Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛЕМАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Клеман (Clement)
        Жан Батист (31.5.1836, Булонь-сюр-Сен, — 23.2.1903, Париж), французский поэт, общественный деятель и публицист. За выступления против режима Второй империи (См. Вторая империя) в стихах и памфлетах К. подвергался преследованиям. В 1871 член Парижской Коммуны, которую воспел в стихах, осудив её палачей («Кровавая неделя», 1871) и выразив веру в победу народа («Коммунарда», 1871). После падения Коммуны эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. По возвращении на родину (1880) К. обличал лицемерие буржуазной демократии и церкви, призывал к борьбе с Третьей республикой («Песни», 1885, «Сто новых песен», 1899). Песни К. по жанровому разнообразию, образности и простоте стиля восходят к французскому народному творчеству. К. — автор незаконченных воспоминаний о Коммуне «Реванш коммунаров» (1886—87) и бесед «Социальные вопросы в общедоступном изложении...» (т. 1—2, 1887—88).
         Соч.: La chanson populaire. P., 1900; в рус. пер.— Избранные песни, М., 1951.
         Лит.: Данилин Ю., Поэты Парижской Коммуны, т. 1, М., 1947: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Remy Т., Le temps des cerises (J.-B. Clement), P., [1968].
         В. С. Лозовецкий.
II
Клеман (Clement)
        Рене (р. 18.3.1913, Бордо), французский кинорежиссёр. Учился на архитектурном отделении парижской Школы изящных искусств. В кино начинал деятельность в качестве кинооператора, снимал рекламные и видовые фильмы, в конце 30-х гг. работал в Армейской кинослужбе. Во время 2-й мировой войны 1939—45 был участником Движения Сопротивления. Первая большая режиссёрская работа, принёсшая ему известность, — «Битва на рельсах» (1946). Картина в суровой документальной манере рассказывала о борьбе французских железнодорожников против немецких оккупантов. Значительное место в творчестве режиссёра занимает тема 2-й мировой войны: «Проклятые» (1947), «Запрещенные игры» (1952), «День и час» (1963), «Горит ли Париж» (1966). Мотивы поэтического реализма, характерного для предвоенного французского кино, прозвучали в фильме «По ту сторону решётки» (1949, в советском прокате «У стен Малапаги»). К. принадлежит одна из лучших экранизаций Э. Золя — «Жервеза» (1956, по роману «Западня»). К. — один из организаторов группы начинающих кинематографистов «Центр молодых», которая в 1943 была преобразована в Институт высшего кинообразования. Фильмы К. неоднократно получали премии международных кинофестивалей.
         Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Farwagi A., Rene Clement, P., 1967.
         Я. Б. Иоскевич.
Современная Энциклопедия
КЛЕМАН (Clement) Рене (1913 - 1996), французский кинорежиссер. Интерес Клемана к характерам людей, проявляющимся в экстремальных ситуациях, нашел воплощение в антивоенных фильмах: "Битва на рельсах" (1945), "Запрещенные игры" (1952); в драмах: "По ту сторону решетки" (1948, в прокате - "У стен Малапаги"), "Жервеза" (1956). В 60 - 70-е гг. снимал в основном детективы: "Хищники" (1964), "Пассажир, приехавший в дождь" (1970), "Приходящая няня" (1975).
Литературная энциклопедия
Жан Батист [Jean Baptiste Clement, 1836—1903] — французский социалист, поэт и публицист, коммунар. Подростком покинул дом отца, зажиточного мельника под Парижем, в молодости был рабочим, затем стал профессиональным шансонье. Начав с сентиментально-лирической песни, он в середине 60-х гг. под влиянием усилившегося во Франции политического
306 движения переходит к социальной шансоне, к «пееням-повстанкам», не покидая однако сентиментально-идиллического жанра, к которому у него навсегда осталось особое влечение. Они были направлены против режима Второй империи, и это послужило поводом для преследования поэта полицией. В 1867 он вынужден был уехать на год в Бельгию. По возвращении в Париж Клеман продолжает свои выступления в печати против господствующего режима (сатирический листок «Carmagnole», серия бесед «Lanterne du peuple», сатирический еженедельник «Casse-tete»), сотрудничает в прудонистских периодических изданиях. За «оскорбление величества» К. заключают в тюрьму, из которой его освобождает Сентябрьская революция 1870. При Коммуне К. — мэр Монмартра и член Коммуны, сражавшийся за нее на последних баррикадах. После падения Коммуны скрывается в Париже, затем бежит в Англию. Здесь К. близко знакомится с бытом рабочих верфей и шахт и посвящает им ряд популярных песен. Вернувшись по амнистии 1880, принимает участие в социалистических изданиях. При расколе среди французских социалистов в 1882 стал одним из вождей поссибилистов. В 1885 выпустил первый сборник песен «Chansons». В 1886—1887 К. выпустил свои воспоминания о Коммуне «La revanche des communeux», представляющие значительный мемуарный интерес, и серию бесед «Questions sociales a la portee de tous par un homme du peuple». Несколько лет организационной пропагандистской работы в Арденнах, переживавших индустриализацию до того полуфеодальной области, побудили К. сыграть активную роль в расколе среди поссибилистов и выступить на стороне их левого крыла. В 1899 вышел второй его сборник «Cent chansons nouvelles». В 1901 К. основал изд-во социально-пропагандистской лит-ры. Умер в Париже в крайней бедности. — Наиболее ярко дарование К. проявилось не в социальных его песнях, а в интимно-лирических. Ряд песен соединяют интимную лирику с социальными мотивами, но как в тех, так и в других, поэт часто впадает в сентиментальность. Песни на общественные темы численно преобладают в сборниках К. Среди них особо надо отметить «La machine», «Liberte, Egalite, Fraternite», «Les train-miscre», «La Greve» и большую песню-поэму, посвященную Коммуне, — «La Semaine sanglante». Она была написана под свежим впечатлением кровавой недели, одновременно с «Интернационалом» Потье. Обличительным песням К. недостает суровости Потье; он скорее иронизирует и жалуется, чем бичует. Автору «Интернационала» он близок по темам, Дюпону — по мироощущению и темпераменту. Творчество К., характерного представителя рабочей интеллигенции, и его политическая деятельность выражали преимущественно настроения мелкоремесленного и мелкопромышленного парижского пролетариата.
307 Библиография: I. Chansons, P., 1885; Cent chansons nouvelles, P., 1899; La chanson populaire, P., 1900; «1871» — La revanche des communeux, P., 1886—1887: Lanterne du peuple P., 1868; Carmagnole, P., 1868; Questions sociales a la portee de tous par un homme du peuple, P., 1887; «Casse-tete», P., 1869 (журнал Клемана). II. Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма во Франции, изд. 3-е, П., 1923; Parassols L., J. B. Clement, sa vie, son u0153uvre, P., 1904; Bellot E., Les chansonniers socialistes: 1° La chanson sociale, 2° Etude sur J. B. Clement, P., 1901; Sainte-Croix C., de, J. B. Clement (предисл. к «Cent chansons nouvelles»); Mehring, Pottier und Clement, Franzosische Revolutionslieder aus der Zeit der Pariser Commune ubertragen und eingeleitet, Berlin, 1924. Ал. Дробинский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛЕМАН


будет выглядеть так: Что такое КЛЕМАН