Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Clemens Alexandrinus)
        Тит Флавий (умер до 215), христианский теолог и писатель. Родился в языческой семье и получил универсальное философское и литературное образование; выступал в Александрии как свободный христианский учитель, затем бежал от преследований в Малую Азию. К. Л. — первый христианский мыслитель, стоящий на вершине современной ему образованности; его цель — синтез эллинской культуры и христианской веры; относился к этой цели с оптимистическим воодушевлением, не ощущая глубоких противоречий между двумя идейными мирами, к которым он принадлежал. Религиозный идеал К. А. сохраняет черты античного философского гуманизма; трактаты «Увещание к эллинам» и «Педагог», продолжающие жанровую традицию популярно-философской литературы, интерпретируют христианство как просветительское учение, ниспровергающее языческие суеверия, освобождающее от страха и дарующее внутреннюю независимость. Гимн Христу, которым завершается «Педагог», — одно из первых произведений христианской поэзии. Огромная начитанность К. А. проявилась в собрании набросков, объединённых под заглавием «Строматы» («Ковёр из лоскутков»),— ценном источнике по истории античной философии, которую К. А. с известными оговорками ставит наравне с Библией. В беседе «Какой богаты спасется» евангельское осуждение богатства подменено отвлеченным философским принципом презрения к материальному. В целом, представленный К. А. тип христианства не нашел себе места в средневековой мысли и ожил лишь в философии так называемого христианского гуманизма в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Т. Мор).
         Соч.: [Werke], Bd 1—4, Lpz., 1905—36; 3 Aufl., Bd 2-3, B., 1960-70 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jabrhunderte...).
         Лит.: Миртов Д., Нравственное учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; История философии, т. 1, М., 1940, с. 389— 390; Volker W., Der Wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinvs, B.— Lpz., 1952; Osborn E. F., The philosophy of Clemens of Alexandria, Camb., 1957.
         С. С. Аверинцев.
Античные писатели
    Климент Александрийский, Klemens Aleksandrinos, ок. 140-ок. 215 гг. н. э., греческий философ. Родился, вероятно, в Греции и там получил хорошее риторическое и философское образование. В Александрии появляется в роли последователя Пантея, основателя знаменитой школы катехизы, и руководит этой школой около десяти лет (примерно до 202 г.). позднее уезжает на Восток от гонений на христиан во времена Севера. К. является автором произведений: Узоры (Stromateis) в 8 книгах, Утешение эллинов (Protreptikos pros Hellenas), трудов Как богачу спастись (Tis ho sozomenos plusios), Педагог (Paidagogos) и еще нескольких сочинений, большинство которых утрачено. Стиль К. — трудный, запутанный, хотя порой бывает образным и красочным. Богатый словарный запас, которым располагает К., поставлен на службу разрешению сложнейших проблем современного ему христианства Аттический диалект, окрашенный койне, стал подходящим инструментом для выражения множества тончайших оттенков различий, тщательно выстроенных суждений и абстрактных спекуляций. К. был выдающимся знатоком древней философии и греческой литературы. Наиболее значительное произведение К. — Узоры, являющееся сборником свободно скомпонованных рассуждений, замечаний, предложений. К. своей мыслью поднялся много выше уровня не только своей эпохи, но и последующих. Как один из главных представителей александрийской школы оказал значительное влияние на все свое научное окружение. Современные и позднейшие писатели, как и выдающиеся представители Церкви, имели о нем чрезвычайно высокое мнение. Ученость К. вызывала к нему всеобщее уважение, хотя не все его тезисы признавались правильными. Сочинения К. интересны для исследователей взглядов некоторых философов древности, ибо К. часто выражает свое отношение к их тезисам и приводит о них сведения.
Теософский словарь
    Отец Церкви и плодовитый писатель, неоплатоник и ученик Аммония Саккаса. Он жил между вторым и третьим веком нашей эры в Александрии.
Философский энциклопедический словарь
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (род. ок. 150 – ум. до 215) – христ. теолог и писатель; жил в Александрии, находился под влиянием Платона, Стой и Филона, защитник христ. философии и христ. гностицизма. Всюду и во всем видел божественный логос, в т. ч. и в языческой философии (особенно у Платона), которая необходима как подведение к божественному. Бог может быть определен только негативно. Познающий христианин характеризуется апатией стоиков. Благодаря аскетизму он может стать странствующим Богом во плоти. В беседе «Какой богатый спасется?» господствует принцип презрения ко всем материальным благам.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Clemens Alexand-rinus) Тит Флавий (ум. до 215), христ. теолог и писатель. Стремился к синтезу эллинской культуры и христ. веры, не ощущая глубоких противоречий между двумя идейными мирами, к которым он принадлежал. Религ. идеал К. А. сохраняет черты антич. филос. гуманизма; трактаты «Увещание к эллинам» и «Педагог», продолжающие жанровую традицию популярно-филос. литературы, интерпретируют христианство как просветит. учение, ниспровергающее языч. суеверия, освобождающее от страха и дарующее внутр. независимость. Огромная начитанность К. А. проявилась в собрании набросков, объединённых под заглавием «Строматы» («Ковёр из лоскутков»),— ценном источнике по истории антич. философии, которую К. А. с известными оговорками ставит наравне с Библией. В беседе «Какой богатый спасётся?» евангельское осуждение богатства подменено отвлечённым филос. принципом презрения к материальному. В целом представленный К. А. тип христианства не нашёл себе места в ср.-век. мысли и ожил лишь в философии т. н. христ. гуманизма в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Мор).
        [Werke], Bd 1—4, Lpz., 1905—36; Bd 2—3, В-, 1960—703 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte...).
        M и p т о в Д., Нравств. учение K. ?., СПБ, 1900; История философии, т. 1, М., 1940, с. 389—90; V o l k с r W., Пег wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrimis, В.— Lpz.., 1952; O s-b o r n E. F., The philosophy of Clemens of Alexandria, Camb., 1957.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ