни». Офорт из цикла «Драмы» (1883).
II
Клингер (Klinger)
        Фридрих Максимилиан (17.2.1752, Франкфурт-на-Майне, — 25.2.1831, Дерпт, ныне Тарту), немецкий писатель. Представитель «Бури и натиска» (См. Буря и натиск). С 1780 жил в России. В центре творчества К. — бунтарь против социальной несправедливости (драмы «Отто», 1775; «Страждущая женщина», 1775), человек несгибаемой воли и сильных страстей (драмы «Близнецы», 1776, «Буря и натиск», 1776). В прологе к драме «Дамокл» (1788) К. объясняет трагедию своих героев пропастью между стремлениями бунтаря и неподготовленностью народа к борьбе. Социально-философские романы К. («Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад», 1791, рус. пер. 1913, и др.) наряду с острой антифеодальной сатирой более чем скептически оценивают новые. буржуазные порядки, отмечены яркими чертами просветительского атеизма.
         Соч.: Werke, Bd 1—2, Weimar. 1958.
         Лит.: Смолян О. А., Клингер в России, «Уч. зап. Ленинградского пед. института», 1958, т. 32, ч. 2, с. 31—77; Hering Chr., F. M. Klinger. Der Weltmann als Dichter, B., 1966 (библ. с. 377-81).
         Н. П. Банникова.
1000 кратких биографических данных
Максимильян (1752 - 1831) - немецкий поэт-драматург, один из представителей "трагического сентиментализма", который господствовал в Германии в конце XVIII столетия и был непосредственным предшественником романтизма. В этом движении, получившем название "бури и натиска" (Sturm und Drang) по заглавию одной из наиболее известных драм Клингера, нашли себе в Германии отзвук политические и литературные брожения второй половины XVIII века. В нем отразились прежде всего идеи Руссо, его неудовлетворенность действительностью, протест против нее во имя свободной личности, культ природы и первобытного состояния, идеалы свободы и равенства. На нем видно и влияние английской литературы того времени, так называемой мещанской драмы и сентиментального романа, искавших трагических сюжетов в повседневной жизни. Одной из наиболее характерных черт этого направления в Германии было стремление к оригинальности, к освобождению от всяких правил, к свободному непосредственному творчеству. Произведения этой школы полны изображений сильных чувств, бурных необузданных порывов, титанических, неопределенных стремлений с яркой демократической окраской. В политически отсталой Германии того времени поэзия была единственной областью, где свободные стремления и демократический протест могли найти свое выражение.
Литературная энциклопедия
Фридрих Максимилиан [Friedrich Klinger, 1752—1831] — немецкий писатель. Р. во Франкфурте на Майне в семье канонира. Мать К., рано овдовев, зарабатывала средства к жизни стиркой и мелочной торговлей. До 1730 он ведет бурную, полную лишений жизнь. Сближается с группой писателей-штюрмеров (см. «Sturm und Drang»), становится одним из крупнейших деятелей эпохи «бури и натиска». В 1755 пишет под сильным впечатлением «Гёца фон Берлих нгена» Гёте трагедию «Otto», из рыцарской жизни — и «Das leidende Weib» (Страдающая женщина), несколько приближающуюся к социальным драмам Ленца (см.). В 1776 К. создает свои наиболее знаменитые произведения — трагедию «Zwillinge» (Близнецы), разрабатывающую характерный для периода «бурных стремлений» мотив братоубийства, драму «Sturm und Drang» (Буря и натиск), давшую название современному К. периоду немецкой лит-ры, пьесы: «Die neue Arria», «Simson Grisaldo» и «Stilpo und seine Sohne» (Стильпо и его сыновья). В названных произведениях, за к-рые К. был прозван врагами «взбесившимся Шекспиром», он в качестве представителя передовых групп революционизирующегося мелкого бюргерства выступает как сокрушитель лит-ых традиций, как враг «старого порядка» в общественной и политической жизни. «Стильпо» — памфлет против самодержавия и апофеоз борьбы за свободу, в «Otto» сильна антиклерикальная тенденция, перерастающая в романе «Der goldene Hahn» (Золотой петух, 1785) в сатиру на христианство. Однако К. сознает бессилие своего протеста. Германия еще не созрела для буржуазной революции. Трагедия К. в том, что его протест против «старого порядка», разбиваясь об инертность широких слоев немецкого бюргерства, перерождается в слепой бунт против «порядка» вообще, хотя бы выраженного в законах природы. Так, весь мир со всеми своими установлениями и обычаями начинает ему рисоваться великой тюрьмой, из к-рой есть только один выход — смерть. Даже самый сильный человек лишь «червь с душой великана» («Отто»); восставший на установленный судьбой порядок неминуемо обречен на падение и гибель (там же), но человек не властен даже над самим собой, чувство долга, веления рассудка разлетаются в прах, когда всевластная природа зажигает в его душе пожар неугасимой страсти. Любовь ведет человека к гибели, низвергает его в пучину древнего хаоса («Страдающая женщина», «Новая Аррия» и др.). Жизнь — это карточный домик, падающий от легкого дуновения («Буря и натиск»). Однако в драме «Simson Grisaldo» пока еще в полуиронической форме намечаются основы новой житейской мудрости. Мелкобуржуазный интеллигент, К., продолжая ненавидеть
309 современный ему соц.-полит. строй, проповедует капитуляцию перед ним. Эта точка зрения развита в ряде романов [«Fausts Leben» (Жизнь Фауста, 1791), «Die Geschichte Giafars» (История Джафара, 1792), «Die Geschichte Raphaels de Aquilas» (История Рафаэля де Аквила, 1793) и др.], написанных в России, куда он приезжает в 1780 и где остается жить до смерти, достигая высоких чинов и почестей (при содействии Павла I он становится шефом пажеского корпуса, куратором Дерптского университета, возводится в чин генерал-лейтенанта). Фауст — герой одноименного романа — стремится внести в мир справедливость, однако все его благородные поступки лишь порождают еще большее зло. Ничтожный «червь» не может брать на себя обязанности судьи и мстителя за зло, «нарушая ход огромного и точно функционирующего механизма», он не способен принести пользу страдающим и угнетенным. Впрочем подобная «мудрость» не свидетельствует об окончательном примирении К. с действительностью. Его последние романы, исполненные горечью, переходящей нередко в мизантропию, с чрезвычайной яркостью продолжают рисовать мрачные стороны современного К. строя (напр. в «Фаусте» сцена самоубийства крестьянина, гибнущего от эксплоатации господ). Библиография: I. «Жизнь, деяния и гибель Фауста», перев. А. Лютера, М., 1913; Werke, 12 Bde, 1809—1815; Ausgewahlte Werke, 12 Bde, 1841; Dramatische Jugendwerke, Hrsg. von Berent und Wolff, 3 Bde, 1912—1913. II Erdmann O., Uber F. M. Klingers dramatische Dichtung n, 1877; Schmidt E., Lenz und Klinger, 1878; Rieger M., Kling in der Sturm und Drangperiode, 2 Bde, 1880—1896; Prosch F., Klingers Romane, 1882; Pfeiffer G. J., Kling rs Faust, 1890; Jacobowski L., Klinger und Shakespeare, 1891; Philipp E., Beitrage zur Kenntnis von Klingers Sprache und Stil, 1909; Hedike F., Die Technik der dramatischen Handlung in Klingers Jugenddramen, 1911; Kurz W., Klingers «Sturm und Drang», 1913; Sturm E., F. M. Klingers philosophisch Dramen, 1916; Moller J., Fr. M. Klingers kulturphilosophische und politische Anschauungen, 1921; Bollag J., F. M. Klingers Kulturprogramm in seiner Abhangigkeit von Rousseau, 1922; Palitzsch O. A., Erlebnisg halt und Formproblem in Klingers Jugenddramen, 1925. Б. П.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛИНГЕР


будет выглядеть так: Что такое КЛИНГЕР